Поддержать
Сюжеты

«Нам не нужен ни ветер, ни солнце. Они — проклятье» Экологическая политика Трампа: что он уже натворил?

16 октября 2025Читайте нас в Telegram
Фото: D. Myles Cullen / Official White House Photos

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

«Изменение климата — величайшее мошенничество, когда-либо совершенное в мире. Нет больше глобального потепления, нет больше глобального похолодания. Все эти прогнозы оказались неверными. Их делали глупые люди. Они не дали своим странам ни единого шанса на успех. Если вы не избавитесь от этой зеленой аферы, ваша страна потерпит крах», — выступая 23 сентября на Генассамблее ООН, президент США Дональд Трамп произнес речь, широко разошедшуюся по мировым СМИ. Помимо нападок на своего предшественника Джо Байдена и европейских лидеров, он раскритиковал и ученых-климатологов, заявив, что их работа «стоила странам целого состояния».

С момента инаугурации нового президента США прошло всего девять месяцев, но экологическая политика Штатов при нем кардинально изменилась. Только в первые сто дней правления он и его администрация инициировали 145 мер по отмене или ослаблению экологических норм. И от этой линии Трамп явно не намерен отступать.

«Кедр» рассказывает, какие из принятых решений Трампа наиболее губительны для природы и окружающей среды.

«Красивый чистый уголь»

Одним из предвыборных обещаний Трампа был выход из Парижского соглашения по климату. И он его сдержал в первый же день президентства. Указ о том, что США больше не будут сотрудничать с остальным миром в борьбе с глобальным потеплением, был подписан на сцене в Вашингтоне — при большом скоплении сторонников республиканской партии.

«Соединенные Штаты не будут саботировать свою промышленность», — торжественно заявил Трамп.

Ученые и активисты не просто раскритиковали — они обрушились на это решение, назвав его «позорным и разрушительным», «потворствующим индустрии ископаемого топлива».

«Решение игнорировать научные факты о высоких рисках, связанных с изменением климата, безответственно не только по отношению к американскому народу, но и к жителям других стран и всему живому на этой планете.

Администрация США предпочитает старые технологии инновациям и преобразованиям. Она отвергает огромные преимущества и выгоды, которые может принести лидерство в следующей промышленной революции — декарбонизации», — заявил климатолог Томас Стокер.

Энергия от возобновляемых источников уже сегодня дешевле получаемой от любого ископаемого топлива: солнечная — как минимум на 41%, ветровая — как минимум на 53%. Полный переход на них к 2040 году, согласно исследованию Брукингского института, может снизить оптовые цены на электроэнергию в США на 20–80% в зависимости от штата. Это, по оценкам экспертов, будет способствовать росту зарплат на 2-3%.

«Когда электроэнергия дешевеет, фирмы становятся прибыльнее. Когда фирмы становятся прибыльнее, они нанимают больше сотрудников, что стимулирует рынок труда и зарплаты», — отметили в институте.

Однако сейчас Соединенные Штаты, очевидно, движутся в другом направлении. Эксперты сходятся во мнении: новая экологическая политика страны — не про сохранение окружающей среды и развитие сберегающих технологий, а про освоение уже имеющихся ресурсов. Подтверждение этому — целый ряд документов, подписанных Дональдом Трампом:

  • В апреле — снова на публике, перед тридцатью шахтерами — он подписал указ о поддержке угледобывающей промышленности Соединенных Штатов. «Все эти заводы, которые были закрыты, будут открыты, — заявил президент. — Я называю это красивым чистым углем».
  • В мае Трамп распорядился увеличить в четыре раза мощности атомной энергетики в стране, что означает увеличение добычи урана.
  • В июне администрация президента объявила о снятии запрета на добычу полезных ископаемых на ⅔ площади Национального нефтяного резерва Аляски — в местах обитания краснокнижных белых медведей, а также гризли и северных оленей и на важной территории для перелетных птиц.
Нефтяной терминал в городе Валдиз на юге Аляски. Фото: JLS Photography — Alaska / Flickr

Последнее решение — вполне в духе российских законодателей — американские власти обосновали необходимостью «обеспечить энергетическую независимость» Соединенных Штатов. Министр энергетики Крис Райт заявил, что добыча нефти — «двигатель экономического роста» Аляски.

Экологические организации давно опасались, что Аляска, учитывая обилие неиспользованных запасов нефти и газа, станет мишенью для администрации Трампа. «Решение об отмене мер защиты в наиболее экологически важных районах Западной Арктики ставит под угрозу природу, местные сообщества и наш климат, и все это делается для того, чтобы умиротворить добывающие отрасли», — заявила Кристен Миллер, исполнительный директор Лиги дикой природы Аляски.

Трамп действительно начал эти отрасли «умиротворять». За время своего второго президентства он уже ввел ряд крупных пошлин, затронувших практически все товары, импортируемые в страну. Единственный сектор, на который не будут распространяться новые пошлины, составляют компании, добывающие ископаемое топливо, а также занимающиеся импортом сжиженного природного газа, сырой нефти и материалами, необходимыми для производства нефтехимической продукции. Вероятно, этот жест Трампа связан с тем, что нефтяные, газовые и угольные корпорации вложили в его предвыборную кампанию $96 млн.

А вот возобновляемую энергетику президент США назвал «дорогостоящей и ненадежной»:

«Нам не нужен ни ветер, ни солнце. Они — проклятие нашей страны. Они наносят огромный вред, и разумные страны этим не пользуются», — заявил он на одном из совещаний с правительством.

В июле Трамп лишил производителей ветряных и солнечных электростанций налоговых льгот.

Такая фронда со стороны одного из крупнейших эмитентов парниковых газов, безусловно, не способствует достижению международных целей по борьбе с глобальным потеплением.

«Ненужные ограничения для рыбаков»

В апреле Трамп издал указ, которым снял запрет на рыболовство на территории национального памятника «Наследие морских островов Тихого океана».

Памятник охватывает семь островов и атоллов, а также 165 подводных гор, значимых для охраны морского биоразнообразия. Он является средой обитания многих редких видов: морских птиц, зеленых и биссовых черепах, гигантских моллюсков, шишкоголовых рыб-попугаев, дельфинов и китов, а также включает в себя хрупкие экосистемы древнейших в мире колоний кораллов.

Сине-зелёные хромисы плавают над кораллами «оленьи рога» в атолле Пальмира. Фото: Picasa/Shark Stewards

Свое решение Трамп обосновал стремлением сделать США «мировым лидером по производству морепродуктов». Для большей убедительности он подчеркнул, что его об этом попросили жители Гавайев, которым якобы приходится слишком долго плыть, чтобы обогнуть охраняемую территорию и начать лов. За кадром осталось то, что Гавайи находятся почти в 3000 км от памятника природы.

«Он говорит, что рыбакам с Гавайев нужно плыть несколько дней, чтобы половить рыбу. Но, чтобы добраться до этих островов, невозможно не плыть несколько дней. Это одно из самых удаленных мест на Земле… И оно определенно не рядом с Гавайями», — отметил адвокат природоохранной организации Earthjustice Дэвид Хенкин.

Удовлетворены ли решением Трампа простые гавайские рыбаки, неизвестно. Но коммерческие компании — определенно.

«Коммерческий рыболовный флот США не только соответствует целям охраны природы, но и жизненно важен для национальной продовольственной безопасности, экономической устойчивости и морского присутствия в Тихом океане», — подчеркнул председатель Регионального совета по управлению рыболовством в Западной части Тихого океана Уильям Суорд.

В свою очередь экологи и ученые назвали решение Трампа «неправильным шагом в неподходящее время».

«Заявление президента Трампа грозит уничтожением одной из последних в мире здоровых и диких океанических экосистем. Коммерческое рыболовство приведет к уничтожению большого количества рыбы, акул, черепах и других морских обитателей в качестве улова и в качестве случайного прилова. Это полностью нарушит подводную экосистему и нанесет ущерб пищевой цепочке, — сказала исполнительный директор Совета по охране природы Гавайев Джони Питерс.

«Леса — рубить, рубить, рубить»

Еще один указ Трампа снимает запрет на вырубку почти трети национальных лесов Америки. Речь идет об отмене так называемых «правил бездорожья», которые запрещают строительство новых дорог, сплошные вырубки и добычу полезных ископаемых на почти 240 000 км². Правила вступили в силу в 2001 году, в последние дни президентства Билла Клинтона. Отменить их Трамп пытался еще во время своего первого президентского срока, но из-за большого количества исков со стороны экоактивистов сделать этого не удалось.

Стремление США самостоятельно закрывать свои потребности в древесине усиливается из-за ухудшения отношений с Канадой, которая поставляла Штатам около 30% хвойных пиломатериалов. «Жизненно важно, чтобы мы увеличили внутреннее производство древесины для защиты нашей национальной и экономической безопасности», — говорится в указе.

В документе также закреплено, что лесозаготовительные проекты могут одобрять в ускоренном режиме, если они направлены на снижение риска лесных пожаров путем «прореживания» растительности. Ведь если нет лесов, то нечему и гореть. Ученые, правда, утверждают, что вырубка старых, устойчивых к пожарам лесов только увеличивает риск возгораний.

«Этот указ Трампа — самая вопиющая попытка президента в истории Америки передать федеральные государственные земли лесозаготовительной промышленности, — заявил специалист по лесным пожарам Чед Хэнсон.

— Что еще хуже, указ президента основан на лжи, поскольку Трамп утверждает, что дополнительная вырубка леса позволит остановить лесные пожары и защитить население, в то время как подавляющее большинство доказательств свидетельствует об обратном».

В лесных штатах сторонники Трампа приветствуют смягчение экологических норм и видят в «импортозамещении по-американски» возможность увеличить внутренние поставки древесины и вернуть рабочие места в сельские поселения. В штате Юта, где насчитывается 4 млн акров учтенных бездорожных земель, член Палаты представителей США Селеста Малой заявила, что часто слышит избирателей, недовольных ограничениями на рубки, и поддерживает их отмену: «Одна из часто встречающихся жалоб моих избирателей заключается в том, что федеральное правительство управляет большой частью наших ресурсов, но не всегда прислушивается к людям, которые живут среди этих ресурсов».

Фото: Heber Davis / Unsplash

Распоряжения Трампа обязывают профильные органы власти устанавливать жесткие целевые показатели по вырубке древесины.

«Это будет реализовано поистине ужасающим образом, — считают специалисты Центра биологического разнообразия. — Некоторые штаты уже вовсю хватаются за это, потому что рассматривают национальные леса как места, где можно рубить, рубить, рубить».

По данным проекта Джона Мьюира, лесозаготовки в США ежегодно приводят к выбросам около 723 млн тонн углекислого газа — это в 10 раз больше, чем выбросы из-за лесных пожаров. Специалисты подчеркивают, что администрация Трампа исходит из ошибочного представления о том, что чем больше лесов вырубается, тем ниже риск пожаров. И отмечают, что наука говорит об обратном: большинство природных пожаров происходит вблизи дорог и вырубок.

Кроме того, сведение лесов влечет и утрату мест обитания животных, а это ведет к разбалансировке экосистем в целом. По данным Национального лесного фонда, если директива Трампа будет реализована, для многих видов последствия этого решения будут губительными.

Впрочем, и для остального мира — хотя бы из-за климатических решений — политика Трампа губительна. Она напоминает игру в дженгу: из башни мировой экологической стабильности выдергиваются все новые бруски. Вопрос лишь в том, как далеко зайдет новый президент США.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Как мы все умрем по-голливудски

Насколько реалистична гибель Земли в популярных фильмах-катастрофах — разбор «Кедра»

Встали как горы

Истории защитников заповедного плато Лагонаки, которые бросили вызов бывшему министру и крупнейшему землевладельцу страны

Беспокоиться созидательно

Как жить с климатической тревогой и не дать ей управлять собой — объясняет психолог

Ни мертвы ни живы

Репортаж из Красноярского края, где уже месяц ищут пропавшую в горах семью Усольцевых

Кто последний на Эверест?

Как массовый туризм превратил главную вершину мира в общественный туалет и свалки