Поддержать
Новости

Природа не в приоритете: задача Минприроды — в помощи промышленникам, заявил глава ведомства  Чиновники не впервые заявляют о приоритете промышленных интересов над сохранением экосистем

29 ноября 2024Читайте нас в Telegram
Фото: Министерство природных ресурсов и экологии РФ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Задача Минприроды России состоит в том числе в помощи промышленникам при добыче природных ресурсов, заявил глава ведомства Александр Козлов, рассуждая о разработке месторождений лития на Кольском полуострове. По его словам, два российских предприятия уже составляют проектную документацию и готовятся приступить к работам в Мурманской области. Ранее против этого активно выступали представители коренного народа саами, на чьих пастбищах должна развернуться добыча металла.

«Наша задача, как говорится, не только знать, что есть в земле, но и сделать так, чтобы промышленность взяла это в оборот и, соответственно, начала с этим работать. По литию мы с этой работой, я считаю, вместе с Минпромторгом справились», — сказал министр природных ресурсов.

Речь в выступлении Козлова, судя по всему, идет о Полмостундровском и Колмозерском месторождениях лития в Мурманской области. Добычей на них займутся, соответственно, компании «Арктический литий» и «Полярный литий». Последний является совместным предприятием «Росатома» и «Норильского никеля».

По словам Андрея Данилова, саамского активиста из Мурманской области, уехавшего из России, добыча лития на Колмозерском месторождении может нанести огромный ущерб местной флоре и фауне, а также экономическому положению местных оленеводов: «Будут уничтожены большие природные территории», — считает он.

В 2023 году ученые провели этнологические экспертизы проекта разработки Колмозерского месторождения. Сообщается, что по итогам общения с жителями, специалисты составили карту зон оленеводства, сбора дикоросов, рыбной ловли и охоты, которые могут быть потенциально затронуты добычей лития. После второго этапа был определен маршрут к месторождению, который минимально затрагивает оленеводческие пастбища.  В том числе, в ходе экспертизы был рассчитан размер убытков оленеводческих предприятий.

Литий называют «новой нефтью», так как он используется для производства аккумуляторов для электромобилей, а также для выпуска грузового, пассажирского, технологического транспорта и систем накопления энергии. В России его не добывают с 1997 года, импортируя из четырех стран: Чили, Аргентины, Боливии и Китая. Чили и Аргентина остановили поставку в 2022 году, а Китай и сам испытывает его нехватку. 

При этом, согласно докладу экологической организации Friends of the Earth, добыча лития неизбежно вредит почве и вызывает загрязнение воздуха. Кроме того, «литиевый треугольник», регион Анд, богатый запасами лития, в границах Аргентины, Боливии и Чили — одно из самых засушливых мест на Земле.

«Любой процесс добычи полезных ископаемых агрессивен, он оставляет шрамы на местности, отравляет землю, разрушает систему грунтовых вод и местные колодцы. Переход с ископаемых энергоносителей на электробатареи — это не зеленое решение. Это вообще не решение», — говорил Гильермо Гонсалес, эксперт по литиевым батареям из Чилийского университета, в интервью 2009 года.

Представители Минприроды не в первый раз заявляют о приоритете промышленных интересов над сохранением экосистем. Ранее глава департамента в сфере госрегулирования ООПТ Ирина Маканова говорила, что несмотря на свою должность в природоохранном блоке, она «не всегда готова занять позицию именно интересов особо охраняемых природных территорий». Речь шла о возможности добычи природных ресурсов в заказниках и национальных парках.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе