НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
UPD. 15:54. 26.06. В пресс-службе Минприроды «Интерфаксу» заявили, что департамент охоты упразднен, а вместо него создан департамент охраны, использования объектов животного мира и развития охотничьего хозяйства. Принимать решения об исключении видов из Красной книги, как утверждают в пресс-службе, новая структура не может.
Однако, как заявил в разговоре с «Кедром» специалист в области экологического права, включение и исключение животных, растений и грибов из Красной книги прописано в положении о новом департаменте. Именно его работники должны составлять проекты приказов, которые ложатся на подпись министру природных ресурсов.
Министерство природных ресурсов РФ передало ведение Красной книги департаменту охоты. Об этом сообщает РБК. До этого Красной книгой занимался департамент госполитики и регулирования в сфере особо охраняемых природных территорий.
«Позиция Татьяны Арамилевой [новой главы департамента охоты] по поводу Красной книги хорошо известна многим зоологам, работающим в том числе в природоохранной сфере. Ничего хорошего [из передачи полномочий этому департаменту] не выйдет», — поделился мнением с РБК научный сотрудник Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН, кандидат биологических наук Сергей Колчин.
В разговоре с «Кедром» орнитолог, попросившая об анонимности, выразила недоумение: «Какое отношение департамент охоты, простите, имеет к растениям и грибам? А ведь Красная книга — это книга про животных, растения и грибы. <…> Она [Арамилева] Красную книгу похоронит».
Биологи опасаются, что теперь мнение ученых учитываться не будет, а интересы охотников, в том числе трофейных, выйдут на первый план, что негативно скажется на благополучии редких и исчезающих видов животных. Назначенная в конце мая руководителем департамента охоты Татьяна Арамилева ранее на протяжении 12 лет возглавляла «Росохотрыболовсоюз», который выступает за развитие «трофейной охоты» и за то, чтобы как можно меньше видов животных попадали под защиту, заявила в разговоре с РБК старший научный сотрудник Научно-информационного центра кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции (ИПЭЭ) им. Северцова РАН Софья Розенфельд.
Сергей Колчин объяснил РБК, что в работе с Красной книгой предполагается опираться на государственный мониторинг популяций диких животных, однако его можно назвать «фикцией», потому что в рамках госмониторинга проводятся лишь формальные оценки ресурсов, которые предоставляют владельцы охотничьих угодий. Более того, есть и системные проблемы ведения такого учета, в частности речь об отсутствии методик, позволяющих определять численность диких животных с высокой степенью достоверности.
В качестве примера Колчин привел ситуацию 2010-х годов с гималайским медведем, в популяции которого на фоне бескормицы отмечался массовый падеж. По официальным данным, все это время численность росла, причем порой — на 50% за год, что противоречит биологическим особенностям вида.