НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Министерство природных ресурсов РФ планирует исключить из Красной книги волго-уральскую и бетпакдалинскую популяции сайгаков, которые обитают преимущественно на востоке Астраханской области, в Волгоградской и Оренбургской областях. Соответствующий проект приказа ведомство опубликовало для общественного обсуждения. Свое предложение чиновники обосновывают «значительной численностью» и «отсутствием угрозы уничтожения» этих животных.
Под охраной останется только популяция Северо-Западного Прикаспия (преимущественно обитают в Калмыкии и на западе Астраханской области). При этом Международный союз охраны природы (МСОП) считает сайгаков видом, «находящимся в состоянии, близком к угрожаемому». Ранее сайгак как биологический вид был занесен в Красную книгу России со статусом «уязвимый».
В пояснительной записке ведомство сообщает об «ощутимом ущербе сельхозпроизводителям», который наносят мигрирующие из Казахстана особи, относящиеся к волго-уральской популяции. По данным Минприроды, с начала 2025 года в Саратовскую область мигрировало около 400–500 тысяч сайгаков. При этом в самом регионе постоянно проживает лишь около 100 особей.
Фермеры Саратовской области действительно жалуются, что пришедшие из Казахстана животные едят и вытаптывают посеянные ими пшеницу, чечевицу и другие культуры.
Как заявил в разговоре с «Коммерсантом» директор заповедника «Черные земли» Батаар Убушаев, волго-уральская популяция действительно очень большая — порядка 3 млн особей, и потому необходимо регулировать их численность. Ранее об этом же заявляли власти Казахстана: в стране хотят разрешить охоту на сайгаков и отстрелять около миллиона особей. Это также объясняют увеличением численности животных и жалобами фермеров, которые говорят, что сайгаки поедают траву на пастбищах и выпивают воду, запасенную для скота.
Опрошенный «Кедром» зоолог ранее объяснял, что регулировать численность сайгака действительно необходимо, но в то же время выражал сомнение в возможности правильно реализовать этот процесс:
«Одна из основных проблем в том, что нарушены пути миграции. Избытки животных не могут мигрировать по своим историческим маршрутам. Надо ли использовать сайгака и контролировать его численность — да, надо. Но ни Россия, ни Казахстан сейчас такие проекты не тянут — ни по компетенциям управления, ни по ресурсам, которые для этого необходимы. Обычно все завершается массовым падежом животных и снижением численности до минимума, а каждое последующее восстановление популяции происходит сложнее», — рассказал он.
Батаар Убушаев также отметил, что утверждение приказа Минприроды сделает исключенных из Красной книги сайгаков охотничьим ресурсом. При этом, как подчеркнул в разговоре с «Коммерсантом» эксперт природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин, это вовсе не означает, что охотники в скором времени смогут добывать сайгаков, так как, согласно закону «О животном мире», предложения об исключении видов из Красной книги должны сопровождаться научными данными и данными «государственного мониторинга».