НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Результаты международного климатического саммита COP28 трудно назвать положительными — государства не пришли к консенсусу об отказе от ископаемого топлива, сжигание которого является основной движущей силой глобального потепления. Однако нельзя и сказать, что прогресса в борьбе с изменением климата не достигнуто. Таким мнением с «Кедр.медиа» поделился эксперт по климату Василий Яблоков.
Он отметил, что важным решением саммита стало создание фонда для возмещения потерь и ущерба от изменения климата — некоторые страны уже пообещали выделить в него порядка 800 млн долларов.
— Это хорошая новость: фонд направлен на поддержку тех государств, которые уже сейчас страдают от изменения климата. Даже Россия заявила о готовности сделать взнос, правда довольно своеобразным образом: из замороженных средств золотовалютного резерва. Во-вторых, в финальных решениях стали больше говорить об ископаемом топливе. Гражданское общество и страны с высокими амбициями в области борьбы с изменением климата требовали полного отказа от него. По итогам саммита была принята более мягкая формулировка — «transitioning away from fossil fuels in energy systems in a just, orderly and equitable manner» («переход от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом»), дающая массу вариантов, как это можно сделать, в том числе — с помощью технологий улавливания углерода или развития ядерной энергетики. Такая формулировка дает возможность для нефтяной, газовой, угольной индустрии продлить жизнь своей отрасли, и добывающие страны, в том числе Россия, этому, конечно, очень рады.
Яблоков отмечает, что впервые в истории в документе, принятом по итогам саммита, говорится об атомной энергетике как одном из решений проблемы изменения климата.
— Тут могу только сказать, что за исключением развития возобновляемой энергетики все выдвинутые на саммите предложения являются ложными, уводящими от реальных экономически оправданных и экологически безопасных действий. Но и тут есть хорошая новость: 124 страны пришли к соглашению о том, чтобы к 2030 году утроить мощности возобновляемой энергетики, а также удвоить темпы по повышению энергоэффективности.То есть мы видим, что этот путь все-таки является основным и большое количество стран готово под ним подписаться, — говорит эксперт.
В целом итоги конференции Яблоков оценивает как слабые и не соответствующие науке.
— Нам нужно пройти пик выбросов как можно скорее: об этом говорит и МГЭИК [Межправительственная группа экспертов по изменению климата], и Международное энергетическое агентство. Корпорации, связанные с ископаемым топливом, и страны, которые его экспортируют, рассчитывают, что у них еще есть время, что пик будет пройден еще не скоро. Они думают, что нефть, газ и уголь сохранят свое место в мире, будут развиваться за счет технологий улавливания углерода и других технологий, которые, по их мнению, смогут сделать ископаемое топливо net-zero, то есть чтобы выбросы от него были равны их поглощению. Это очень сомнительно.
Климатический саммит COP28 проходил с 30 ноября по 13 декабря в Дубае. Мероприятие должно было завершиться еще 12 декабря, но из-за разногласий по поводу отказа от ископаемого топлива страны не смогли принять итоговое заявление, и саммит продлили на день. Объединенные Арабские Эмираты и другие нефтедобывающие страны, включая Россию, предлагали подписать заявление, в котором говорилось не об отказе от ископаемого топлива, а о сокращении его потребления. США, Канада, Япония и ряд других государств выступали против такой формулировки, заявляя о необходимости ухода от сжигания нефти, газа и угля, однако в итоге пошли на уступки.