Поддержать
Новости

«Мы все за Байкал, но это его угробит». В Госдуме высказали претензии министру природных ресурсов в связи с законопроектом о хозяйственной деятельности на Байкале Представить новую версию законопроекта должны были 10 июня, но вопрос для Минприроды оказался таким сложным, что сроки сдвинули до 1 июля

19 июня 2024Читайте нас в Telegram
Фото: Regnum

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

17 июня на заседании комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды проголосовали за продление срока подготовки подготовки резонансных поправок к закону «Об охране озера Байкал», которые разрешают «сплошные рубки» для строительства дорог, селезащитных и гидротехнических сооружений, коммунальной инфраструктуры, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ранее поправки обещали представить до 10 июня, но теперь сроки сдвинули на 1 июля.

Депутат Госдумы Анатолий Грешневиков заявил, что общие формулировки в поправках приведут к ухудшению экологического состояния Байкала — как это произошло с федеральным проектом «Оздоровление Волги», который реализуется в рамках национального проекта «Экология». Проект обещали завершить в 2024-м — но очистные сооружения во многих городах на Волге не работают, хотя с 2020 по 2024 годы на них направили более 1,5 млрд рублей. 

«Что там с законом, будем его сносить или нет, Александр Александрович? — обратился Грешневиков к министру. — Уже говорили, если и делать этот закон, его делать надо совершенно с других позиций. […] Но коллеги считают, что надо дорабатывать [то, что есть], хотя это сделает закон более вредным и хищным, — объяснил Грешневиков. — По каждому объекту надо вносить отдельный законопроект? Если нет, и все будет в общем порядке, мы просто узаконим те безобразия, которые есть. […] Мы все внутренне ведь за Байкал. Но мы этим законом его угробим».

В ответ глава Минприроды Александр Козлов согласился, что поправки в закон «Об охране озера Байкал» должны быть уточнены.

«Сейчас в законе есть формулировки в духе “вырубать для дорог”. Для каких дорог? На Байкале есть дорожная магистраль? Если нужна, условно, какая-то трасса на Ольхон, и есть по ней решение, нужно так и писать: трасса на Ольхон по таким-то координатам, — рассуждал министр в ответ. — Вопрос о том, что там надо регулировать захоронение людей (авторы законопроекта утверждают, что из-за запрета на рубки жители иркутских и бурятских деревень не могут расширять кладбища — прим. ред.). и другие вопросы — это факт. Но это должно быть не с размытыми формулировками: если мы говорим о кладбище, значит, надо называть это кладбище, населенный пункт… Когда нам задают вопрос: и что мы теперь по каждому чиху будет вносить изменения в закон? Я считаю — да, по каждому чиху нужно вносить». 

Чтобы избежать нерациональных решений по Байкалу, глава комитета Госдумы по экологии Дмитрий Кобылкин попросил организовать на площадке министерства дополнительное совещание. 

Если закон примут в текущей редакции, под угрозой может оказаться до ⅔ лесов центральной экологической зоны Байкала. Хотя там планируется возвести «объекты временного размещения», «бытового обслуживания для организации и осуществления передвижения посетителей», «объекты обеспечения личной гигиены», в приказе Минэкономразвития от 5 мая 2023 года №302, где зафиксирован список объектов индустрии туризма, перечисленных наименований нет. На это указал Научно-экспертный совет Всероссийского общества охраны природы. Его эксперты считают, что необходимо дополнительное обоснование для проведения сплошных рубок при эксплуатации объектов туристской инфраструктуры.  

У поправок в закон «Об охране озера Байкал» 21 автор. При этом минимум 6 из них или их близких имеют связи с бизнесом в области строительства, туризма и лесозаготовок. Известно и о другой громкой истории вокруг законопроекта: этой весной Госдума проводила конкурсные закупки на выполнение исследований на тему: «Законодательное обеспечение социально-экономического развития Байкальской природной территории и сохранения экосистемы озера Байкал». Такие работы Дума оценила в 5 млн 750 тысяч рублей, однако контракт всего за 2 млн ушел «Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации». Компетенциями для выполнения исследований по экологии и природопользованию, как указывают во Всероссийском обществе охраны природы, он не обладает.  

В июле 2023 года Госдума приняла поправки в закон «Об охране озера Байкал» в первом чтении. Однако уже в октябре председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что поправки нужно скорректировать: содержащееся в нем понятие «сплошные рубки» вызвало большой общественный резонанс и опасения, что на Байкале начнется коммерческая заготовка древесины. Он поручил профильному комитету ко второму чтению найти решение, которое «уберегло бы от поспешных шагов». Тем временем «Единая Россия» начала кампанию в поддержку законопроекта. Доказать его пользу для жителей Бурятии и Иркутской области, как выяснил «Кедр», помогали школьники из Подмосковья и боты.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

У тигров все так хорошо, что их станет меньше?

Зоолог о парадоксах новой государственной стратегии по сохранению амурского тигра

На море только и разговоров, что о медузах

Азовское побережье заполонили жалящие беспозвоночные. Откуда они и что с ними делать? Репортаж «Кедра»

«Мы здесь никто»

Репортаж из Югры, где нефтяники вытесняют ханты с их родовых земель

Что значит «мяу»?

Как кошки манипулируют людьми. Отрывок из книги Джонатана Лососа «От саванны до дивана»

«Боюсь проснуться под землей»

Репортаж из бурятского Гусиноозерска — города, который проваливается в заброшенные шахты