Поддержать
Новости

Монголия и Россия могут построить ГЭС на реке Эгийн-Гол. Это грозит деградацией Байкала Ранее Владимир Путин предлагал рассматривать более экологичные способы решения проблемы энергодефицита Монголии

04 сентября 2024Читайте нас в Telegram
Река Эгийн-Гол. Фото: Wikipedia

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Министр природных ресурсов РФ Александр Козлов и министр охраны окружающей среды Монголии Салдангийн Одонтуяа подписали Меморандум о сотрудничестве в области сохранения озера Байкал и реки Селенга. Документ предусматривает возможность строительства гидроэлектростанции на монгольской реке Эгийн-Гол, притоке Селенги — крупнейшей реки, впадающей в Байкал. Перед этим стороны обещают провести научно-исследовательские работы с целью изучения влияния строительства  на озеро. С помощью ГЭС Монголия надеется частично решить проблемы с энергодефицитом.

Эколог Евгений Симонов* отмечает, что Эгийн-Гол представляет большую ценность и сама по себе, и как часть водосборного бассейна Байкала: в ней есть сохранные популяции многих редких видов рыб, в частности сибирского тайменя; а также она течет в Селенгу по относительно малоосвоенной местности, в то время как многие другие реки в бассейне Байкала затронуты крупными горнорудными предприятиями, а на некоторых стоят крупные города, из-за чего они загрязнены.

Еще на летнем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух предложил Владимиру Путину снова обсудить возможность строительства ГЭС на Эгийн-Голе. И как теперь заявляет Хурэлсух, «ситуация сдвинулась с мертвой точки». 

Планы по строительству ГЭС на монгольских реках, связанных с Байкалом, впервые были обозначены еще в 1970-е годы. Тогда советские проектировщики разработали несколько проектов гидроэлектростанций, но реализованы они не были. Однако в 2015 году к разговору о развитии монгольской гидроэнергетики решили вернуться. Речь зашла о строительстве плотин в водосборном бассейне Байкала: о плотине «Шурен» на самой Селенге, ниже Эгийн-Гола, и на реке Орхон, которая является другим крупным притоком Селенги. Многие экологи изначально отрицательно оценивали эти проекты из-за возможного негативного воздействия, в том числе на озеро Байкал: сезонного перераспределения стока с лета на зиму (летом озеро будет получать меньше воды, а летом — больше), сокращения стока наносов, формирующих дельту Селенги, блокирования миграций рыб и других негативных факторов. 

«Сейчас Монголия заявила миссии ЮНЕСКО, что не планирует никаких других плотин, кроме Эгийн-Гола. По-настоящему, это неправда. В принятом две недели назад плане развития Монголии по-прежнему спокойно пребывает плотина на реке Орхон, например», — сообщает Евгений Симонов.

Опасения у эколога вызывает и то, что подписание меморандума может отвратить Монголию от развития альтернативных источников энергии. Ведь в 2016 году на трехсторонней встрече с Монголией и Китаем Владимир Путин дал понять, что хотел бы, во избежание негативных последствий для Байкала, найти альтернативы строительству ГЭС. Однако теперь, судя по всему, найстрой мог измениться.

«Более положительная альтернатива — развитие в Монголии экспортного кластера производства электроэнергии, основанного на солнечных и ветровых электростанциях, которые бы помогала балансировать энергия уже существующих ГЭС России. Есть и локальные варианты решения этой проблемы с помощью все той же балансирующей (маневренной) мощности России: зависимость от нее Монголии это уже не усугубит — как видно из всех документов встречи, она итак полностью зависит от российских энергоносителей, в основном нефтепродуктов», — подытожил эколог.

* Признан Минюстом иностранным агентом

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?

Черная сделка

Как изуродовавшие Чукотку австралийские угольщики связаны с российскими чиновниками. Репортаж-расследование

Идти на огонь

Как лесные пожары в Черногории объединили россиян и украинцев. Репортаж «Кедра»