Поддержать
Новости

Монголия и Россия могут построить ГЭС на реке Эгийн-Гол. Это грозит деградацией Байкала Ранее Владимир Путин предлагал рассматривать более экологичные способы решения проблемы энергодефицита Монголии

04 сентября 2024Читайте нас в Telegram
Река Эгийн-Гол. Фото: Wikipedia

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Министр природных ресурсов РФ Александр Козлов и министр охраны окружающей среды Монголии Салдангийн Одонтуяа подписали Меморандум о сотрудничестве в области сохранения озера Байкал и реки Селенга. Документ предусматривает возможность строительства гидроэлектростанции на монгольской реке Эгийн-Гол, притоке Селенги — крупнейшей реки, впадающей в Байкал. Перед этим стороны обещают провести научно-исследовательские работы с целью изучения влияния строительства  на озеро. С помощью ГЭС Монголия надеется частично решить проблемы с энергодефицитом.

Эколог Евгений Симонов* отмечает, что Эгийн-Гол представляет большую ценность и сама по себе, и как часть водосборного бассейна Байкала: в ней есть сохранные популяции многих редких видов рыб, в частности сибирского тайменя; а также она течет в Селенгу по относительно малоосвоенной местности, в то время как многие другие реки в бассейне Байкала затронуты крупными горнорудными предприятиями, а на некоторых стоят крупные города, из-за чего они загрязнены.

Еще на летнем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух предложил Владимиру Путину снова обсудить возможность строительства ГЭС на Эгийн-Голе. И как теперь заявляет Хурэлсух, «ситуация сдвинулась с мертвой точки». 

Планы по строительству ГЭС на монгольских реках, связанных с Байкалом, впервые были обозначены еще в 1970-е годы. Тогда советские проектировщики разработали несколько проектов гидроэлектростанций, но реализованы они не были. Однако в 2015 году к разговору о развитии монгольской гидроэнергетики решили вернуться. Речь зашла о строительстве плотин в водосборном бассейне Байкала: о плотине «Шурен» на самой Селенге, ниже Эгийн-Гола, и на реке Орхон, которая является другим крупным притоком Селенги. Многие экологи изначально отрицательно оценивали эти проекты из-за возможного негативного воздействия, в том числе на озеро Байкал: сезонного перераспределения стока с лета на зиму (летом озеро будет получать меньше воды, а летом — больше), сокращения стока наносов, формирующих дельту Селенги, блокирования миграций рыб и других негативных факторов. 

«Сейчас Монголия заявила миссии ЮНЕСКО, что не планирует никаких других плотин, кроме Эгийн-Гола. По-настоящему, это неправда. В принятом две недели назад плане развития Монголии по-прежнему спокойно пребывает плотина на реке Орхон, например», — сообщает Евгений Симонов.

Опасения у эколога вызывает и то, что подписание меморандума может отвратить Монголию от развития альтернативных источников энергии. Ведь в 2016 году на трехсторонней встрече с Монголией и Китаем Владимир Путин дал понять, что хотел бы, во избежание негативных последствий для Байкала, найти альтернативы строительству ГЭС. Однако теперь, судя по всему, найстрой мог измениться.

«Более положительная альтернатива — развитие в Монголии экспортного кластера производства электроэнергии, основанного на солнечных и ветровых электростанциях, которые бы помогала балансировать энергия уже существующих ГЭС России. Есть и локальные варианты решения этой проблемы с помощью все той же балансирующей (маневренной) мощности России: зависимость от нее Монголии это уже не усугубит — как видно из всех документов встречи, она итак полностью зависит от российских энергоносителей, в основном нефтепродуктов», — подытожил эколог.

* Признан Минюстом иностранным агентом

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

А «Роснефть» на ликвидацию выйдет?

Катастрофа в Черном море — итоги первого месяца: масштаб загрязнения, нерешенные вопросы, виновные

Тихие соседи

Россияне все чаще сталкиваются с летучими мышами. Почему их принято бояться и чем они полезны?

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела