Поддержать
Новости

77% побережья Азовского моря в Ростовской области может обрушиться. В зоне риска — 300 тысяч человек Разрушенными могут оказаться десятки домов, дороги, мосты и исторические памятники

04 июня 2024Читайте нас в Telegram
Фото: Южный научный центр РАН

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

К 2030 году Азовское море может поглотить более 400 тысяч м² берега, в том числе в районе Таганрога, в Неклиновском и Азовском районах Ростовской области. Сейчас в населенных пунктах, которые находятся в зоне риска, живет 300 тысяч человек. К такому неутешительному выводу пришли ученые из Южного научного центра РАН. 

Они проанализировали потенциальный ущерб от разрушения береговой зоны Таганрогского залива в пределах Ростовской области. Выяснилось, что на северном и южном побережьях залива абразионным процессам подвержено около 57% береговой линии, оползням — еще 20%. При этом протяженность защищенной береговой полосы — лишь 21 км, что составляет только 13% от общей протяженности. Как отмечают представители РАН, значительная часть защитных сооружений находится в аварийном состоянии. 

Из-за этого к 2030 году площадь пострадавшего побережья превысит 418 тысяч м². В зоне обрушения окажутся десятки жилых домов, опоры линий электропередач, дороги, мосты, часть кладбища в селе Порт-Катон и даже исторические памятники вроде дачи геральдиста Лакиера. Общий ущерб, согласно прогнозу ученых, составит не меньше 128 млн рублей. 

В среднем береговая зона Азовского моря в Ростовской области разрушается со скоростью 1–2 м в год, но имеются участки, где максимальная скорость абразии превышает 5 м/год. 

Причина кроется в геологической особенности берегов. Они состоят из мягких пород, поэтому легко размываются во время штормов. Влияет на ситуацию и деятельность человека. Оползни могут быть вызваны распашкой полей, хаотичным строительством, добычей полезных ископаемых и обустройством несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. 

Ученые уже несколько лет предупреждают, что береговая линия Азовского моря не сможет сдержать наступление воды. В 2022 году они сообщали, что до 2040 года море поглотит около 200 гектаров земли в Ростовской области и более 400 гектаров — в Краснодарском крае. На Кубани разрушение берегов активнее всего происходит в Щербиновском, Ейском, Приморско-Ахтарском и Темрюкском районах. Как отмечали ученые, на некоторых створах, установленных специалистами «Азовморинформцентра», в год отмечается потеря до 15 метров берега.

«Люди, которые живут в ближайших населенных пунктах, говорят, что хотели бы укрепить берег хотя бы своими силами, но это наказуемо, — рассказывал замглавы администрации Неклиновского района Ростовской области Владимир Барков. В его районе вода подбирается к жилым домам ближе всего. — Но пока нет какой-либо программы, которая бы решила эти проблемы».

В администрации Ейского района Краснодарского края заявляли, что еще в декабре 2020 года проблемные участки берега обследовала специальная межведомственная комиссия. Она пришла к выводу, что надо заниматься уположением и террасированием берегового откоса. Укрепить его могут посев многолетних трав и каменная наброска в основании откосов, но все это слишком дорого для местных муниципалитетов. 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе

Кипящие Родники

В Ивановской области люди борются против текстильщиков, защищая свои реки и здоровье. Репортаж «Кедра»