Экокарта
Экокарта

Бурятия Лесной регион на берегу Байкала — один из последних в экологических рейтингах. Как так?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Республика Бурятия раскинулась за Байкалом. Она занимает 2,05% площади России и по размерам сопоставима с Германией. Большая часть территории Бурятии — горы, покрытые лесом.

Здесь больше 30 000 рек и 35 000 озер, 185 видов редких животных и 193 вида редких растений. Но несмотря на природные богатства, в национальном экологическом рейтинге республика занимает лишь 65 место из 83. «Кедр» рассказывает, почему уникальная природа Бурятии находится в кризисе и почему сохранить ее не помогает даже участие в многомиллиардных федеральных проектах.

Факты

  • С 2001 по 2023 год из-за рубок и пожаров Бурятия потеряла примерно 17% (2,65 млн га) лесов.
  • В 1916 году в республике создали первый официальный российский заповедник «Баргузинский». Свой статус он получил для coxpaнeния баргузинского coбoля, на которого в то время велась интенсивная охота — к началу XX века в Бурятии оставалось лишь 20-30 особей. В 2021 году численность баргузинского соболя оценивалась в 2630 особей.
  • В Бурятии живет около 250 эндемиков. Один из самых известных — байкальская нерпа, находящаяся под охраной Международного союза охраны природы. Однозначного ответа, как нерпа попала в Байкал, нет до сих пор.
  • Добыча золота является одной из основных статей доходов. По запасам золота Бурятия занимает 11-е место среди регионов России.

Цифры

  • 94,4 тысячи кубометров пресной воды приходится на одного жителя региона. Это в три раза больше, чем в среднем по стране.
  • 60% байкальской береговой линии относится к Бурятии. Остальные 40% — к территории соседней Иркутской области.

Основные экологические проблемы

  • Загрязнение Байкала.
  • Уничтожение лесов в результате рубок и пожаров.
  • Загрязнение воздуха.
  • Неэффективный контроль за отходами.
  • Убийство бездомных собак.
Эксперт по лесам (пожелал остаться анонимным):

«Пожары — фактически главный лесопользователь региона. Даже по данным официальной статистики, потери древесины в результате лесных пожаров сравнимы с объемами ее заготовки всеми предприятиями лесного комплекса».

Полезные ископаемые

  • Золото.
  • Вольфрам.
  • Бериллий.
  • Молибден.
  • Уран.
  • Олово.
  • Алюминий.
  • Флюорит.
  • Бурый и каменный уголь.
Фото: Reuters / Scanpix

Загрязнение Байкала

В октябре 2024 года ученые десяти крупнейших научных институтов России представили результаты масштабного мониторинга экологического состояния Байкала. Оказалось, что в крупнейшем источнике питьевой воды формируется «мусорное пятно» — скопление мусора искусственного происхождения. Кроме того, на каждый квадратный километр озера приходится пятно микропластика размером с два альбомных листа. При этом еще 50 лет назад, по словам экспертов, пластика в озере не было.

Одна из причин пластикового загрязнения — растущий туристический поток. В 2023 году в Бурятию приехало 800 000 человек. Это на 24% больше, чем в 2022 году. А в 2024-м, по данным Минэкономразвития, популярность Байкала только в летние месяцы выросла на 10%. При этом не все места отдыха на озере оснащены контейнерами для твердых коммунальных отходов (ТКО), а потому значительная часть мусора от туристов остается на береговой линии, а затем попадает в воду.

Чтобы бороться с этим, летом 2023 года депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки в закон «Об охране озера Байкал», которые в том числе запрещали продажу одноразового пластика в пределах Центральной экологической зоны (ЦЭЗ). Однако дальше проект не двинулся, а некоторые эксперты посчитали, что он нуждается в серьезной доработке: «Дикие туристы по-прежнему смогут завозить пластик с соседних территорий. В результате выиграют магазины вне экологической зоны, а также серые продавцы в ЦЭЗ, в то время как вести [законный] бизнес в ЦЭЗ станет труднее», — объясняла менеджер проектов по устойчивому развитию «Сколково» Анастасия Опанасенко.

Микропластик не единственный загрязнитель Байкала. Ежегодно в связанные с Байкалом реки и ручьи попадает около 25 млн кубометров сточных вод из канализационных систем и промышленных объектов, и значительная часть уходит прямо в озеро.

Фото: Лимнологический институт СО РАН

При этом в прибрежных населенных пунктах очистные сооружения либо устарели, либо вовсе отсутствуют.

Чтобы решить проблему загрязнения, власти инициировали федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Благодаря ему выбросы в озеро должны сократиться более чем на 40%. На конец 2024 года бюджет проекта оценивался в 44 млрд рублей. Однако эксперты называют его провальным: проверка качества работ осенью 2024-го показала многомесячные отставания от сроков и грубые нарушения при строительстве очистных сооружений.

«Мы видим ситуацию, когда деньги есть и они выделены, технологии тоже есть, но с задачей [сократить загрязнение Байкала] не справились, — подтверждал депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев. — На мой взгляд, самая тревожная ситуация сейчас в Улан-Удэ, где 10 млрд уже выделены генподрядчику, но очистные в том [плачевном] виде, в котором они есть, и достроить их неизвестно когда удастся».

Фото: PAЛX

Уничтожение лесов

Витимское лесничество находится в нескольких сотнях километров от ближайших поселков, на границе с Забайкальским краем. В июле 2024 года там загорелось около 5 000 га леса, тушить колоссальные по площади пожары приходилось вручную — доставить спецтехнику в отдаленную гористую местность оказалось невозможно.

В ноябре 2024-го стало известно, что с начала года в республике зафиксировали более 600 лесных пожаров. Значительная часть — около 70% — произошла из-за сухих гроз в удалении от населенных пунктов. Как уточняют исследователи, наибольшее количество пожаров происходит в северных и восточных районах республики, которые больше подвержены засухам.

— В ЕМИСС есть данные о потерях лесов от пожаров начиная с 2015 года. Всего за девять лет они затронули 14,2 млн м³ лесов. За эти же девять лет объем заготовки древесины в Бурятии составил 22,1 млн м³, — говорит опрошенный «Кедром» эксперт по лесам.

Только в прошлом году в республике вырубили 0,8 млн м³ древесины. По мнению собеседника «Кедра», лес в Бурятии используется как «природное месторождение древесины» и полного цикла лесовосстановления в ней нет. Одна из причин — недостаток средств.

— Если сравнить лесные части федеральных бюджетов 2024 и 2025 года, то окажется, что Бурятия — главный регион-лузер, — уточняет он. — Лесные субвенции включают две основные линии: «на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений» и «на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров». Первая из них для Бурятии в 2025 году сокращается по сравнению с 2024-м на 29,1%, вторая — на 0,3%.

В целом на управление лесами в 2025 году Бурятия получит из федерального бюджета почти на 14% меньше, чем годом ранее. Это худший показатель среди всех российских регионов. Опрошенный «Кедром» эксперт заключает:

— Пожары — фактически главный «лесопользователь» региона. Даже по официальным данным, потери древесины в результате лесных пожаров сравнимы с объемами ее заготовки всеми предприятиями лесного комплекса региона. Они происходят не только из-за климатических условий, но и из-за очень широкого распространения пожароопасных практик, например из-за выжигания сухой травы. Ситуацию только усугубляет хроническая нищета системы управления лесами и растущий кадровый голод, особенно в вымирающих сельских и таежных районах.

Улан-Удэ. Кадр из видео Apиг Уc

Загрязнение воздуха

Более десяти лет мониторинги воздуха в Гусиноозерске — небольшом бурятском городе, где живет около 24 000 человек, — показывают, что концентрация вредных веществ в нем выше допустимых показателей. Это видно и невооруженным взглядом, потому что над городом почти каждый день висит густой смог. Легче всего его разглядеть в осенние вечера.

Основные загрязнители воздуха Гусиноозерска — это оксид углерода и PM2.5. Они появляются в воздухе из-за того, что значительная часть домов находится на печном отоплении. К ним не подведены необходимые коммуникации, хотя рядом с городом расположена крупнейшая в Восточной Сибири тепловая станция — Гусиноозерская ГРЭС. Ситуация усугубляется тем, что горно-котловинный рельеф мешает загрязнителям рассеиваться.

«Загрязнение атмосферного воздуха взвешенными веществами РМ2.5 имеет сезонный характер и в основном связано с отопительным периодом, а именно — выбросами ТЭС небольших и частных котельных, использующих уголь в качестве топлива и не имеющих систем очистки», — подтвердила кандидат биологических наук Оксана Вишнякова.

Бурятские чиновники давно обещают перевести частные дома на централизованное отопление. Это должно сократить объемы выбросов, хотя Гусиноозерская ГРЭС тоже отапливается бурым углем. На централизованное отопление даже нашли средства: Гусиноозерск включили в федеральный проект «Чистый воздух». Однако пока планы лишь анонсируются в местных СМИ, а содержание оксида углерода и мелких частиц в городском воздухе превышает безопасный уровень. Горожане реагируют на это философски: «Какая разница, ведь все умрем».

По данным местных СМИ, республика зaнимaeт пepвoe мecтo в Poccии пo нaceлeнию, пpoживaющeму в гopoдax c пocтoянным зaгpязнeниeм вoздyxa. Аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подтверждает: на Бурятию приходится 17% случаев опасного превышения концентрации химических веществ в воздухе. Это больше показателей любого другого региона России.

Свалка в Тункинском национальном парке, 2019 год. Фото: Номер один

Неэффективный контроль за отходами

Поселок Усть-Баргузин находится прямо на берегу Байкала, в пределах Центральной экологической зоны (ЦЭЗ). Согласно последней переписи, в нем живет чуть больше 6 000 человек. Более 50 лет рядом с Усть-Баргузином росла свалка. Местные жаловались, что от нее в поселок долетает едкий дым.

В 2021 году представители регионального Минприроды объявили: свалку в Усть-Баргузине ликвидируют, на это Бурятия получила 450 млн рублей по федеральному проекту «Чистая страна». Но подрядчик, которого нашло Минприроды, заявил, что 450 млн на разбор старой свалки не хватит, и потребовал еще полмиллиарда, предоставив ложные сведения о количестве мусора рядом с поселком. После долгих разбирательств и нескольких коррупционных скандалов, которые стоили кресла главе бурятского Минприроды Сергею Матвееву, свалку в Усть-Баргузине все-таки ликвидировали.

На этом сложности с федеральным проектом не закончились. Всего за последние годы благодаря «Чистой стране» республика направила на ликвидацию свалок 1,2 млрд рублей. Однако, как установили представители думского комитета по экологии, ресурсам и охране окружающей среды, часть этой суммы использовалась не по назначению.

Депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев объяснял: «Есть [незаконная] свалка, допустим, [как] в Тункинском нацпарке. Для ее устранения получены деньги. Но [найденные подрядчики] мусор перетаскивают на другой участок. То есть происходит “удвоение” свалок: старая свалка не ликвидирована, а новая появилась».

Свалка в Тункинском национальном парке образовалась еще в нулевые — туда свозили отходы жители почти сорока близлежащих населенных пунктов. Деньги на ликвидацию свалки, которая разрослась до 160 тысяч квадратных метров, нашли в 2022 году. Первый этап ее ликвидации оценили в 138 млн рублей. Но за эти деньги подрядчик из Томска вместо того, чтобы вывезти мусор на легальный полигон, перевез его нa другое нecaнкциoниpoвaннoe мecтo в пoceлoк Hикoльcкий — в 20 км от нацпарка. После расторжения контракта и проверок со стороны природоохранной прокуратуры обязанности по ликвидации свалки возложили на местную администрацию. Из-за того что разобрать свалку вовремя так и не вышло, глaвy района привлекли к aдминиcтpaтивнoй oтвeтcтвeннocти пo cтaтьe 17.7 KoAП PФ.

Место бывшей свалки в Тункинском национальном парке, 2023 год. Фото: Тункинский национальный парк

В сентябре 2024 года Николай Будуев призвал Минприроды проверить, на что были потрачены средства «Чистой страны». Была ли назначена проверка, не сообщалось. Тем временем республика продолжает появляться в антирейтингах российских регионов по эффективности обращения с отходами. Например, в октябре 2024 года Бурятия возглавила список регионов, где наблюдается дефицит мусорных контейнеров. В республике не хватает 6 972 контейнеров — это около 65% от необходимого количества. А уже в декабре 2024-го Российский экологический оператор признал: сейчас Бурятия «находится в красной зоне по проектированию объектов ТКО». Это значит, что сроки реализации «мусорной реформы» находятся на грани срыва.

Фото: приют «Ананда»

Убийства бездомных животных

С 2020 по 2023 год в Бурятии действовала международная схема обращения с бродячими собаками, которая называется ОСВВ. Она подразумевает отлов, стерилизацию, вакцинацию и последующий выпуск животных обратно на улицу. Однако в республике запрещали выпускать стерилизованных животных выше 25 см в холке — это любые собаки крупнее мопса. Из-за такого ограничения приюты быстро оказались переполнены, а в дефицитном бюджете республики закончились деньги на работу с животными.

В конце 2023 года глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что регион больше не будет поддерживать «квазибизнес по пожизненному содержанию собак». Вместо этого Бурятия воспользовалась правом самостоятельно выбирать политику в отношении бездомных животных — оно появилось у регионов России в июле 2023 года после принятия поправок в закон «Об ответственном обращении с животными». Бурятские чиновники решили, что отловленных собак будут на месяц помещать в пункты временного содержания. Если за это время собака не находит нового хозяина, ее усыпляют.

— Основные причины такой политики — необразованность и невежество местного населения и местных чиновников, — считает опрошенный «Кедром» юрист, специализирующийся на правах животных. — Первые активно выпускают собак на самовыгул, подкидывают щенков приютам или попросту выбрасывают на улицы. Вторые не могут взять эту ситуацию под контроль и ошибочно считают, что собак проще убить. Но это не сработает, потому что природа не терпит пустоты.

10 января 2023 года сотрудники управления ветеринарии Бурятии провели эвтаназию 18 бездомных собак в приюте «Ананда» — они приехали туда рано утром и без предупреждения. Это стало первым задокументированным случаем убийства бездомных собак в республике. Возмущенные событиями в «Ананде» зоозащитники подали иск с требованием запретить убийства собак и довели дело до Конституционного суда. В июле 2024 года суд подтвердил — убивать здоровых собак, не представляющих опасность для человека, незаконно.

— После суда произошел небольшой толчок, — говорит собеседник «Кедра». — В республике стали проводить какие-то раздачи и ярмарки животных, запустили льготные стерилизации. Стали следить за соблюдением регионального закона об обязательной регистрации собак. За его неисполнение положены штрафы. То есть какая-то работа ведется, но для решения проблемы этого мало.

Уже в сентябре 2024 года в Бурятии разрешили убивать собак при объявлении «экстраординарной ситуации». Ее причинами могут стать «возрастание напряжения в связи с причинением животными вреда здоровью людей или их имуществу, а также препятствование животными без владельцев свободному передвижению людей». «Экстраординарная ситуация» может вводиться на период до двух месяцев по решению республиканского правительства. Пока заново полученным правом убивать собак бурятские власти не пользовались.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Неутолимая жажда

Как человечество само себя лишает воды. Разбор «Кедра»

А «Роснефть» на ликвидацию выйдет?

Катастрофа в Черном море — итоги первого месяца: масштаб загрязнения, нерешенные вопросы, виновные

Тихие соседи

Россияне все чаще сталкиваются с летучими мышами. Почему их принято бояться и чем они полезны?

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году