Экокарта
Экокарта

Республика Башкортостан Как в одном из самых экономически развитых регионов поступаются природой ради промышленности и как этому сопротивляются люди

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Республика Башкортостан — один из самых экономически развитых регионов России. Здесь работают крупные предприятия, занимающиеся нефтедобычей, нефтепереработкой и нефтехимией: «Башнефть-Уфанефтехим», «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл», «Уфаоргсинтез», «Башнефть-Добыча» и другие. Неудивительно, что в экологическом рейтинге регионов РФ республика занимает место во второй половине списка — 51.

Среди наиболее значимых экологических проблем Башкортостана специалисты называют загрязненный воздух, несанкционированные свалки, обмеление рек, а также последствия фенольной катастрофы, произошедшей на заводе «Уфахимпром» в 1989 году. Из-за аварии на предприятии обогащенные фенолом промышленные стоки попали в городской водозабор. Тысячи уфимцев пожаловались на привкус в воде из-под крана, сотни человек обратились к врачам. По сей день 160 га земли в северной части города, где работал завод, загрязнены диоксинами — высокотоксичными веществами, вызывающими раковые заболевания и поражающими иммунную систему.

При этом в Башкортостане богатая и живописная природа: 38% территории покрыто лесами, раскинувшимися на равнинах и склонах южноуральских гор. В республике расположены три заповедника и один национальный парк. Помимо медведей, лосей, косуль, лис и рысей, здесь можно встретить краснокнижных маралов — подвид благородного оленя. В лесах Башкортостана обитают 57 видов млекопитающих, более 150 видов птиц и более 20 тысяч видов насекомых.

Республика богата полезными ископаемыми, железной рудой, природным газом, залежами золота и серебра. Но это богатство нередко оказывается ее бедой.

«Кедр.медиа» рассказывает, как в Башкортостане поступаются природой ради развивающейся промышленности, какие последствия наблюдают эксперты и как этому сопротивляются люди.

Факты

  • В августе 2020 года в республике произошел крупный скандал из-за попытки Башкирской содовой компании организовать добычу известняка на горе Куштау. Гору планировалось срыть полностью — до состояния карьера. Тысячи человек, несогласных с этими планами вышли на протесты, продолжавшиеся больше двух недель. Люди не только ночевали на горе, но и боролись за нее с полицией, Росгвардией и нанятыми Башкирской содовой компанией спортсменами. В итоге гору удалось не просто отстоять — под давлением общественности власти были вынуждены признать ее памятником природы республиканского значения. Теперь от разработки она защищена законодательно.
  • В конце 2022 года в Учалинском районе Башкортостана правоохранительные органы выявили ряд компаний, которые около 10 лет незаконно добывали золото на участке площадью 600 тысяч квадратных метров. В результате почва стала непригодной для сельскохозяйственных нужд. Ущерб оценили в 500 млн рублей. На данный момент выдача новых лицензий на россыпное золото в Зауралье (территория южной части Башкортостана, объединяющая семь районов республики и город Сибай) приостановлена до 2030 года.
  • По итогам 2022 года Уфа заняла 10 место среди городов с наибольшим объемом промышленных выбросов — 132 тысячи тонн за год. Первое место у Норильска — 1,8 миллиона тонн выбросов.

Цифры

  • В 6,5 раз выросла заболеваемость раком в Башкортостане за пять лет. Если в 2017 году фиксировали 334,2 случая на 100 тысяч населения, то в 2022-м — 2230,2 случая.
  • За 70 лет работы Башкирской содовой компании в Стерлитамаке «белые моря» (шламонакопители, отходы при производстве кальцинированной соды — прим. ред.) заняли более 460 га земли.
  • 3005 несанкционированных свалок обнаружили в Башкортостане в 2019 году.

Основные экологические проблемы

  • загрязнение воздуха
  • обмеление рек
  • массовая добыча полезных ископаемых с нарушением природоохранного законодательства
  • несанкционированные свалки
  • последствия фенольной катастрофы 1989 года на заводе «Уфахимпром»
Виталий Тюр, начальник отдела водных ресурсов Камского бассейнового водного управления по Республике Башкортостан

«Уровень рек в Башкирии сегодня достаточно низкий, но не критичный. Связано это скорее с глобальными климатическими изменениями»

Александр Веселов, председатель Союза экологов Республики Башкортостан

«По официальным данным, на территории республики осталось около 500 несанкционированных свалок, но эта цифра лукавая. <…> Часть [якобы рекультивированных свалок] просто закопана»

Марс Сафаров, доктор химических наук

«Химпром — это 160 га донельзя отравленной земли, оборудования и шламонакопителей. Это отложенная экологическая опасность, которая не решится сама собой»

Полезные ископаемые

  • Железные руды
  • Марганцевые руды
  • Бокситы
  • Медь
  • Свинец
  • Цинк
  • Золото
  • Серебро
  • Поваренная соль
  • Известняк
  • Гипс
  • Гранит
  • Тальк
  • Торф
Завод «Уфахимпром». Фото: пресс-служба главы Республики Башкортостан

Последствия фенольной катастрофы

В конце 1989 года на заводе «Уфахимпром», где производили гербициды (химические вещества, используемые для уничтожения растений. Например, сорняков в сельском хозяйстве) и другие продукты органической химии, из-за нарушения технологической дисциплины произошел разлив токсичных веществ, в том числе фенола и диоксинов. Вода, содержащая яды, попала в реку Уфу, а оттуда в городские сети питьевого водоснабжения. В больницы обратились две тысячи человек.

Всего фенольную воду, как подсчитали позже специалисты, употребили почти 700 тысяч уфимцев. По данным ученых, за восемь лет после произошедшего онкозаболеваемость среди горожан выросла вдвое.По сей день промплощадка «Уфахимпрома» и территория вокруг заражены диоксинами.

— Ежегодно в крови каждого уфимца прибавляется примерно 1 пикограмм (одна триллионная грамма — прим. ред.) диоксина. Промедление в санации (комплекс мер по оздоровлению участка земли) «Уфахимпрома» недопустимо и может уничтожить город, — говорит доктор химических наук Марс Сафаров.

Для устранения последствий фенольной катастрофы, по словам замначальника уфимского управления по обеспечению жизнедеятельности города Азата Басырова, на всей площади необходимо срезать грунт на глубине 7 метров и утилизировать его. Стоимость таких работ, включая предварительные исследования, составит около 25 млрд рублей.

— В мировой истории лишь однажды проводили подобные работы. 10 июля 1976 года в итальянском городе Севезо с химзавода компании Hoffman-La Roche утекло 1,5 килограмма диоксина. Тогда «сняли» 18 квадратных километров земли: 3 миллиона тонн грунта сложили в мешки и зарыли в ямы глубиной 10 метров с цементным дном. Сверху насыпали чернозем и высадили сад, — говорит Марс Сафаров.

В 2022 году землю вокруг «Уфахимпрома» включили в государственный реестр объектов накопленного вреда. В республиканском Минэкологии заявили, что «прорабатывают вопрос» о рекультивации этой территории.

Стерлитамакская ТЭЦ. Фото: ИНТЕР РАО Инжиниринг

Загрязнение воздуха

Ежегодно предприятия Башкортостана выбрасывают в атмосферу более 400 тысяч тонн загрязняющих веществ: 441 — в 2020 году, 450 — в 2021, 432 — в 2022. Если учитывать загрязнение от транспорта, на одного жителя республики в среднем приходится 137 килограмм вредных выбросов в год.Наибольшее количество жалоб на загрязнение воздуха поступает от жителей Уфы, Стерлитамака и Салавата. По официальным данным, атмосферу в Уфе сильнее всего загрязняют нефтеперерабатывающие заводы, в Стерлитамаке — местные ТЭЦ и цементное предприятие, а в Салавате — нефтехимический завод «Газпрома».

Между тем Башгидромет регулярно фиксирует превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе разных районов Уфы. Например, в сентябре 2023 года превышения фиксировались 14 дней: 1, 5, 6, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 25, 26 и 27 сентября.

По словам экологов, виновных в подобных выбросах найти практически нереально: далеко не все промышленные предприятия располагают датчиками на трубах. Если бы они имелись, можно было бы в режиме реального времени видеть источник каждого загрязнения.

Еще одна проблема — недостаточное внимание крупных промышленных предприятий к экологическим вопросам. На эти цели тратится примерно 0,01% прибыли. Например, в ООО «Башкирская медь» работает около тысячи человек, среди них — один эколог. В Башкирской содовой компании трудится более восьми тысяч человек по данным 2021 года, экологов — трое.

Фото: пресс-служба управления Россельхознадзора по РБ

Несанкционированные свалки

Башкортостан — лидер по количеству незаконных свалок. Согласно информации аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, в республике их около 500. При этом официально с каждым годом свалок становится меньше: в 2019 году их было более 3000, а в 2022-м — 1075. Некоторые республиканские экологи, впрочем, не склонны считать официальные данные достоверными.

— В настоящее время проводится рекультивация только шести свалок за счет федерального проекта «Генеральная уборка». Во всех случаях свалочное тело просто закапывают без гидроизоляции отходов. То есть их может размыть грунтовыми водами, — говорит председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов.Захоронение отходов без соблюдения необходимых требований — ключевая проблема складирования мусора, считают эксперты.

В сентябре 2019 года вышел указ главы региона о ликвидации всех недействующих и бесхозных свалок к  2024 году.

— В большинстве районов осталось от 10 до 30 свалок, они не выполнят указ главы республики до конца текущего года, — отмечает Веселов. — Более того, идет процесс образования новых свалок. В первую очередь за счет строительных отходов и мусора, остающегося от разборки зданий, которые регоператоры твердых коммунальных отходов (ТКО) не должны вывозить. Большинство объектов размещения отходов переполнены, ситуация усугубляется отсутствием инвестиций, — считает Веселов.

В рамках федерального проекта «Чистая страна» до конца 2024 года в Башкортостане обещают ликвидировать шесть крупных городских несанкционированных свалок, образованных еще в 90-х годах прошлого века: в Баймаке, Сибае, Стерлитамаке, Благовещенске, Давлеканово и Кумертау. На эти цели привлечено более 2 млрд рублей. Ожидается, что их ликвидация улучшит качество жизни 468 тысяч человек. Кроме того, сейчас в республике сформирован перечень из 114 укрупненных свалок, которые региональное правительство рассчитывает ликвидировать за счет федеральных средств.

— 114 таких укрупненных свалок правительство Башкирии запланировало внести в перечень объектов накопленного экологического вреда и рекультивировать за счет нацпроекта «Экология». Но для этого нужно выделить большие деньги из регионального бюджета. На проектирование каждой свалки уйдет примерно 15 млн рублей. Эта мечта не сбудется — в федеральном бюджете просто не найдется 10 млрд рублей только для Башкирии на эти цели, — говорит Веселов.

Природный парк «Аслы-Куль». Фото: Википедия

Обмеление рек

Летом 2023 года после недели аномальной жары (температура держалась на отметке около 40 °C и выше — прим. ред.) уровень воды в реках Башкортостана опустился до экстремально низких показателей за 136 лет наблюдений. 20 августа уровень воды в крупнейшей реке республики, Белой, опустился до отметки минус 162 см (относительно среднего многолетнего уровня воды — прим. ред.). Прошлый рекордный показатель, минус 156 см, был зафиксирован более 10 лет назад.

Сокращаются и площади озер (их в республике около двух тысяч — прим. ред.). Появляются заболоченные участки в Аслыкуле и Кандрыкуле — крупных водоемах Башкортостана. Из-за обмелений массово гибнет рыба, под угрозой оказывается судоходство, а у местных жителей, по словам экологов, могут начаться проблемы с водоснабжением. Сейчас из ситуации выходят при помощи регулирования стока рек водохранилищами. С уменьшением количества воды ухудшается ее качество. Промышленные сбросы никуда не делись, разбавления происходит меньше, возрастает концентрация вредных веществ, считают эксперты.

Среди причин обмеления водоемов Башкортостана эксперты выделяют влияние промышленности, разработку карьеров по добыче песка и вырубку лесов по берегам. К примеру, в советское время водоохранная зона реки Белой, где запрещена рубка деревьев, составляла 500 метров, а сегодня — всего 200.

Кадр из фильма «КУШТАУ, ЖИВИ! История одной борьбы» / Осторожно, Собчак!

На своей земле хозяева

Пожалуй, главная отличительная черта Башкортостана — активная борьба людей за природу и родную землю.В августе 2020 года на горе Куштау несколько тысяч человек держали оборону от полиции, Росгвардии и бойцов, нанятых Башкирской содовой компанией — крупнейшим в стране производителем соды. Компания хотела полностью срыть гору, чтобы использовать известняки в своем производственном цикле. Защищать Куштау приехали люди со всей республики. Они не только преградили технике дорогу на гору, но и дали отпор приехавшим разгонять их силовикам. В результате противостояния, длившегося более двух недель, промышленники отказались от своих планов.

В том же 2020-м экологический протест вспыхнул в Абзелиловском районе — структура Русской медной компании миллиардера Игоря Алтушкина захотела построить горно-обогатительный комбинат. Предполагалось, что карьер по добыче меди появится возле хутора Салават-совхоз. Планировалась и активная вырубка леса. Однако экоактивисты настойчиво требовали запретить любую деятельность промышленников, которая могла бы привести к загрязнению питьевой воды, а также опустыниванию земель. В итоге Русская медная компания объявила об уходе из Башкортостана.

В мае 2023 года в Баймакском районе прошли несколько народных сходов против деятельности золотодобывающих компаний. Местные жители выступали против выдачи лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых в селе Ишмурзино.

Около двух тысяч человек переизбрали главу сельсовета, поскольку тот «действовал против народа и хотел дать согласие на добычу золота». В результате золотодобытчики так и не смогли приступить к разработке месторождения.

По мнению Александра Веселова, основными причинами усиления экологического протеста в республике являются рост самосознания национальных движений, все лучше понимающих необходимость защиты своей земли, растущая экологическая грамотность населения, а также репрессивные меры к активным лидерам общественного экологического движения, которые подогревают протестный накал, особенно среди молодежи.

Активных защитников природы в Башкортостане действительно преследуют силовики и неизвестные вооруженные люди. В октябре 2023 года был задержан активист Фаиль Алсынов. Следственный комитет возбудил против него уголовное дело по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Сам активист связал это со своим выступлением на сходе в деревне Ишмурза Баймакского района, где он эмоционально высказывался против деятельности золотодобывающих компаний.

Поздно вечером 24 февраля 2022 года в загородный дом руководителя башкирского отделения Всероссийского общества охраны природы Сергея Бурлакова проникла группа неизвестных вооруженных людей. Они угрожали ему убийством и нанесли тяжкие увечья его брату и находившимся в доме женщине и мужчине.

Брату, по словам Бурлакова, выстрелили в голову из травматического пистолета и сломали девять ребер, женщине сломали нос, а мужчине выбили зубы.

Самого Бурлакова в тот момент дома не было. Активист предполагает, что нападение могло быть связано с его общественной деятельностью — выявлением нарушений природоохранного законодательства.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Почему убили Терека?

И что не так с программой возвращения леопардов на Кавказ. Разбираемся с учеными и экологами

«Говорили, что нам выпала великая честь»

Свидетельства людей, переживших ядерный взрыв в Оренбургской области. К годовщине тоцкой трагедии

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?