Поддержать
Новости

Россия и Норвегия ведут переговоры о цене за лишайники и кустарники, съеденные норвежскими оленями, которые паслись в мурманском заповеднике Россия требовала заплатить более 424 миллионов рублей, Норвегия — готова только 2,5 миллиона

06 октября 2023Читайте нас в Telegram

В Норвегии состоялась рабочая встреча представителей мурманского заповедника «Пасвик» и управления оленеводством норвежской губернии Тромса и Финнмарка. Об этом сообщили представители «Пасвика».

Целью встречи было обсуждение модели возмещения ущерба, причиненного норвежскими домашними оленями российскому заповеднику в 2019 и 2023 годах. Еще в августе российская сторона потребовала взыскать с Норвегии 47 миллионов крон (более 424 миллионов рублей) за то, что 40 норвежских оленей два месяца паслись на его территории.

По словам директора заповедника Натальи Поликарповой, животных увидели на фотоловушках в декабре 2022 года, а спустя два месяца передали обратно в Норвегию. Часть животных находилась в России с 2019 года, но из-за «пандемии и геополитических обстоятельств» вернуть их удалось только летом 2023 года.

Она подчеркнула, что олени, которые пришли в заповедник, домашние и принадлежат оленеводам, поэтому нельзя списать произошедшее на естественную миграцию диких животных. 

Поликарпова указывала, что для площади заповедника в 14,7 тысячи гектаров 40 оленей — очень много. Она отметила, что при подсчете ущерба учитывался опыт компенсации по методикам, которые применяются между Норвегией и Финляндией.

«Происходит выедание напочвенного растительного покрова в виде лишайников и кустарничков, а также вытаптывание копытами, что приводит к деградации растительного покрова в заповеднике. Это в дальнейшем влияет на повышении эрозии почв. То есть мы теряем компонент экосистемы, восстановление которого потребует годы, — говорит директор заповедника. — И мы даже не применяли краснокнижный коэффициент; если его применим, это еще умножаем на пять».

Норвежская сторона заявляла, что сумма компенсации огромная, и ей раньше не приходилось сталкиваться с такими цифрами. Норвежское издание The Barents Observer отмечало, что запрашиваемая российской стороной сумма сопоставима с выплатами нефтяных компаний за многотонные утечки топлива.

На встрече норвежская сторона сначала предложила заплатить 50 тысяч норвежских крон (около 500 тысяч рублей) «за ущерб, причиненный 40 оленями в течение 65 дней пребывания в российском заповеднике в 2023 году», но затем изменила свое мнение, предложив сумму в 5 раз больше — 250 тысяч крон. 

«Норвежская сторона признает высокую ценность заповедника „Пасвик“ как особо охраняемой природной территории и готова оплатить ущерб в пятикратном размере», — говорится на странице заповедника. 

Для окончательного урегулирования вопроса стороны планируют провести еще две встречи.

Ранее стало известно, что 40 вернувшихся в Норвегию из России оленей убили. Как рассказали в Норвежском сельскохозяйственном агентстве, это было сделано, чтобы животные больше не паслись на российской территории. При этом российская сторона заявила, что информация преподнесена с искажениями: оленей в Норвегии и так ежегодно забивают на мясо.

«Они преподносят искаженно информацию. Как будто они вынуждены были это сделать. Это обман норвежских читателей. Странно, что российские журналисты копируют это и не комментируют, что домашние олени предназначаются именно для мяса. Норвежские оленеводы на них не ездят», — сказала директор мурманского заповедника «Пасвик» Наталья Поликарпова телеграм-каналу BRIEF.

Заповедник «Пасвик» входит в трансграничный парк «Пасвик-Инари», расположенный в России, Норвегии и Финляндии.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Поделить последнюю шкуру

Как в России ради развлечения и денег уничтожают гималайских медведей. Репортаж с Дальнего Востока

Угробить реку или остановить Шереметьево?

Как в городах России уничтожают малые реки, как люди с этим борются и почему сдаются

«Куда бы мы ни предложили мусор возить — везде найдутся активисты»

Репортаж из уральского села, где протест против мусорного полигона дошел до голодовки

Она вам не эколог

Портрет Ирины Макановой — самого скандального чиновника Минприроды, которой «нахрен не сдалась экология»

Пробочный эффект

Разбираем экологические последствия антиалкогольной кампании в СССР