НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Депутат Заксобрания Приморского края Леонид Васюкевич обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с предложением разрешить отстрел всех «конфликтных» тигров, выходящих в населенные пункты. По его словам, государство принимает «огромный комплекс федеральных мер для создания благоприятных условий жизни хищника», в то время как люди живут в страхе и не могут защитить себя. Васюкевич предполагает, что отстрел тигров, замеченных в населенных пунктах, должны осуществлять сотрудники полиции и других уполномоченных органов без разрешения Росприроднадзора.
Ранее сообщалось, что обращение к Володину рассмотрит комитет по природопользованию Законодательного собрания Приморья. Позднее председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Андрей Андрейченко сообщил, что данное письмо — это инициатива одного депутата: «К письму Васюкевича возник целый ряд вопросов, замечаний и предложений, поэтому его письмо будет с 99% вероятностью отклонено на профильном комитете и не будет никуда отправлено», — подчеркнул он.
Как объяснил «Кедру» опрошенный зоолог, проблема выхода тигров в населенные пункты с целью охоты на домашних животных действительно обострилась в последние годы, создавая угрозы для местного населения. У этой ситуации несколько причин.
«Экосистемы кедрово-широколиственных лесов деградировали из-за повсеместных тотальных лесозаготовок: сегодня дорубаются остатки уссурийской тайги. Здесь тиграм фактически уже негде жить — повсюду дороги, люди и техника. По этим же дорогам в леса устремляются браконьеры, добивающие последних копытных — изюбря и косулю. Ситуация усугубилась после эпизоотии африканской чумы свиней (АЧС), приведшей к исчезновению и без того немногочисленных кабанов. Я не сильно преувеличу, если скажу, что сейчас мы наблюдаем начало конца амурского тигра, — считает эксперт. — Пытаясь выжить, хищники используют альтернативные источники пищи — главным образом, привязанных в сельских дворах собак, не способных убежать. Учащаются контакты тигров с людьми, звери привыкают к автотранспорту, присутствию человека, начинают проявлять к людям больше любопытства и меньше страха».
Закономерно, что в этой ситуации риск для местного населения существенно возрастает. За последнюю зиму хищники на Дальнем Востоке убили трех человек — двух в Приморье и одного в Хабаровском крае. При этом все нападения произошли в лесных массивах, а виновниками трагедий были тигры, имеющие прижизненные огнестрельные ранения. Однако, по словам зоолога, это ничуть не умаляет обеспокоенность сельских жителей опасным соседством. В текущей ситуации охотнадзор вынужден работать в режиме нон-стоп, перемещаясь из одной деревни в другую, при этом человеческий и профессиональный ресурс в этих структурах сильно ограничен:
«Безопасность людей должна быть абсолютным приоритетом — это, в том числе, и вклад в сохранение самого тигра. Хорошо известно, что отчаявшееся ждать помощи местное население в конечном итоге начинает решать проблему самостоятельно. Я имею в виду протестное браконьерство. Письмо приморского депутата — это, вероятно, попытка содействия в разрешении сложившейся ситуации, когда люди вынуждены подолгу жить в страхе, теряя терпение, когда их просьб в избавлении от опасного соседства никто не слышит», — рассуждает специалист.
Тем не менее, подчеркивает зоолог, предлагаемый отстрел «проблемных» хищников в конечном итоге приведет к отстрелу последних тигров.
Эксперт оценивает упоминаемый Васюкевичем «огромный комплекс федеральных мер для создания благоприятных условий для жизни хищника» как «лицемерную насмешку, декларируемую с высоких трибун». В настоящий момент официальная оценка численности тигра вызывает вопросы у специалистов, поскольку она не подкрепляется научно верифицируемыми данными. Кроме того, представители науки полностью отстранены от практического решения вопросов, связанных с сохранением тигра и его безопасным соседством с человеком.
По словам зоолога, Васюкевич, скорее всего, транслирует озабоченность жителей, проживающих на юго-западе Приморского края, поскольку он представляет как депутат расположенный здесь Хасанский район. В этой части Приморья причины возникшей ситуации принципиально отличаются от тех, что наблюдаются на основной части ареала тигра. На юго-западе Приморья расположен национальный парк «Земля леопарда» — локальная горная территория, которую от основных мест обитания хищника отделяют освоенные людьми большие пространства — окрестности Владивостока и Уссурийска. С западной части эта территория граничит с Китаем, где пригодных для жизни хищников лесов сохранилось не очень много, и они уже заселены тиграми. Поэтому охраняемая популяция тигров на юго-западе Приморья является фактически обособленной, островной. Здесь отошедшие от матери молодые хищники ограничены в возможностях естественного расселения — им некуда уходить.
«Ситуация в данном месте уникальна, и тут численность тигров, по-видимому, действительно превысила имеющуюся емкость местообитаний, поэтому вытесняемые собратьями молодые хищники буквально осаждают граничащие с нацпарком села. С начала прошедшей зимы местная популяция тигров из-за отловов, браконьерства и столкновений с автотранспортом потеряла около десятка особей, но отдельные тигры и сейчас продолжают наведываться в деревни», — объясняет специалист.
Он полагает, что свою роль могла сыграть искусственная подкормка и без того многочисленного в нацпарке пятнистого оленя, который в Южном Приморье входит в число основных объектов охоты тигра. Подобными действиями менеджеры ООПТ могли содействовать росту поголовья тигров, которых теперь приходится ловить по окрестным селам.
«В целом проблема выходов тигров в населенные пункты комплексная, требующая принятия целого ряда проактивных мер, а предлагаемый отстрел “лишних” тигров лишь ускорит процесс исчезновения редкого вида из фауны нашей страны», — заключает зоолог.Ранее о том, что в конфликтах людей с тиграми на Дальнем Востоке виноваты сами люди, в правительственной «Российской газете» заявлял кандидат сельскохозяйственных наук, эксперт лесной отрасли Леонид Тимченко. По его утверждению, основная причина выхода хищников в населенные пункты — невозможность найти пищу в изуродованной рубками тайге.