Поддержать
Сюжеты

Угробить реку или остановить Шереметьево? Как в городах России уничтожают малые реки, как люди с этим борются и почему сдаются

23 июля 2024Читайте нас в Telegram
Река Клязьма вблизи ЖК Город Набережных. Фото: Любовь Неверова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Из 2,8 млн российских рек 90% относятся к малым: их длина не превышает 100 км, а площадь бассейна не больше 2000 км². Они основа водной сети страны. Не станет малых рек — обмелеют и пересохнут большие. Однако по всей стране застройщики засыпают малые реки, чтобы получить больше места под свои объекты, а корпорации сливают в них отходы. Все это происходит при попустительстве властей.

Борются с корпорациями и чиновниками обычные люди, которые живут вокруг этих речек, — силы здесь заведомо неравны. «Кедр» рассказывает, как жители Подмосковья не смогли отстоять свою реку в борьбе с аэропортом Шереметьево и почему в разных уголках России малыми реками жертвуют, чтобы «сэкономить копеечку» или заработать миллиарды.

Материал создан при участии проекта «Синие Капибары» — в нем наставники работают с начинающими журналистами.

ЖК Город Набережных. Фото: Любовь Неверова

Тухлая вода

Желто-оранжевый поплавок прыгает вверх-вниз. В подмосковных Химках пасмурно. Раз в несколько минут раздается звук взлетающего в аэропорту Шереметьево самолета. Под мостом стоит рыбак в камуфляже и забрасывает удочку в воду.

— А говорят, у вас тут река отравленная, — бросаю я.

— Нет, это вранье, — отвечает мужчина. — Вода грязная, конечно, но я вот поймал 15 плотвичек позавчера, жена пожарила, покушали — ничего, все хорошо. Съедобные.

Пересказываю позже этот разговор Елене, активистке из химкинского ЖК «Город набережных». Она округляет глаза и восклицает: «Он ее ест?! Надо ему анализы воды показать».

Елена в ЖК Город Набережных. Фото: Любовь Неверова

В этих анализах Росприроднадзора от февраля 2021 года допустимая концентрация этиленгликоля (противообледенительной жидкости — прим. ред.) была превышена в 2000 раз вблизи тянущегося от аэропорта водовыпуска, где рыбак ловит плотву, и в 600 раз — в месте впадения ручья Воскресенского в Клязьму.

Сейчас границу между водосбросом и ручьем видно невооруженным глазом — вода из привычной коричневатой становится насыщенно-зеленой.

Недавно на берегу обнаружили мертвую ондатру. Активисты даже готовы были скинуться и оплатить новые анализы на этиленгликоль. Но найти частную лабораторию, которая была бы готова взяться за такой заказ, в Москве не смогли.

ЖК «Город набережных» появился на месте вырубленного леса в паре километров от Шереметьева — застройщик Urban Group продавал там квартиры в первой половине 2010-х. Уже в те годы жильцы «Города набережных» просыпались по утрам от удушливой вони. Запах стоял такой, что невозможно было открыть форточку или выйти на улицу. В отчаянии люди даже звонили в МЧС.

ЖК Город Набережных. Фото: Любовь Неверова

В 2017–2018 годах жильцы обращались в региональное управление Росприроднадзора и Общественную палату Московской области за помощью. Они были уверены, что причина тошнотворного запаха — слив антифриза в Воскресенский ручей аэропортом Шереметьево.

И действительно, Росприроднадзор постоянно штрафует аэропорт за слив антифриза в водоемы Московской области. В пробах воды эксперты также обнаруживали гниющую органику. Активисты ЖК «Город набережных» выяснили, что

очистные сооружения аэропорта, построенные в 1979 году, ни разу не модернизировались и спустя почти 50 лет превратились в гниющую губку, через которую вода поступает в Воскресенский ручей рядом с ЖК.

Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году Шереметьево даже учредило рабочую группу для решения проблемы, поскольку жители были настроены решительно и собирались проводить пикеты во время спортивного турнира.

— На встречах секретарь рабочей группы стучал в грудь и клялся, что они все поправят, виноваты проклятые собственники, а они сейчас тут наведут порядок, — говорит Алексей Дмитриев, юрист и защитник природы, который занимается экологическими проблемами в Москве и Подмосковье уже больше десяти лет.

Но после чемпионата рабочая группа больше не собиралась. Жильцам стали говорить «давайте завтра, в другой раз» и перестали показывать документы. Последнее неудивительно — когда жители все-таки сумели их раздобыть и начали разбираться, они обнаружили, что деньги на модернизацию очистных в Шереметьево выделялись, но куда они пошли — непонятно.

Река Клязьма вблизи ЖК Рафинад. Фото: Любовь Неверова

Редакция «Кедра» спросила пресс-службу Шереметьева, когда последний раз обновлялись очистные сооружения, выделял ли аэропорт на это средства и чем закончились консультации с активистами в рабочей группе. Пресс-служба аэропорта ответила, что проект реконструкции и строительства очистных сооружений действительно разработали, но из-за санкций не смогли поставить для него иностранное оборудование. Сейчас очистные пытаются модернизировать с помощью отечественных разработок. Срок окончания работ в пресс-службе не назвали.

Полный текст ответа пресс-службы аэропорта Шереметьево

«Для реализации работ по реконструкции и строительству очистных сооружений в аэропорту Шереметьево был разработан и утвержден проект, который включал в себя использование технологий и оборудования иностранных поставщиков.

В связи с введением зарубежных санкций в отношении поставок иностранных производителей возникли проблемы с плановой реализацией дорожной карты проекта. Для решения данной проблемы проект был переработан с учетом применения усовершенствованных технологий и оборудования российского производства при сохранении ключевых показателей эффективности по производственным процессам и методам очистки.

На основе этого проекта обновлена “дорожная карта” реализации мероприятий АО “МАШ” с учетом требований природоохранного законодательства Российской Федерации. Проект утвержден Советом Директоров АО “МАШ” и одобрен ФАВТ РФ.

В рамках высокого уровня экологической ответственности компании АО “МАШ” продолжает выполнять разработанные компенсационные мероприятия до завершения строительства и реконструкции объектов очистных сооружений.

Аэропорт Шереметьево систематически информирует о статусе проекта реконструкции и строительства очистных сооружений, а также комплексе реализованных природоохранных мероприятий инициативную группу ЖК “Город набережных” и другие местные сообщества».

Стратегически важное загрязнение

В 2018 году Росприроднадзор оштрафовал Шереметьево на 2 млн рублей, в 2019 году — на 90 тысяч, а в 2020-м штрафа уже не было. К 2021 году жильцы убедились: вмешивается государство или нет, ручей Воскресенский чище не становится — и в августе подали в Химкинский городской суд иск против аэропорта с требованием запретить сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

В ходе судебного процесса, который длился два с лишним года, министерство экологии Московской области встало на защиту аэропорта. По словам Алексея Дмитриева, так происходит постоянно, «ведь в Подмосковье ведомство занимается не охраной природы, а обслуживанием интересов тех, кто ее уничтожает». За 10 лет юридической практики он не помнит случаев, когда областное Минэкологии выступило бы против нарушителей.

Зато Росприроднадзор поддержал активистов. Возможно, потому что химическими веществами, которые сбрасывает Шереметьево, по утрам умываются не только жители Химок, но и москвичи. Воскресенский ручей и река Клязьма, в которую он впадает, находятся в поясе питьевого водоснабжения Москвы.

По словам Дмитриева, в подобных делах у государства есть целый набор приемов, чтобы «податное население не подавало на уважаемых граждан» в суд. Например, непомерные судебные расходы: если у истцов нет 100 тысяч рублей на экспертизу, суд не будет ее проводить и автоматически признает правоту другой стороны.

В случае с аэропортом Шереметьево суд экспертизу назначил, но повесил на активистов неподъемную оплату услуг экспертов — 1 млн рублей. Активисты оспорили это решение, и Первый кассационный суд общей юрисдикции в Саратове вынес прецедентное решение: общественные организации, подавая иски в интересах всего общества, не должны нести судебные расходы. Миллион обязали выплатить Шереметьево — виновника загрязнения, но на чистоте воды и запахе прогнивших очистных это не отразилось.

Дмитриев пересказывает свой диалог с представителями Шереметьева на одном из судебных заседаний:

— Вы иск поддерживаете или не поддерживаете?

— Нет, не поддерживаем.

— Почему? Вы не сливаете токсичные стоки?

— Сливаем.

— То есть вы не отрицаете, что вы сливаете?

— Не отрицаем.

— А вы не отрицаете, что это незаконно?

— Не отрицаем.

— Мы в иске просим запретить сливать неочищенные стоки. Вы согласны или не согласны?

— Нет, не согласны.

Экозащитник говорит, что активисты не требовали от аэропорта Шереметьево приостановить деятельность, а лишь хотели, чтобы над аэропортом «завис дамоклов меч судебного решения» — если загрязнение воды продолжится, то ответственность за это была бы уже персональной.

В июле 2023 года Химкинский городской суд отказался удовлетворять иск жителей «Города набережных» по формальным основаниям — потому что отходы в ручей сливает не только Шереметьево (Дмитриев не понимает, почему это как-то извиняет менеджмент аэропорта) — и, сославшись на Гражданский кодекс, решил: нарушителя можно не привлекать к ответственности, если прекращение его деятельности противоречит общественным интересам. То есть фактически заявил следующее: чтобы остановить сброс отходов, придется остановить работу аэропорта, а делать этого, конечно, нельзя.

Река Пахра вбзили строительства нового ЖК. Фото: Любовь Неверова

Как исчезают малые реки

Эксперт Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк называет две основные (и тесно связанные между собой) причины исчезновения малых рек: природные и антропогенные.

К природным можно отнести, например, изменение климата — так, в засуху какие-то речки исчезают, а в периоды дождей появляются вновь.

Антропогенные причины разнообразнее. Сюда, например, относят выкачивание воды из скважин, что ведет к падению уровня подземных вод и прерыванию питания родников. В ближнем Подмосковье множество артезианских скважин понизили уровень подземных вод на десятки метров.

Ухудшают ситуацию и запруды. Иногда вся река превращается в череду водохранилищ, что увеличивает ширину русла и площадь испарения, а значит, уровень воды в реке падает.

Еще одна причина исчезновения небольших речек — забор из них воды для полива. Как говорит Игорь Шкрадюк, из-за этого могут исчезать не только малые, но и большие реки. В пример он приводит мелеющую Амударью в Центральной Азии. Уровень воды в ней критически упал в советские годы, потому что ее забирали для полива хлопковых плантаций.

Из-за слива нечистот в реках появляются водоросли. Иногда они зарастают травой так, что от них ничего не остается — вода целиком уходит в корни растений.

В крупных городах России сильнее всего проявляется антропогенный фактор — выкачивание воды из скважин и вырубка лесов, которые сберегают влагу. В сельской местности главная причина исчезновения рек — их зарастание и загрязнение. По словам Шкрадюка, «если речка исчезает или прерывается, это сказывается на тех, кто в ней живет».

— Для рыбы особенно опасно, когда речки перегораживают дамбы, ведь рыбное население, которое гуляет туда-сюда, спаривается и оставляет потомство, оказывается разделено на отдельные популяции. Дальше начинается близкородственное скрещивание, популяции деградируют, — говорит он.

То же происходит с живущими в реках и около них мелкими животными и растениями.

Перед полным исчезновением речки, как правило, становятся настолько грязными, что из них уже нельзя брать воду для питья, купаться в них или ловить рыбу. Если же воды совсем не остается, человеку нужно либо рассчитывать на водопровод (который есть не в каждом населенном пункте), либо переселяться.

Фото: Любовь Неверова

Цена расслабленности

Инициативную группу, занимающуюся защитой реки Клязьмы и Воскресенского ручья от стоков Шереметьева, в мае 2024 года вычеркнули из списков заседания круглого стола Мосгордумы по вопросам негативного влияния сточных вод на окружающую среду и здоровье населения. Как говорит Алексей Дмитриев, организаторы сослались на «соображения безопасности».

— Подача в суд [как единственная мера] не всегда помогает. Если местные жители стучатся во все мыслимые площадки, проводят пикеты, как могут привлекают внимание, то ситуация двигается. Но бывает, что после обращения в суд люди расслабляются и думают, что «нанятые ведьмаки будут добивать это чудище», — говорит он.

В апреле 2024 года кассационный суд оставил решение предыдущих судов по иску жителей ЖК «Город набережных» против аэропорта Шереметьево без изменений.

Таким образом, все возможные способы защитить Воскресенский ручей и Клязьму в российских судах исчерпаны. Протесты граждан к этому времени затихли и уже не возобновились. В том числе потому, что активистам тяжело много лет подряд сохранять энтузиазм и безрезультатно бороться, констатирует Дмитриев.

Мусор, нефть, фекалии

Сколько малых рек в России сегодня в опасности, сказать невозможно: такой статистики нет. Но их уничтожают безжалостно, разными способами и всегда с одной целью — ради денег. Одни компании за счет них экономят, другие — зарабатывают. Простые люди тоже не гнушаются загрязнять их, если это выгодно. Вот лишь несколько примеров:

  • Рядом с рекой Издревой недалеко от Новосибирска власти хотят построить мусоросортировочный комплекс. Планы эти существуют с 2016 года, но в 2017 году местным активистам, ухаживающим за Издревой, первый раз удалось остановить строительство. Не по экологическим основаниям — оказалось, что выбранное для размещения отходов место находится в санитарной зоне местного аэродрома «Ельцовка». Однако в 2023 году было заключено новое соглашение о строительстве комплекса — в другом месте, все еще недалеко от реки. Активисты опасаются, что запуск мусоросортировочного комплекса, на котором предусмотрен и полигон для хранения отходов, приведет к загрязнению реки не только мусором, но и продуктами его гниения.

Однако стоимость проекта такая, что власти вряд ли от него откажутся, ведь в бюджете (реализовывать проект будет муниципальное предприятие «САХ» — прим. ред.) под него зарезервировано 6,5 млрд рублей.

  • В феврале этого года тверские СМИ сообщили, что в деревне Пекуново Кимрского округа была была обнаружена свалка строительных материалов. Они были навалены прямо в русле ручья, впадающего в Волгу. Виновниками оказались владельцы строящейся базы отдыха — по всей видимости, они пытались сэкономить на вывозе отходов. Суд по иску регионального Минприроды обязал владельцев базы расчистить русло ручья и выплатить штраф 1,8 млн рублей. Было ли это сделано, не сообщается, но примечательно другое: люди, продающие отдых на природе, фактически навредили ей. Причем внесли вклад в загрязнение не только ручья, но и Волги, справиться с очисткой которой государство не может, несмотря на выделенные 1,5 млрд рублей.
  • В апреле этого года в Перми возбудили уголовное дело из-за слива нефтепродуктов в малую реку Гусянку, текущую по экологическому парку «Егошихинская долина». Сам слив произошел в марте: горожане фотографировали испачканных неким черным веществом уток. «В ходе надзорных мероприятий выяснилось, что неустановленные лица допустили слив в водный объект нефтепродуктов, который явился причиной гибели зимующих там уток, а также значительного загрязнения водоохранной зоны», — сообщили в природоохранной прокуратуре.
Река Клязьма вблизи ЖК Город Набережных. Фото: Любовь Неверова

Уголовное дело возбуждено по статье 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемой природной территории, повлекшее причинение значительного ущерба). Ее максимальная санкция — два года исправительных работ. Однако информации о привлечении кого-либо к ответственности к до сих пор нет: на момент возбуждения уголовного дела виновные не были установлены.

  • Отравляют загрязненные малые реки и главный курортный водоем страны — Черное море. Так, в марте этого года жители Сочи сообщили о загрязнении канализационными стоками реки Псахо, притока Кудепсты, впадающей в море.

«В воде постоянно плавают фекалии и туалетная бумага, все это выбрасывается на пляж. Два месяца [местные жители] пишут в администрацию Сочи, обращаются в водоканал, но канализация продолжает течь в реку Псахо, а потом в море», — писало местное издание 93.ru.

Проблема носит системный характер и характерна не только для Сочи. «Кедр» проводил исследование загрязнения Черного моря и выявил: жители побережья массово выводят канализационные системы своих частных домов в местные реки, чтобы сэкономить на централизованном водоотведении.

В 2022 году участники Всемирного экономического форума признали нехватку пресной воды одной из главных угроз, с которыми человечество столкнется в ближайшем будущем. России, контролирующей около 20% мировых запасов пресной воды, эта проблема, казалось бы, не грозит. Но мы сами — преимущественно из жадности и страсти к деньгам — забираем у себя этот ресурс, уничтожая малые реки и загрязняя их.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?

Черная сделка

Как изуродовавшие Чукотку австралийские угольщики связаны с российскими чиновниками. Репортаж-расследование

Идти на огонь

Как лесные пожары в Черногории объединили россиян и украинцев. Репортаж «Кедра»