Поддержать
Новости

«Мы все за Байкал, но это его угробит». В Госдуме высказали претензии министру природных ресурсов в связи с законопроектом о хозяйственной деятельности на Байкале Представить новую версию законопроекта должны были 10 июня, но вопрос для Минприроды оказался таким сложным, что сроки сдвинули до 1 июля

19 июня 2024Читайте нас в Telegram
Фото: Regnum

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

17 июня на заседании комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды проголосовали за продление срока подготовки подготовки резонансных поправок к закону «Об охране озера Байкал», которые разрешают «сплошные рубки» для строительства дорог, селезащитных и гидротехнических сооружений, коммунальной инфраструктуры, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ранее поправки обещали представить до 10 июня, но теперь сроки сдвинули на 1 июля.

Депутат Госдумы Анатолий Грешневиков заявил, что общие формулировки в поправках приведут к ухудшению экологического состояния Байкала — как это произошло с федеральным проектом «Оздоровление Волги», который реализуется в рамках национального проекта «Экология». Проект обещали завершить в 2024-м — но очистные сооружения во многих городах на Волге не работают, хотя с 2020 по 2024 годы на них направили более 1,5 млрд рублей. 

«Что там с законом, будем его сносить или нет, Александр Александрович? — обратился Грешневиков к министру. — Уже говорили, если и делать этот закон, его делать надо совершенно с других позиций. […] Но коллеги считают, что надо дорабатывать [то, что есть], хотя это сделает закон более вредным и хищным, — объяснил Грешневиков. — По каждому объекту надо вносить отдельный законопроект? Если нет, и все будет в общем порядке, мы просто узаконим те безобразия, которые есть. […] Мы все внутренне ведь за Байкал. Но мы этим законом его угробим».

В ответ глава Минприроды Александр Козлов согласился, что поправки в закон «Об охране озера Байкал» должны быть уточнены.

«Сейчас в законе есть формулировки в духе “вырубать для дорог”. Для каких дорог? На Байкале есть дорожная магистраль? Если нужна, условно, какая-то трасса на Ольхон, и есть по ней решение, нужно так и писать: трасса на Ольхон по таким-то координатам, — рассуждал министр в ответ. — Вопрос о том, что там надо регулировать захоронение людей (авторы законопроекта утверждают, что из-за запрета на рубки жители иркутских и бурятских деревень не могут расширять кладбища — прим. ред.). и другие вопросы — это факт. Но это должно быть не с размытыми формулировками: если мы говорим о кладбище, значит, надо называть это кладбище, населенный пункт… Когда нам задают вопрос: и что мы теперь по каждому чиху будет вносить изменения в закон? Я считаю — да, по каждому чиху нужно вносить». 

Чтобы избежать нерациональных решений по Байкалу, глава комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин попросил организовать на площадке министерства дополнительное совещание. 

Если закон примут в текущей редакции, под угрозой может оказаться до ⅔ лесов центральной экологической зоны Байкала. Хотя там планируется возвести «объекты временного размещения», «бытового обслуживания для организации и осуществления передвижения посетителей», «объекты обеспечения личной гигиены», в приказе Минэкономразвития от 5 мая 2023 года №302, где зафиксирован список объектов индустрии туризма, перечисленных наименований нет. На это указал Научно-экспертный совет Всероссийского общества охраны природы. Его эксперты считают, что необходимо дополнительное обоснование для проведения сплошных рубок при эксплуатации объектов туристской инфраструктуры.  

У поправок в закон «Об охране озера Байкал» 21 автор. При этом минимум 6 из них или их близких имеют связи с бизнесом в области строительства, туризма и лесозаготовок. Известно и о другой громкой истории вокруг законопроекта: этой весной Госдума проводила конкурсные закупки на выполнение исследований на тему: «Законодательное обеспечение социально-экономического развития Байкальской природной территории и сохранения экосистемы озера Байкал». Такие работы Дума оценила в 5 млн 750 тысяч рублей, однако контракт всего за 2 млн ушел «Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации». Компетенциями для выполнения исследований по экологии и природопользованию, как указывают во Всероссийском обществе охраны природы, он не обладает.  

В июле 2023 года Госдума приняла поправки в закон «Об охране озера Байкал» в первом чтении. Однако уже в октябре председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что поправки нужно скорректировать: содержащееся в нем понятие «сплошные рубки» вызвало большой общественный резонанс и опасения, что на Байкале начнется коммерческая заготовка древесины. Он поручил профильному комитету ко второму чтению найти решение, которое «уберегло бы от поспешных шагов». Тем временем «Единая Россия» начала кампанию в поддержку законопроекта. Доказать его пользу для жителей Бурятии и Иркутской области, как выяснил «Кедр», помогали школьники из Подмосковья и боты.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе