Поддержать
Новости

Вместо рубок — вывод земель из лесного фонда. Появился новый проект поправок в закон об охране Байкала — объясняем, что изменилось Депутаты нашли новый способ разрешить вырубать охраняемые леса для строительства дорог, гостиниц и коммерческой заготовки древесины

21 июня 2024Читайте нас в Telegram
Фото: iStock

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

В сети появился обновленный текст поправок в закон «Об охране озера Байкал». Теперь вместо сплошных рубок лесных насаждений в центральной экологической зоне депутаты предлагают возможность вплоть до конца 2030 года переводить земли лесного фонда в земли других категорий, где те же рубки будут разрешены. 

Как объяснил опрошенный «Кедром» эксперт по ООПТ, это откроет возможность, например, для необоснованного расширения границ населенных пунктов и особых экономических зон Байкала.

В обновленной версии поправок депутаты сместили акцент с резонансных сплошных рубок — в третьем пункте зафиксировано, что в центральной экологической зоне они запрещены. Однако появилась лазейка: сплошные рубки допускаются, если выборочные не помогли лесу избавиться от насаждений, утративших свои «полезные функции». При этом как и кто будет оценивать состояние байкальского леса и его полезность, в законопроекте не уточняется. 

«По данным Рослесхоза, сейчас реально требуют уборки порядка 600 га. Это можно сделать в рамках действующего законодательства — в порядке уборки неликвидной древесины. Так что я считаю, что поправки вносятся только для проведения коммерческих рубок под видом уборки погибших насаждений. Кроме того, это может стимулировать уничтожение леса, например, путем поджога, чтобы признать затем лес погибшим», — рассказал эксперт.

В четвертом пункте поправок предлагается выводить земли из состава лесного фонда ради строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог. Эксперт отметил, что любые строительные и ремонтные работы — это рубки и нарушение почвенного покрова, что очень чувствительно для хрупкой местной экосистемы. Из-за нарушения почвенного покрова в Байкал будет попадать большое количество органики. Это может привести к усилению распространения вредоносных водорослей спирогир, негативно влияющих на естественную флору и фауну озера. А с интенсивным развитием туризма, уточнил эксперт, экологическая ситуация станет только хуже.

17 июня на заседании комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды депутаты задали вопросы министру Александру Козлову относительного того, что все-таки планируется на Байкале. Как заявил депутат Анатолий Грешневиков, по каждому байкальскому объекту нужно готовить отдельные поправки, иначе озеро попросту «угробят».

У первоначальных поправок в закон «Об охране озера Байкал» 21 автор. Не менее 6 из них или их близких имеют связи со строительным, лесозаготовительным и туристическим бизнесом. Сейчас в списке инициаторов законопроекта — 14 имен депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Одного из них, Александра Якубовского считают главным бенефициаром поправок — его супруга владеет «Байкальской строительной и девелоперской группой». 

Известно и то, что 553 гектара байкальского леса, на которых Госдума в первом чтении одобрила проведение сплошных рубок, прилегают к курорту «Гора Соболиная». Он принадлежит структурам миллиардера Олега Дерипаски. 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Все зависит от того, куда человек залез»

Эпидемиолог Михаил Фаворов — о новых заболеваниях и важности биоразнообразия для здоровья людей

«У меня это говно вот где стоит»

Жизнь на Волге: фонтаны фекалий, сбросы шкур с заводов и отравленные леса

«Все по щелям забились — типа мы здесь не живем»

Репортаж с берегов мелеющей Волги, деньги на «оздоровление» которой украли

Почему Россия тонет в мусоре?

Подводим итоги мусорной реформы, на которую за пять лет потратили 94 млрд рублей

Артезианский фильтрат

В Ленобласти строят мусорный полигон, который может отравить реки, Ладогу и Финский залив