Финансирование федерального проекта «Чистый воздух», включенного в нацпроект «Экология», сократили более чем на 6 миллиардов рублей. Об этом заявил председатель думского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, пишут «Ведомости».
Теперь из федерального бюджета на 2024–2026 годы на этот проект готовы выделить сумму на 42% меньше по сравнению с той, которую утвердили законом о бюджете на 2023–2025 годы. Пока проект будущего бюджета только обсуждается. Первое чтение бюджета на заседании в Госдуме запланировано на 26 октября.
«Хочется понять, как при таком финансировании будут достигаться поставленные президентом задачи по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха?» — спрашивал Кобылкин в рамках подготовки к рассмотрению проекта федерального бюджета.
Среди экологических проектов финансирование также снизили федеральным проектам «Чистая страна» (на 30%) и «Оздоровление Волги» (на 12%), госпрограммам «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (на 3%) и «Охрана окружающей среды» (на 5,6%).
Проект «Чистый воздух» направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в воздух в городах-участниках проекта. Среди его задач — снижение выбросов не менее, чем на 20% к 2024 году, а к 2030 году — в два раза.
«Достигнуть целей планируется за счет мероприятий по снижению выбросов от промышленных предприятий, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры», — говорится на сайте проекта.
Сейчас среди участников проекта 12 крупных промышленных центров: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. География проекта постоянно расширяется.
Сейчас в регионах фактически наблюдается провал проекта «Чистый воздух», заявил «Ведомостям» зампред комитета по экологии Владимир Бурматов. Он указал, что, согласно данным Росгидромета, в 2020 году в Челябинске уровень загрязнения воздуха оценивался как повышенный, а в 2021 и 2022 годах — стал хуже и оценивался как очень высокий.
По словам Бурматова, еще несколько лет назад было понятно, что деньги с «Чистого воздуха» направят на другие проекты.
По мнению эколога Илья Рыбальченко, сокращение финансирования федеральных проектов может ухудшить экологическую обстановку, оказать негативное воздействие на здоровье людей и состояние природных ресурсов.
«Недофинансирование „Чистого воздуха“ может ухудшить качество воздуха и увеличить уровень загрязнения, что негативно повлияет на состояние экосистем», — отмечают «Ведомости» со ссылкой на слова Рыбальченко.
«Кедр» писал, что в 2023 году Росприроднадзор без объяснения причин убрал из реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (ОНВОС), подробный перечень выбрасываемых веществ.
Активисты из коалиции общественных движений, защищающих качество воздуха в промышленных городах, указывали, что до 2023 года государственный реестр предприятий содержал полный перечень всех выбрасываемых вредных веществ от каждой отдельной компании. Он включал также и заявленные предприятиями объемы выбросов.
«Это помогало активистам выявлять виновников вредных выбросов, а также обосновывать недопустимость строительства новых мощностей, выбрасывающих те же самые вредные вещества, по которым и так постоянно выявляются систематические превышения ПДК в жилой зоне», — отмечают они.
Согласно исследованию о загрязнении воздуха, которые провели аналитики проекта «Если быть точным», как минимум 35 миллионов россиян живут в населенных пунктах, в которых масса выбросов самых опасных веществ — сероводорода, бензола, формальдегида и других — превышает 50 тонн в год.
В 2022 году Россия заняла 86 место в рейтинге загрязненности воздуха, который составила международная компания по контролю за качеством воздуха IQAir.
Средняя концентрация PM2.5 в России в 2,2 раза выше рекомендованной ВОЗ нормы, отмечает IQAir. В европейском регионе РФ занимает 23 строчку из 48 стран.
Ранее «Кедр» писал о проблемах реализации программы «Чистый воздух» из-за нехватки в России импортной техники и технологий вследствие введения санкций.