Этот год в нацпарке «Лосиный остров», частично находящемся в административных границах Москвы, а частично — Московской области, начался с масштабной рубки деревьев. На нее обратили внимание жители домов на Погонном проезде. Что это были за работы, никто им ответить не мог. Местные утверждают, что рабочие, которых они спрашивали о целях рубок, ссылались на «нужды армии».
Алексей Васильев, помощник депутата Мосгордумы Михаила Тимонова, приехал на место и вызвал полицию. Ее сотрудники подтвердили, что работы проводятся официально, но дополнительных комментариев не дали: кто заказчик — узнать не удалось. Без ответа остался и вопрос о том, согласованы ли рубки с Минприроды.
Еще более масштабные работы начались в той части нацпарка, которая находится за чертой Московского центрального кольца (МЦК). Там возводили дорогу от жилого комплекса «Сказочный лес» к станции «Белокаменная». Как утверждал член комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов, для строительства этой дороги стройтехника расчистила примерно 4 гектара особо охраняемой природной территории.
Оценить масштаб рубки можно на видео.
Неравнодушные
Местные жители не смогли спокойно смотреть на то, как вырубают национальный парк. Алексей Устинов рассказывает, что позвонил в администрацию «Лосиного острова», чтобы узнать, что происходит. Но в call-центре ему ответили: «Ничего не знаем». Алексей попросил соединить его с администрацией и получил ответ: обращения будут приняты только в письменном виде.
Устинов позвонил в департамент природопользования Москвы. Там ему сказали, что «Лосиный остров» — «не их зона ответственности», а также добавили: «Звоните федералам, в Росприродадзор». Мужчина так и поступил, однако столкнулся с бездействием: ему сообщили, что обращение принято, но с ним никто больше не связался, а рубки — даже до выяснения обстоятельств — не остановили.
По словам Устинова, на месте строительства работали сотрудники МЧС и представители ГБУ «Жилищник»: «И никто ничего не хотел говорить. Я уже после прочитал, что дело связано с оборонкой, и решил, что тут уж ничего не сделать».
Другой местный житель Василий обратился с жалобами по поводу рубки леса сразу в пятнадцать инстанций. Среди них: департамент природопользования Москвы, управа района «Метрогородок», Минприроды России, прокуратура Москвы.
«Пришли ответы из управы Метрогородка и из департамента природопользования: все, мол, переадресовано в администрацию нацпарка «Лосиный остров». А из администрации «Лосиного острова» ответили: «Работы проводятся в интересах национальной безопасности».
«Из администрации президента мое обращение перенаправили в Росприроднадзор. Оттуда ответа нет. Из Минприроды поступил ответ: срок обработки обращения продлен… А по факту дорогу уже отстроили», — рассказывает Василий.
Пара слов из закона
На всей территории рубки жители не смогли найти ни единого информационного стенда, на котором было бы написано, что за работы ведутся, с какой целью и кто за них отвечает. Хотя, согласно закону, эти стенды на месте строительства должны быть обязательно.
Согласно статье 15 закона «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам. В том числе — строительство магистральных дорог.
По словам руководителя программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаила Крейндлина, экологам сейчас неизвестно, с какими целями была проведена рубка.
«Достоверной информации у меня, как и у всех, нет, — объясняет Крейндлин. — Есть действительно большое подозрение, что (опять же, тут могу только ссылаться на мнение коллег) то ли уже поставили, то ли ставят объект ПВО, а ту часть парка, которую вырубают, рубят под дороги к объекту. Теперь что касается законности. «Лосиный остров» — это национальный парк. Соответственно, по закону «Об особо охраняемых природных территориях», любое строительство и связанные с ним рубки в этом месте возможны только в случае, если это необходимо для самого парка либо для населенных пунктов, которые расположены в его границах. В этой части нацпарка находится город Москва. Соответственно, это могло быть сделано либо для нужд самого нацпарка, либо для нужд Москвы. Это должно быть определенным образом оформлено.
Для этого необходимо согласование с Минприроды России. А поскольку дорога — это объект капитального строительства, то, согласно закону «Об экологической экспертизе», еще и государственная экспертиза. Эти работы должны быть включены в какую-либо федеральную программу, и тогда должна быть проведена госэкспертиза проектной документации, в рамках которой проводится оценка воздействия на окружающую среду. Этому, по-хорошему, должны были предшествовать общественные слушания, кроме, правда, ситуаций, когда это секретный объект. Тогда слушания не проводятся, но экологическая экспертиза все равно должна быть. И экспертиза проектной документации. После этого должно быть выдано разрешение на строительство. Если какого-либо из этих документов нет, значит, эти рубки и строительство незаконны. Если все это формально соблюдено, то все законно. На данный момент нет никакой публичной информации, которая бы позволяла оценить законность происходящего. Исключений закон для военных объектов не делает».
Greenpeace обратился в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность вырубки и строительства дороги в «Лосином острове».