НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Государственная дума не рассмотрела в ходе весенней сессии поправки в закон «Об охране озера Байкал», которые разрешили бы вырубку более 11 000 гектаров леса на берегах озера. Более того, председатель думского комитета по экологии Дмитрий Кобылкин не стал упоминать их в числе основных планов на осеннюю сессию. Это дает основания полагать, что законопроект, вокруг которого даже в самом парламенте было много споров, могли заморозить.
Рассмотреть законопроект во втором чтении планировали еще в ходе весенней сессии, которая завершилась накануне, 1 августа. Поправки к нему принимались до 1 июля. Предполагалось, что новая редакция документа снимет опасения экологов относительно масштабов и обоснованности рубок.
Однако после опубликования проекта поправок вопросов у представителей природоохранного и научного сообществ стало только больше. Так, в документе выделены 539 участков с якобы погибшим или поврежденным лесом, на которых парламентарии предлагают разрешить рубки. Однако никаких доказательств того, что лес на этих участках действительно поврежден или погиб, депутаты не приводят.
При этом — даже несмотря на то, что рубки еще не разрешены — 1 863 гектара уже переданы в аренду двум лесопользователям: бурятской ЗАО «Байкальская лесная компания» («БЛК») и индивидуальному предпринимателю Евгению Погребняку. «БЛК» — часть бизнес-империи семьи бурятских лесопромышленников Пруидзе: им также принадлежит Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, а общий доход их компаний за 2023 год составил около 6 млрд рублей. Подробных данных о Евгении Погребняке редакции «Кедра» обнаружить не удалось.
Помимо рубок погибших и поврежденных лесов депутаты также предложили разрешить рубки в особых экономических зонах Байкала — «Байкальской гавани» в Бурятии и «Воротах Байкала» в Иркутской области. Это позволило бы лесопромышленникам получить в свое распоряжение как минимум 4 000 гектаров: экологи указывали, что одна из основных опасностей — в том, что границы особых экономических зон можно расширять.
Законопроект столкнулся с серьезной критикой не только со стороны природоохранного сообщества и ученых, но и со стороны ряда депутатов. Так, депутат Николай Будуев отмечал, что поправки подразумевают непропорциональное расширение кладбищ в байкальских поселках: в Шиде, где живет 50 человек, законодатели предложили увеличить кладбище на 2 гектара — примерно на 5 000 могил, а в бывшем поселке Шумиха, где уже не живет никто, — на 0,4 гектара, то есть на 1 000 могил.
Вопрос о благополучии Байкала подняли и на 46-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая завершилась 1 августа в Нью-Дели. Там высказались о другой опасности для озера — желании российских властей сильнее воздействовать на уровень воды в нем.
13 июня Минприроды опубликовало проект постановления правительства «О максимальном и минимальном уровне воды в озере Байкал». Если раньше уровень озера разрешалось менять на 1 метр, теперь его хотят опускать и поднимать на 1,4 метра. Это позволит вырабатывать больше электроэнергии на Иркутской ГЭС.
Однако экологи указывают, что искусственное повышение уровня воды может привести к тому, что в озеро будет смывать и гнездовья птиц, и содержимое туалетов прибрежных домов и баз отдыха.
По итогам 46-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО от России потребовали предоставить отчет об исследовании, обосновывающем изменение уровня воды. До конца 2024 года страну призывают разработать подробные предложения по управлению водно-уровневым режимом Байкала, «совместимому с охраной выдающейся универсальной ценности объекта». Принимать их до обсуждения с Комитетом всемирного наследия не рекомендуется.
Российские экозащитники поддержали инициативу ЮНЕСКО. Глава комиссии Общественной палаты РФ по экологии Елена Шаройкина уже направила обращение в адрес министра природных ресурсов Александра Козлова. Она предложила последовать рекомендациям ЮНЕСКО и отложить принятие постоянного постановления об изменении уровня воды в Байкале. При этом общественные обсуждения проекта приказа «О максимальном и минимальном уровне воды в озере Байкал» уже завершились — сейчас подводятся их итоги. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов у него 8 лайков и 50 дизлайков.