Поддержать
Новости

Активисты потребовали возбудить уголовное дело об экоциде в связи с экологической катастрофой на Черном море Соответствующее заявление направлено в СК

27 декабря 2024Читайте нас в Telegram
Пляж Джемете, сильно пострадавший от разлива нефтепродуктов. Фото: Марина Сычева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Фонд содействия защите окружающей среды «Дело принципа» направил в Следственный комитет заявление с требованием возбудить уголовное дело в связи с разливом мазута после крушения двух танкеров в Керченском проливе. Активисты считают, что в произошедшем усматриваются признаки экоцида — массового уничтожения животного или растительного мира, отравления атмосферных или водных ресурсов. 

Уголовное дело предлагается возбудить по статье 358, которая предусматривает лишение свободы сроком от 12 до 20 лет. 

«Власти намеренно замалчивают катастрофу и не возбуждают дело по статье экоцид, нам снова хотят назначить ответственным стрелочника, обеляя лиц более высокого ранга, виновных в катастрофе. При таком подходе нам не удастся наказать виновных и предотвратить катастрофы в дальнейшем», — пишет председатель организации Дмитрий Трунин на своей страничке «ВКонтакте». 

В заявлении от 26 декабря на имя главы СК Александра Бастрыкина Трунин обосновывает, почему декабрьский разлив мазута можно считать экоцидом. В тексте перечисляется девять причин, среди которых долгосрочные последствия для здоровья животных; уничтожение среды обитания; нарушение репродуктивных циклов; потеря биоразнообразия; социально-экономические и медицинские последствия для людей. 

Активисты выяснили, что танкер Волгонефть-239 не имел права выходить в море, так как, согласно регистру Российского классификационного общества, действие ео документов было приостановлено. В заявлении подчеркивается, что оба танкера старше 50 лет, поэтому контроль за их эксплуатацией должен был быть «максимально жестким». 

По мнению составителей заявления, в произошедшей аварии виноваты собственники танкеров, руководитель порта «Кавказ», где допустили погрузку танкера при отсутствии документов; а также руководители надзорных и контролирующих ведомств.

Статья об экоциде считается редкой. За все время существования по ней было возбуждено всего несколько уголовных дел: в 2021 году — о водной блокаде Крыма путем перекрытия Северо-Крымского канала; в 2001 году — о лососевом рыбном заводе «Озерки». При этом не зафиксировано ни одного приговора суда, пишет в своем Telegram-канале адвокат по экологическому праву Евгений Жаров.

Ранее юрист проекта «Красная книга? Не продается!» экологического движения «Дронт» Александр Карпухин упоминал в разговоре с «Кедром», что сложно представить возбуждение уголовного дела по статье об экоциде:

«Экоцид — это наиболее существенное из преступлений в сфере экологии с очень суровым порогом ответственности. На практике такие составы преступления, как геноцид и экоцид, — это декларации, наличие которых в Уголовном кодексе указывает на приверженность высоким стандартам гуманизма и защиты окружающей среды. Возбуждение уголовных дел по ним — это исключение из правил. Фактически для возбуждения дел по таким статьям требуется директива максимально высокого уровня», — рассказывал он.

Как объяснял в своем блоге Евгений Жаров, 358-я статья УК РФ относится к редко применяемым на практике юридическим нормам из-за неточностей и спорных моментов в ее диспозиции. Так, не ясно, может ли экоцид быть неумышленным: «Неполное содержание формы вины не дает возможность правильно квалифицировать преступление», — пишет юрист.

Алексей Трунин и «Дело принципа» также направили в Анапский городской суд иск (текст есть в распоряжении «Кедра») с требованием обязать муниципальные власти ликвидировать последствия аварии. Кроме того, активисты требуют обязать Правительство РФ провести рекультивацию последствий разлива и компенсировать денежные затраты на проведение спасательных работ. 

15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, которые везли в совокупности около 9 тысяч тонн мазута. У судна «Волгонефть-212» оторвало носовую часть в 8 километрах от берега. Следом за ним сигнал бедствия подал танкер «Волгонефть-239». Он сначала лег в дрейф, а затем сел на мель. В течение суток спасатели эвакуировали членов экипажей, один моряк погиб. Около 40% груза попало в воду, но локализовать разлив оказалось невозможно из-за непогоды. Спустя два дня мазут выплеснулся на кубанское побережье, еще через несколько дней — на крымское. Десятки километров береговой линии оказались загрязнены нефтепродуктами. Волонтеры и спасатели вот уже вторую неделю убирают территории и спасают измазанных в мазуте животных, в частности птиц. 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе