Истории

«Мы не будем снижать экологические стандарты»

Импортозамещение и послабления для промышленников — что обсуждали эксперты на экологическом форуме в Москве

10 ноября 2022
Фото: Александр Китаев

Кажется, все, что происходит в России после 24 февраля, ведет лишь к снижению экологических требований. Нельзя не заметить, как изменился тон экоповестки: он не просто стал тише по сравнению с прошлым годом, а встал на паузу, некоторые инициативы и вовсе «дали трещину». Например, приостановлена экологическая сертификация FSC и I-REC, некоммерческая природоохранная организация «Друзья Балтики» признана «иноагентом», а чтобы бизнес смог адаптироваться к новой санкционной действительности, правительство РФ решило снять с него дополнительную нагрузку. Росприроднадзор свернул плановые проверки заводов, а сроки реализации федерального проекта «Чистый воздух», подразумевающего модернизацию производств, решили сдвинуть на два года.

Тем не менее с начала «спецоперации» нам заявляют, что экологические цели страны и крупных компаний остаются неизменными. Но сроки их реализации откладываются до лучших времен, пока промышленность не разберется с импортозамещением. Это происходит на фоне постоянных попыток протащить поправки в природоохранное законодательство — прямо сейчас решается, позволят ли проводить сплошные санитарные рубки на берегах Байкала (запрещенные еще в 1999 году) и изменятся ли правила общественной экоэкспертизы. Но говорить о природоохране продолжают даже в эти непростые времена — в Москве состоялся форум «Экология и промышленность» под эгидой Всероссийского общества охраны природы, где эксперты собрались обсудить текущее положение дел.

Фото: Александр Китаев

«Чистым воздухом» и не пахло

Федеральный проект «Чистый воздух» был запущен в рамках нацпроекта «Экология» еще в 2018 году. Его цель — снизить выбросы опасных загрязняющих веществ в 12 крупных промышленных центрах России: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Норильске, Омске, Новокузнецке, Чите, Череповце и Челябинске. В них совокупно проживает более 10 млн человек. Уменьшение производственных выбросов в этих городах вопрос не столько чистоты окружающей среды, сколько здоровья населения: по первоначальному плану эмиссии вредных веществ должны были сократиться на 20% к 2024 году. Для этого правительство разработало меры по совершенствованию коммунальных систем и озеленению транспорта и территорий. Но снижение выбросов в первую очередь должно было произойти за счет модернизации предприятий и установки новых очистных сооружений. Однако из-за возникших проблем с импортной техникой и технологиями все перенесли на 2026 год.

«В условиях технологических ограничений, которые есть даже не в отношении конкретных компаний, а в отношении страны, в изначально планируемые сроки модернизация завершена не будет. Это просто невозможно — и об этом надо говорить честно.

Скорее всего, реализация проектов, запланированная на 2024 год, сместится не на два года, о которых сейчас принято решение, а на 2030-й,

—  предполагает Александр Закондырин, глава Общественного совета при Минприроды РФ. — При этом практически все крупные компании свои цели сохраняют, но этого нельзя сделать в моменте. Однако в планах Минприроды — расширение количества городов, входящих в проект “Чистый воздух”. Если изначально в программу включили 12 крупнейших промышленных центров, то сейчас мы добавляем еще 29 городов».

На форуме о «Чистом воздухе» говорили с оптимизмом. В последний год проектом занимается Минприроды, хотя до этого исполнение задач лежало на Росприроднадзоре. Максим Корольков, руководитель проектного офиса «Чистого воздуха», рассказал об успехах, которых удалось достичь за минувший год. Среди них — помощь частным домовладельцам в переходе с угля на газ и электричество, закрытие угольных котельных и газификация ТЭЦ, замена старых автобусов на экологичные и акция «Выбираю чистый воздух». Корольков заявил, что предприятиям выгодно становиться более «чистыми» в экономическом плане и некоторые компании этим «увлекаются». Тем же, кто считает экологическую модернизацию слишком затратной, он напомнил: «В настоящее время человеческий капитал — ресурс гораздо более ценный, чем сырье», — подразумевая, что здоровье и жизни людей нельзя сравнивать с деньгами.

Фото: Александр Китаев

Однако, по словам самих чиновников, люди задаются вопросом: «Доколе?» Тех, кто живет в городах с крупными промышленными предприятиями, можно понять, ведь режим «черного неба» и сопутствующие ему заболевания по-прежнему существуют, а чистого воздуха, который на бумагах становится лучше, местные жители пока не ощущают — несмотря на усилия, прилагаемые правительством, и выделяемые бюджеты.

Недавно Росгидромет выпустил обзор о состоянии окружающей среды за 2021 год. Выяснилось, что в пяти городах из «Чистого воздуха» качество воздуха снизилось по сравнению с 2020-м. В Братске загрязнение переквалифицировали с «высокого» на «очень высокое». То же произошло в Красноярске и Новокузнецке, а в Челябинске «повышенный» статус стал «высоким». В Нижнем Тагиле показатель ухудшился еще в 2019-м — второй год подряд загрязнение воздуха числится «высоким». Изначально планировалось, что к 2022 году количество производственных объектов, прошедших модернизацию, достигнет пяти, к 2023 году — десяти, к 2024-му — двадцати. Однако ни в этом, ни в следующем году предприятиям обновления не светят.

Беспризорная промышленность

По мнению главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, сейчас со стороны бизнеса «ситуация в более-менее осознанном режиме». За последние годы к проблемам экологии удалось привлечь внимание, и сейчас компании продолжают заниматься ими даже при отсутствии контролирующих мер. Однако, по словам Радионовой, те, кто не вкладывался в природоохранные мероприятия до 2022 года, не станут заниматься этим и теперь.

«Возможно, вы удивитесь, но именно Росприроднадзор предложил продлить мораторий на плановые проверки до конца 2023 года. Бизнес должен развиваться, мы его не душим и уходим с проверок осознанно, понимая, что потом сможем с него спросить, — объяснила Радионова. — Этот и следующий год покажут, как компании действительно относятся к экологии и населению. И не надо пенять на то, что контролер меня не предупредил. Если ваша жена пересаливает борщ, вам нужен контролер, чтобы научить ее готовить? У вас все написано — вы должны выполнять требования сами».

Светлана Радионова. Фото: Александр Китаев

Радионова добавила, что серьезные нарушения по-прежнему пресекаются Росприроднадзором совместно с прокуратурой, а отсутствие плановых проверок компенсируется активностью волонтерских движений.

«Экология — единственный вид надзора, где есть сила, которую не контролирую ни я, ни кто-либо еще, — это население. А его требования к окружающей среде чрезвычайно высоки».

Также она напомнила, что за два последних года государство дало понять, что готово заниматься экологической обстановкой, но ни промышленность, ни госорганы не смогут справиться с проблемами по отдельности: «Ничего не произойдет, если ментальность общества не примет как данность мысль о том, что экология — дело каждого».

Будущее Норильска

Соорганизатором форума традиционно выступал «Норникель», поэтому будущее Норильска и экологическая модернизация предприятий компании обсуждались особенно оживленно. В первую очередь эксперты отметили «Серную программу» — крупный экологический проект «Норникеля», запущенный в 2016 году и предусматривающий кардинальное сокращение выбросов диоксида серы в Норильском промышленном районе.

«В серном проекте нет абсолютно никаких экономических выгод — это полностью социальный проект. Когда мы его реализуем, Норильск выйдет из всех рейтингов грязных городов страны», — заверил вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнев.

В 2016 году «Норникель» закрыл Никелевый завод — он был самым старым предприятием компании и работал в черте Норильска с 1942 года. Сейчас заканчивается демонтаж и консервация производственных объектов, а остановка одного этого предприятия позволила сократить выбросы диоксида серы на 15% в Заполярном филиале компании и на 30% в самом Норильске. Оставшиеся заводы — Медный и Надеждинский — в совокупности производят 1 млн 800 тысяч тонн выбросов диоксида серы в год. По словам Селезнева, этот объем эквивалентен эмиссиям SO2 всех остальных предприятий страны, а «Серная программа» призвана сократить эти выбросы практически до нуля.

Фото: Александр Китаев

«Серный проект» существует не только на бумаге и онлайн, это производство при производстве — отдельные мощности и цеха будут работать исключительно на сокращение выбросов. Улавливаемый диоксид серы будут перерабатывать в серную кислоту, а из нее при помощи известняка получать нейтральный гипс. 

«Первый этап — это Надеждинский завод. Мы придерживаемся наших первоначальных планов запустить его во второй половине 2023 года. Тем самым мы в два раза сократим выбросы в Норильском регионе, — заверил Станислав Селезнев. — Второй этап — Медный завод. На нем «Серную программу» планировалось запустить в 2025 году, но мы столкнулись с необходимостью полностью переделать этот проект, использовать другое оборудование. Это сложно, потому что пока не ясно, чем его можно заменить. Мы точно реализуем этот проект, но пока непонятно, будет ли смещение сроков».

«И все-таки «Серный проект» можно посчитать в деньгах, я понимаю, почему компания его строит. Потому что Норильску пора развиваться как городу, а не как площадке, о которой мы потом будем вспоминать, показывая страшные картинки. Для подобного производства такой объем выбросов этого вида вещества (диоксида серы — прим. ред.) недопустим. Мы в XXI веке, а не в далеком XIX, поэтому все это делается ради экономики», — считает Светлана Радионова.

Глава Росприроднадзора вспомнила «конфликт» с «Норникелем» после масштабной аварии 2020 года и заверила слушателей, что экологическая стратегия у компании существовала уже тогда, но в то время она казалась более «размытой» и не концентрировалась на «ежесекундных проблемах», поэтому она понимает, почему «Норникель» продолжает вкладывать ресурсы в развитие экологических инициатив. 

«Кедр.медиа» направил вопросы в департамент экологии «Норникеля». Нас интересует, почему сейчас не удается содержать инфраструктуру компании так, чтобы утечки и аварии можно было предупреждать, а не избавляться от их последствий. И не лучше ли вместо расширения производств сначала модернизировать уже существующие.


В «Норникеле» ответили:

«На обновление производственной инфраструктуры ежегодно направляются десятки млрд рублей. Это касается транспортной, логистической, энергетической, металлургической и другой инфраструктуры. 

По энергетической инфраструктуре только в развитие Норильско-Таймырской энергосистемы в 2021 году было инвестировано более 15 млрд рублей. Была проведена работа по техническому перевооружению хозяйства аварийного дизельного топлива. В 2021 году на программу ремонта энергооборудования затратили более 9 млрд. На программу ремонтов в 2022 году выделено более 11 млрд рублей. Уже заменено более 40 км трубопроводов. 

Системная работа ведется компанией по обновлению пульпопроводов. Для обеспечения безаварийной работы хвостового хозяйства в 2016 году завершен капитальный ремонт по замене стального пульпопровода Надеждинского металлургического завода на новый пульпопровод из футерованных полиэтиленом труб SOMEX, это надежный и экологически безопасный способ транспортировки отвального материала. Выполненное мероприятие с 2017 года позволило исключить проливы материала из пульпопровода. В текущем году завершен капитальный ремонт резервного пульпопровода гидротранспорта отвальных хвостов, начатый в 2020 году. Резервный трубопровод аналогичен хорошо себя зарекомендовавшему действующему трубопроводу.

С полным перечнем работ по ремонту и модернизации инфраструктуры можно ознакомиться в годовом отчете и  отчете по устойчивому развитию компании.  

Инвестиции в текущие ремонты растут каждый год. На ремонтную деятельность Ремонтно-строительного треста, который выполняет капитальное строительство, текущие ремонты основных фондов подразделений Заполярного филиала «Норникеля» в 2022 году было выделено 3 686 405 млрд рублей, в 2023 году — 4 862 964 млрд рублей.

В октябре 2022 года Норильско-Таймырская энергетическая компания сдала в эксплуатацию новые локальные очистные сооружения (ЛОС). Три возведенных объекта являются первыми промышленными ЛОС на территории Норильска, проектирование и возведение которых началось еще в 2019 году.

Локальные очистные сооружения располагаются на официально зарегистрированных выпусках промышленных стоков и предназначены для очистки промышленных стоков от взвешенных веществ, нефтепродуктов, металлов и других вредных примесей до требований нормативов, предъявляемых к водоемам рыбохозяйственного назначения.

Технология очистки промышленных сточных вод осуществляется при помощи реагентов, которые, взаимодействуя со стоками, одни загрязнения выводят в осадок, другие поднимают на поверхность. Взвеси задерживаются специальными фильтрами, на выходе остается чистая вода. 

Введенные в эксплуатацию очистные сооружения различны по мощности:

  • Самый мощный по объему очистки объект обладает производительностью 5500 м3/сут. К нему подключены 27 абонентов, в том числе: Цементный завод, «Нортранс-Норильск», часть площадок Медного завода и предприятие «Медвежий ручей».
  • Второй ЛОС по мощности имеет производительность 1100 м3/сут. К нему подключены 7 абонентов, включая Норильскую нефтебазу ТТК и площадки ПТЖТ.
  • Третий ЛОС обладает производительностью 700 м3/сут. Подключены 10 абонентов, в том числе Медный завод и промышленные площадки на улице Вокзальной.

Данные ЛОС стали первыми объектами по очистке промышленных стоков среди планируемых в Норильске и позволили подключить к системе 44 абонента. Общая стоимость строительства первых трех объектов составила порядка 1 млрд 141 млн рублей, четвертый строящийся объект обойдется почти в 500 млн рублей.

 «НТЭК» и дальше продолжит реализовывать важные экологические проекты, и к 2023 году будет введено в эксплуатацию локально-очистное сооружение для очистки промышленных стоков мощностью 11 000 м3/сут. К нему планируется подключить 17 абонентов, среди которых объекты «ПЕСХ», «ЦАТК», а также вновь построенная канализационная насосная станция, производительностью 200 м3/сут.

Кроме того, согласно программе капитального строительства «НТЭК», в период с 2023 по 2025 годы планируется реализовать 12 проектов по строительству очистных сооружений для очистки ливневых и промышленных стоков различной мощности от 700 до 10 000 м3/сут на разных производственных площадках».

«Здесь будет Марс»

Гигантский медный карьер на Урале расширяется в сторону 8-тысячного поселка. Жители протестуют

Общаются ли киты на разных концах планеты?

Бонусный отрывок из книги Эда Йонга «Необъятный мир» — для читателей «Кедра»

Кто в цирке не смеется

Анатомия цирков с животными: почему десятки тысяч россиян требуют их запретить. Разбор «Кедра»

Чувствуют ли животные боль?

Отрывок из новой книги Эда Йонга «Необъятный мир. Как животные ощущают скрытую от нас реальность»

Суп для Ван Гога

Зачем климатические активисты на Западе обливают картины краской? «Кедр» спросил их самих