Москва Почему статус столицы не помогает решать экологические проблемы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Москва — крупнейший по численности населения город России. Только официально здесь живет более 13 млн человек, а вместе с агломерацией, по словам мэра Сергея Собянина, 25 млн.
Во всех рейтингах, оценивающих благополучие российских регионов, Москва занимает если не первые, то верхние строчки. Пятая по уровню зарплат, третья по доступности и качеству медицинской помощи, первая по качеству жизни и инвестиционной привлекательности. Вот и в общероссийском экологическом рейтинге она занимает третью позицию — сразу после Республики Алтай и Мурманской области. Однако эксперты сомневаются, что столица действительно экологически благополучна.
— С точки зрения экологии лидерство в любых рейтингах должно вызывать некоторый скепсис, — считает опрошенный «Кедром» эколог. — Потому что оно не говорит о том, что в городе реально благополучная экологическая обстановка, а лишь о том, что в сравнении с другими городами все не так плохо. Куда важнее, какие изменения происходят и как власти регулируют эту сферу. Тут у Москвы все сложно.
«Кедр» рассказывает об основных экологических проблемах столицы, которая подчас пожирает саму себя из-за стремления непрерывно расти и осваивать деньги.
Факты
Больше половины из 150 московских рек и ручьев убраны в коллекторы ради застройки.
В советские годы прямо в черте Москвы захоранивали радиоактивные отходы. Каждый год их находят на улицах города.
Москва — единственный в стране город, где косатки содержатся в неволе. Сейчас в «Москвариуме» находится последняя живущая особь, 11-летняя Найя. Петицию за ее освобождение подписали более 132 тысяч человек.
Цифры
На 130 000 тонн удалось снизить выбросы углекислого газа в Москве с 2018 года из-за перехода с автобусов на электробусы.
60,3 тонны наиболее опасных для человека веществ — сероводорода, бензола, формальдегида — выбрасывается в воздух Москвы ежегодно. Больше только в Мурманской, Свердловской, Астраханской и Калининградской областях.
0,008 га леса приходится на одного жителя Москвы. Это меньше, чем в среднем на одного горожанина в России — 0,01 га.
Экологические проблемы
Загрязнение воздуха
Уничтожение зеленых зон и упразднение особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
Загрязнение Москвы-реки и ее притоков
Радиационное загрязнение
Эксперт по городским лесам (анонимно):
«К сожалению, Москве не хватает системной работы по выстраиванию зеленого каркаса города. Поэтому многие важные для человека территории теряются из-за непонимания их важности городскими властями»
Загрязнение воздуха
Нефтеперерабатывающий завод в Капотне, Москва. Фото: A.Savin / Wikipedia
Власти Москвы считают удовлетворительным качество воздуха в столице. Основными источниками загрязнения, как и в большинстве крупных городов, являютсягородская пыль (26%), выбросы от транспорта (23%) и промышленного производства (20%).
За состоянием воздуха следят 56 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы. Они анализируют содержание 16 вредных веществ и каждый день проводят больше 50 000 измерений. Посмотреть результаты замеров можно на официальном портале, но есть нюанс: мониторинг охватывает не все районы столицы. Так, жители Некрасовки годами чувствуют в воздухе «едкую вонь жженого мусора» или «нотки медикаментов», жалуются на слабость, кашель и головные боли — но до сих пор не знают, чем именно дышат и что является источником неприятных запахов.
— В Некрасовке, где находится сразу 12 промышленных предприятий, процветает «теневая экономика», — объясняет опрошенный «Кедром» эколог. — Одни предприятия сжигают отходы по ночам или в выходные дни. Другие, в основном малый бизнес, не ведут учет выбросов. Надзорные органы не могут или не хотят это пресекать. На протяжении нескольких лет у жителей не получается добиться, чтобы данные о состоянии воздуха в их районе включили в общегородскую статистику. То есть они, в отличие от жителей многих других московских районов, лишены возможности следить за состоянием воздуха в режиме онлайн. Город в результате не знает, сколько выбросов происходит на самом деле.
Станций мониторинга воздуха нет в районах Строгино, Дорогомилово, Гольяново, Чертаново, Зюзино, а также почти нигде на территории Новой Москвы. Но и там, где они есть, люди жалуются на ощутимые загрязнения. «На протяжении месяца безумно пахнет нефтеперерабатывающий или какой-то другой завод в Капотне. Ночью невозможно окна открыть. Запах будто разлили бензин в квартире», — писали жители района Котельники в сентябре 2024 года. За месяц до этого жители Северного района сообщали о тошнотворном запахе, источником которого оказался завод «Тонкий органический синтез».
Опрошенные «Кедром» экологи, впрочем, отмечают, что ситуация с качеством воздуха в столице сегодня лучше, чем 20 лет назад. Власти на самом деле прикладывают усилия, чтобы воздух становился чище.
— В нулевые в Москве произошел бум промышленного производства, а вместе с ним и рост выбросов загрязняющих веществ.
С появлением системы мониторинга дышать все-таки стало легче: промышленников обязали модернизировать оборудование. Еще при мэре Юрии Лужкове начался постепенный вывод промышленных зон из Москвы в Подмосковье. Это тоже улучшило качество воздуха в самой Москве, — говорит собеседник «Кедра».
Еще один эколог подчеркивает, что столичные власти создают инфраструктуру железнодорожного общественного транспорта: например, развивают метро или московские центральные диаметры — наземный метрополитен. Это помогает перевозить большее число пассажиров с меньшим количеством выбросов по сравнению с автомобильным транспортом или автобусами.
Уничтожение зеленых зон
Вырубка в районе Курьяново. Фото: Андрей Дворников
В декабре 2024 года Москва стала первым регионом России, упразднившим свои особо охраняемые природные территории — их было 146. Все они получили статус особо охраняемых зеленых территорий, который охранным является лишь условно. На таких землях возможно строительство и прокладка коммуникаций — для этого нужно лишь соответствующее решение градостроительной комиссии.
Чтобы защитить городские леса и парки, москвичи начали сбор подписей под обращением к президенту и правительству России с требованием отменить постановление мэрии. Юристы экологического центра «Зеленая метка» обратились с аналогичным требованием в суд, подав иск против столичного правительства. Однако выяснилось, что еще до экозащитников такой же иск подал экс-депутат Мосгордумы Александр Соловьев — и проиграл его за один день. Теперь экоактивистам будет сложнее оспорить решение Сергея Собянина.
— Москва является своего рода законодателем моды во многих вопросах, в том числе экологических. В этой ситуации она подает другим регионам плохой пример обращения с особо охраняемыми природными территориями, — считает один из собеседников «Кедра».
Как предполагают эксперты, упразднение особо охраняемых территорий в Москве может быть связано с желанием освоить средства на их «благоустройстве» — прокладке дорожек, установке скамеек, открытии киосков — или, что еще хуже, — с планами застройки: ежегодный прирост населения Москвы исчисляется сотнями тысяч человек, и всем нужно жилье.
Но и безотносительно охраняемых территорий в столице к зеленым зонам относятся без особенного пиетета. В начале 2023 года жители района Печатники забеспокоились: лесной массив размером не менее 50 га, располагавшийся на противоположном от музея-заповедника «Коломенское» берегу Москвы-реки, начали стремительно вырубать. По документам этот массив был охранной зоной музея-заповедника, а также буферной санитарно-защитной зоной расположенных рядом очистных сооружений. Однако рубки это не остановило, а местным активистам сообщили: участок понадобился Минобороны.
Спутниковые снимки поймы напротив Коломенского в 2023 году и сейчас
— К сожалению, в Москве не хватает системной работы по выстраиванию зеленого каркаса города.
Поэтому многие важные территории теряются — возможно, просто по недомыслию, из-за непонимания их важности городскими властями, — объясняет «Кедру» эксперт по городским лесам. — Та зеленая зона напротив «Коломенского» была вполне приличной площади. Но официально это был ничем не занятый пустырь. Такое происходит по всему городу ежегодно. Официальная статистика подобное сокращение зеленых пространств не фиксирует, потому что эти пространства таковыми не числятся.
Кроме того, деревья в Москве вырубаются и точечно. Это делается в рамках благоустройства и городского озеленения.
— Происходит замена старых и крупных деревьев, особенно тополей, молодыми, пусть даже модными и красивыми, но объективно с гораздо меньшими кронами, — объясняет эксперт по городским лесам. — А от размера кроны дерева и площади листовой поверхности прямо зависит вклад, вносимый в экологическое благополучие города: сколько дерево поглощает шума, пыли, испаряет влаги и дает тени, насколько снижает температуру воздуха в самые жаркие и сухие дни.
Загрязнение Москвы-реки
Мор чаек в Курьяново, 2024 год. Фото: Печатники и точка! / Vk.com
Летом 2024 года жители микрорайона Курьяново пожаловались на массовый мор чаек на Москве-реке. Люди полагали, что птицы наелись рыбой, отравленной выбросами «Мосводостока» — предприятия, ответственного за эксплуатацию систем водоотведения в столице. Предположение было сделано неслучайно: сотрудников именно этой компании застали за вылавливанием трупов птиц из воды.
В 2023 году независимая экспертиза показала, что вода в Москве-реке в районе Курьяново, где находятся крупные очистные сооружения, критически загрязнена: содержание марганца в ней превышало санитарные нормы на 2900%, железа — на 1433,33%, никеля — на 105%, а аммоний-ионов, свидетельствующих о бактериальном загрязнении, — на 166,67%. «Мосводосток» тогда не стал снимать с себя ответственность и в скором времени сообщил: все нарушения устранены, вода в Москве-реке безопасна.
Но ответственность за гибель чаек компания на себя не взяла.
— Сейчас все проверки запрещены правительственным постановлением № 336. Хотя ситуация в Курьяново, на мой взгляд, представляет угрозу жизни и здоровью людей. Они продолжают отдыхать на берегу в теплые месяцы, шашлыки жарят. Дети жалуются, что вода странно пахнет, но все равно купаются, — рассказала «Кедру» жительница района, которая несколько лет добивается остановки выбросов.
Купаться в Москве-реке — не только в районе Курьяново — затея плохая. В 2024 году Роспотребнадзор сообщил, что река непригодна для купания.
Соответствующими санитарным нормам назвали только семь московских пляжей. Все они расположены на берегах водохранилищ и городских прудов.
В мэрии Москвы также признают загрязненность реки нефтепродуктами, металлами и соединениями азота и фосфора из канализационных стоков.
Не рекомендуют и есть пойманную в Москве-реке рыбу — содержание в ней микроорганизмов, которые могут вызвать пищевое отравление, почти в 10 раз выше нормы.
Радиационная угроза
Радиоактивные отходы около Московский завод полиметаллов, 2025 год. Фото: Андрей Ожаровский
— Москва в 1940-е годы, когда началась гонка вооружений, стала центром атомной науки. Не промышленности, а именно науки, — объясняет инженер-физик Андрей Ожаровский. — Тогда экологические стандарты были крайне низкими, а отношение к радиоактивным отходам — абсолютно наплевательским. В частности, их использовали для отсыпки дорог и засыпки оврагов. Некоторые просто выливали в Москву-реку, и сейчас мы видим последствия такого подхода.
В районе Щукино — на северо-западе Москвы — течет Соболевский ручей. Его Исток расположен на территории щукинского «ядерного кластера», где в советские годы отрабатывался процесс выделения плутония из отработавшего ядерного топлива. Свои отходы институт сливал именно в Соболевский ручей, который втекает в Москву-реку.
— В 1940-е годы не были известны многие убийственные свойства радиоактивных веществ. Радиация незаметна, она невидима обычному человеку, поэтому институт принял самое дешевое решение, — говорит Ожаровский. — До сих пор на дне ручья есть отложения радиоактивных веществ, которые образовались где-то в ядерном кластере. Их можно зафиксировать, если прийти к ручью с дозиметром. В первую очередь там цезий-137, искусственный радиоактивный изотоп, которого в природе не существует. Берега Соболевского ручья несколько раз очищали и рапортовали, что все в порядке. Но это не так.
Другой проблемный район — Сабурово, где находится Московский завод полиметаллов (МЗП). В советские годы это предприятие производило редкие элементы и их соединения для атомной отрасли. С 1940-х по 1970-е МЗП складировал отходы прямо на берегу Москвы-реки. По словам Андрея Ожаровского, до сих пор в неофициальном могильнике завода лежит около 60 000 тонн радиоактивных отходов. Некоторые из них оказываются на поверхности.
В марте 2025 года на Каширском шоссе Ожаровский обнаружил радиоактивные отходы МЗП. Понять, что они представляют опасность, можно только с дозиметром, — внешне отходы напоминают камни, но излучение от них составляет 3,2 мкзВ/ч. Это на 3200% выше средних показателей по Москве. После звонка в ФГУП «Радон» радиоактивные камни вывезли, однако Андрей Ожаровский не исключает, что на территории могут оставаться другие отходы, закопанные заводом полиметаллов.
Участки радиоактивного загрязнения, по словам эксперта, выявляют в Москве ежегодно.
Почти все они расположены около бывших и действующих советских заводов или около полигонов, на которых десятилетия назад закапывали радиоактивные отходы.
Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны