Поддержать
Сюжеты

«Запах означает только одно — происходит утечка» Нефтеналивной танкер сел на мель на юге Сахалина. Это может привести к серьезному загрязнению моря

13 ноября 2023Читайте нас в Telegram
Мыс Лопатина. Танкер «Виктория». Фото: Марина Сычёва

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Невельск. Утро 11 ноября. У побережья Татарского пролива бушует стихия — сильный ветер вперемешку с градом и снегом поднимает морские волны до четырех метров в высоту. Они разбиваются не только о сопки и берег, но и хлещут по танкеру «Виктория», заливая его «с головой». Судно стоит в 250 метрах от берега у мыса Лопатина — непривычно близко. Местные останавливаются у побережья на машинах — посмотреть на корабль в бинокль, сфотографировать, обсудить его дальнейшую судьбу.

Море не щадит танкер — несмотря на скинутый якорь, он перекатывается по волнам и раскачивается из стороны в сторону. Утром 10 ноября «Виктория» подала сигнал бедствия — у судна с экипажем 10 человек и 760 тоннами топлива на борту отказали главный двигатель и рулевое управление. Сейчас корабль обесточен и пользуется аварийным дизель-генератором. Капитан сообщил, что пострадавших нет, запас воды и еды имеется, протечки нефтепродуктов официально не обнаружено, но вокруг корпуса в первый день наблюдалась радужная пленка.

На помощь «Виктории» из порта города Корсаков в тот же день вышло спасательное судно «Отто Шмидт» — оно должно было сдергивать корабль с мели буксировочным тросом. Однако начать работы не удалось ни 11-го, ни 12 ноября — не позволил шторм. Единственным днем со спокойной погодой было 10 ноября, но мер по предотвращению разлива дизтоплива в тот день принято не было.

«Очередной памятник, теперь будет стоять тут как «Капитан Лобунец». Сейчас к нему не подойдет ни один катер, ни один пароход. Ветер прижимной, западный, шторм какой. Я сколько лет тут живу — знаю, как течения идут. Здесь мелко, он стоит на границе отлива, после которого идет гряда камней, а за ними сразу глубина. Попал в расщелину между камнями — хорошо, если успеют откачать топливо, а то пробьет ведь дыру, и опять Невельский район пострадает. У нас и так уже ни рыбы, ничего нет, — говорит житель Невельска по имени Петр, печально всматриваясь в море. — Его мотыляет сильно, думаю, разобьется — корма уже сидит на камнях. Все польется в море».

Судно «Капитан Лобунец» — рыболовный траулер, севший на мель в 2002 году. Фото: Марина Сычёва

Следов нефтепродуктов на берегу, как и в воде, пока не наблюдается. Но если подойти к морю вплотную, то чувствуешь, что воздух наполнен запахом дизтоплива. 

«Запах означает только одно — происходит утечка. Скорее всего, пробоины находятся ниже ватерлинии, поэтому не видны невооруженным взглядом. При попадании в воду дизтопливо интенсивно перемешивается, его следы тоже могут быть незаметны, особенно при сильном волнении. Но даже после прекращения шторма снять танкер с мели будет почти невозможно.

Необходимо срочно, как только позволит море, откачать с «Виктории» максимум топлива. Это единственный реальный путь предотвратить экологическую катастрофу. Людям на борту ничего не угрожает, а вот ущерб морской среде от очередного разлива может быть большим», — считает эколог Дмитрий Лисицын.

Местные вспоминают, как 28 ноября 2015 года у побережья Невельска потерпел крушение похожий танкер — «Надежда». Тогда корабль пережидал циклон на якорной стоянке, но сильный ветер сорвал судно с цепи и выбросил его на прибрежные рифы. На борту «Надежды», по разным данным, находилось от 186 до 360 тонн мазута и от 426 до 560 тонн дизтоплива. Загрязнению подверглось более 20 тысяч квадратных метров морской акватории и 7 километров береговой полосы, пострадало много птиц, в частности — бакланов.

В той ситуации экипаж «Надежды» проявил большую халатность. Во время происшествия все, включая капитана, находились в состоянии алкогольного опьянения. Команда не смогла предотвратить крушение, хотя такая возможность была — судно могло уйти в море при должном реагировании. Вот и теперь сахалинцы задаются вопросом: как «Виктория» оказалась здесь, если ждали ее восточнее — в порту Корсакова.

Мыс Лопатина. Танкер «Виктория». Фото: Дмитрий Лисицын

«Думаю, как и в случае с “Надеждой”, здесь немалую роль играет человеческий фактор, халатность, непрофессионализм и возможно — алкоголь. Если проблема заключалась именно в технической неисправности рулевой системы, нужно было встать на якорь и дождаться буксира, — рассуждает Лисицын. — Но экипаж ничего не делал, чтобы снять танкер с мели, как и спасатели. Если бы невельский порт владел спасательными буксирами, которые могут моментально прийти на помощь, танкер давно бы отправился по своим делам и не создавал угрозу, но их у порта нет. Уже сейчас, без проведения детального исследования этой ситуации, мы видим, что на Сахалине существуют серьезные пробелы в системах обеспечения безопасности и реагирования на нефтяные разливы».

Пока остается ждать улучшения погодных условий и решения об откачке нефтепродуктов — а еще надеяться, что «Виктория» не станет новой «Надеждой» для Невельского района Сахалина.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге