Поддержать
Новости

Сочинский нацпарк требует от представителей коренного народа адыгов-шапсугов перенести пасеки, построенные в заповедной зоне Эксперт в беседе с «Кедром» уточнил — с точки зрения российских законов действия нацпарка оправданы

26 сентября 2024Читайте нас в Telegram
Фото: «Кавказский заповедник»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Сочинский национальный парк через суд потребовал уничтожить 11 пасек, расположенных в заповедной зоне. Их владельцы — пять предпринимателей из числа коренного населения, адыгов-шапсугов. 

По мнению представителей национального парка, пасечники нанесли ущерб экосистемам на сумму в три миллиона рублей. Двое из них ранее работали инспекторами нацпарка и были уволены после административных взысканий. В отношении них рассматриваются дела по статье 285 УК РФ и статье 286 УК РФ — они не сообщили о незаконных пасеках и поставили в заповедной зоне собственные.

«Конфликт возник из-за того, что пасеки находятся в заповедной зоне, хотя любая хозяйственная деятельность в ней запрещена — это фактически наиболее строго охраняемая часть парка. Сейчас закон запрещает изменять границы этой заповедной зоны, поэтому вывести участки с пасеками из ее состава невозможно», — объяснил опрошенный «Кедром» эксперт по особо охраняемым природным территориям (ООПТ).

В суде представители нацпарка требуют снести и пасеки, и соседние хозяйственные постройки. По их версии, адыги-шапсуги сами отказались от досудебного решения конфликта и переноса пасек на альтернативные локации за пределами заповедной зоны, где деятельность пасечников разрешена. Всего в нацпарке расположено около 130 пчеловодческих хозяйств.

Председатель краевой общественной организации  причерноморских адыгов-шапсугов «Адыгэ Хасэ» Маджид Чачух настаивает: шапсуги фактически живут в национальном парке, и вынуждать их переносить свои пасеки — равноценно запрету на ведение хозяйственной деятельности. 

На время судебного разбирательства адыгам-шапсугам разрешили посещать свои ульи и кормить пчел, однако запретили использовать транспорт. 

«Очевидно, что ущерб от такого количества пасек небольшой. Гораздо больше ущерба именно от того, что туда приезжают люди, наверняка вместе с собаками, потому что в нацпарке есть медведи, которые разоряют пасеки. В Сочи были случаи конфликтов пасечников и медведей, когда животных отстреливали. Понятно, что это незаконно, но угроза для людей вполне реальная», — рассказал «Кедру» эксперт по ООПТ.

Шапсуги — субэтнос адыгов. В прошлом они были одним из крупнейших адыгских племен. Однако сейчас в России осталось лишь 3 900 шапсугов. Бо́льшая часть из них живет в Краснодарском крае, а именно в Туапсинском районе Кубани и Лазаревском районе Сочи.

«Шапсуги действительно относятся к коренным малочисленным народам. Это значит, что им положены некоторые преференции. Но в таких ситуациях нужно искать компромиссы. Никто не говорит, что нужно выселить их из нацпарка. Российское законодательство не позволяет решить вопрос этих пасек иначе как переносом. Поэтому интересы парка в данном случае важнее», — уточнил эксперт. 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Настоящее безумие и преступление»

Казахстан провел референдум о строительстве первой в стране АЭС. Но действительно ли все решил народ?

У тигров все так хорошо, что их станет меньше?

Зоолог о парадоксах новой государственной стратегии по сохранению амурского тигра

На море только и разговоров, что о медузах

Азовское побережье заполонили жалящие беспозвоночные. Откуда они и что с ними делать? Репортаж «Кедра»

«Мы здесь никто»

Репортаж из Югры, где нефтяники вытесняют ханты с их родовых земель

Что значит «мяу»?

Как кошки манипулируют людьми. Отрывок из книги Джонатана Лососа «От саванны до дивана»