Поддержать
Сюжеты

А договор ты дома не забыл? «Газпром» добивается застройки 28 гектаров леса в Санкт-Петербурге. Необходимых документов у компании нет

05 апреля 2023Читайте нас в Telegram
Фото из группы «Сохраним лес Зеленогорска и заказник Щучье озеро» / Вконтакте

О том, что лес в Зеленогорске хотят вырубить, стало известно еще в ноябре 2021 года, когда местные жители заметили оранжевые метки на деревьях — их специально оставили не со стороны дороги, а со стороны леса — чтобы они были менее заметны. 

Зеленогорцы начали выяснять, что происходит. Но в комитете по благоустройству Санкт-Петербурга им заявили, что никаких порубочных билетов не выдавалось. Зато комитет по градостроительству выпустил распоряжение о подготовке проекта планировки территории. Выяснилось, что за проектом стоит фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». При этом никаких деталей ни фонд, ни местная администрация долгое время не раскрывали. Даже графа «перечень планируемых к размещению объектов» в 2021 году оставалась пустой.

Природе все равно, где границы

Только 1 февраля 2023 года в сети появился проект застройки лесного участка, ограниченного полосой отвода железной дороги, Паровозной улицей и проспектом Ленина. По задумке фонда поддержки социальных инициатив «Газпрома», там должны появиться очистные сооружения, парковки, трансформаторные подстанции и школьный кампус на 2000 учеников. А еще — малоэтажные дома: пять индивидуальных жилых по 300 квадратных метров и один многоквартирный, с открытой стоянкой на 100 машин.

«Все здания, которые планируется построить на указанной территории, войдут в единый комплекс, предназначенный исключительно для обучения и размещения учащихся и педагогов», — заверяют представители фонда.

Но поддержки проекту это не добавило: все 210 участников общественных слушаний, прошедших 20 февраля, высказались против стройки. Реакция комитета по градостроительству и архитектуре на результаты голосования оказалась сдержанной: в ведомстве лишь отметили, что лесной участок формально относится к зонам жилой застройки. Это значит, что у «Газпрома» есть право на возведение там частной школы и всех прилагающихся к ней зданий. И к природному заказнику «Щучье озеро», за который беспокоятся активисты, стройка вплотную не прилегает, подчеркнули в ведомстве.

— Но это — часть единого лесного массива, — возражает зеленогорская экоактивистка Алина Табачук. — Да, формально на карте часть относится к Комаровскому лесничеству, часть — к ООПТ «Щучье озеро».

Но природе-то все равно, где расчерчены границы. Это все один лесной массив,

именно поэтому мы так встревожены. Из него хотят вырезать 28 гектаров, проложить дороги — будет интенсивный трафик. А сейчас там лисы, краснокнижные насекомые, растения…

Проект планируемой застройки

Глухарь, летяга и трехпалый дятел

О том, что на месте потенциальной стройки есть краснокнижные виды, стало известно после обследования территории специалистами РАН. В прошлом году его заказали сами активисты — благодаря фандрайзингу получилось собрать около 100 000 рублей.

Оказалось, что в зеленогорском лесу есть шесть видов мохообразных и лишайников из Красной книги Санкт-Петербурга, пять видов краснокнижных насекомых и девять исчезающих позвоночных — в том числе глухарь, белка-летяга и трехпалый дятел. 

— Помимо обследования по краснокнижным видам, мы (активисты, объединившиеся в группе «Сохраним лес Зеленогорска и заказник Щучье озеро», — прим. ред.) заказали обследование ландшафта и растительности. В отчете сказано, что это «участок спелых хвойных таежных лесов, мало сохранившихся на территории Санкт-Петербурга», — резюмирует Табачук. — Поэтому мы посылали и продолжаем посылать результаты исследований в различные комитеты.

Однако Смольный, комитет по природопользованию и комитет по градостроительству и архитектуре результаты исследования проигнорировали. Петиция с призывом присмотреться к другим местам на Финском заливе — например, к заброшенным пионерским лагерям, «где  есть необходимые коммуникации и не требуется вырубка леса», — тоже не получила должного внимания. Хотя ее подписали более 2000 человек.

В январе этого года комитет по градостроительству направил ответ на обращение активистов, в котором утверждается, что хвойный лес на планируемом под застройку участке — обычный сухостой. Это якобы подтвердило выполненное по заказу чиновников исследование. По мнению комитета, 70% деревьев в возрасте от 80 до 120 лет находятся в неудовлетворительном состоянии, поэтому их можно вырубить ради школы-пансиона.Экоактивисты считают, что результаты исследования — ложные, и публикуют видео с зеленым лесом. Съемку живого леса и заключение ученых из РАН о том, что в нем живут краснокнижные животные и растения, люди представили на общественных слушаниях.

Фото из группы «Сохраним лес Зеленогорска и заказник Щучье озеро» / Вконтакте

Заведомо обремененный

Во время общественных слушаний, проведенных 14 февраля этого года,  одним из аргументов чиновников в пользу стройки стало то, что территория якобы уже предоставлена «Газпрому». Но 17 марта депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский получил неожиданный ответ от комитета имущественных отношений. Оказалось, что участок, который собирается застроить «Газпром», не обременен никаким договором — хоть на общественных слушаниях и утверждалось обратное.

— В феврале, когда проводилось обсуждение, было сказано: «Земельный участок предоставлен на инвестиционных условиях фонду поддержки социальных инициатив “Газпрома”», — рассказывает Вишневский.

— Однако ответ от комитета имущественных отношений доказывает, что на слушания выставили заведомо недостоверную информацию. Видимо, чтобы создать у граждан впечатление, что все уже решено.

Что раз участок предоставлен, то поздно махать кулаками — нет, это не так. Значит, еще не поздно спасти лес.

Вишневский считает, что документы комитета имущественных отношений дают возможность признать результаты общественных слушаний недействительными.

— Сейчас мы надеемся, что губернатор услышит жителей и что этот проект не будет утвержден, — заключает Алина Табачук. — Хочется верить, что, с учетом несуществующего договора и общественного мнения, проект не одобрят. А если одобрят, пойдем в суд, — заключает она.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Почему убили Терека?

И что не так с программой возвращения леопардов на Кавказ. Разбираемся с учеными и экологами

«Говорили, что нам выпала великая честь»

Свидетельства людей, переживших ядерный взрыв в Оренбургской области. К годовщине тоцкой трагедии

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?