Поддержать
Сюжеты

«Вода не враг. Но она больше не слушает нас» От ядерных испытаний до затопления целых стран. Обзор экологических фильмов, показанных на фестивале в Мюнхене

25 июля 2025Читайте нас в Telegram
Кадр из фильма «Поднимаясь среди ночи»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

На фестивале документального кино DOK.fest München 2025 режиссеры из 58 стран представили свои фильмы. Среди них были картины, посвященные экологической тематике. «Кедр» рассказывает о четырех из них.

Этот текст мы выпускаем совместно с международной онлайн-школой документального кино Un/Filmed

«Мы здесь живем»

Кадр из фильма «Мы здесь живем»

В 1949 году в казахстанской степи заработал Семипалатинский ядерный полигон — единственный в мире, где проводили наземные и подземные испытания. До 19 октября 1989-го здесь произвели 468 взрывов, оставивших после себя радиоактивные озера, опустевшие деревни и хронические заболевания у местных жителей. Первый взрыв на полигоне состоялся 29 августа 1949 года, а последний — сорок лет спустя.

Казахстанский режиссер Жанана Курмашева сняла документальный фильм о последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и их жертвах. Это ее полнометражный дебют.

Мать Жананы родилась рядом с деревней Кайнар, где проводили испытания. Она просила дочь не говорить, откуда они родом, особенно будущим женихам. В Казахстане считают, что все жители Семипалатинска и его окрестностей если не страдают от тяжелых заболеваний, то как минимум предрасположены к ним. Высокая онкозаболеваемость в регионе фиксировалась и медицинскими исследованиями, причем медики прямо связывали это с радиацией.

Фильм рассказывает о трех поколениях, живущих в казахской степи.

Первая история — о пожилом мужчине, который рос во время проведения ядерных испытаний, а теперь пишет книгу об их последствиях, своей семье и своем селе. Вместе с женой за кухонными разговорами и чаем он вспоминает знакомых, которых уже нет в живых, — некоторые совершили самоубийство, не справившись с тяжелыми недугами.

Другая история — об отце, чья дочь страдает апластической анемией. Он подозревает, что причина заболевания кроется в испытаниях и радиоактивной почве. Мужчина обивает пороги больниц и чиновничьих кабинетов, чтобы доказать связь болезни с радиацией. Но врачи считают, что такие заболевания могут быть только у первого и второго поколений, переживших ядерные испытания, а у третьего, к которому принадлежит его дочь, — нет. Отцу удается пробиться на парламентские слушания. Получит ли он там поддержку?

Кадр из фильма «Мы здесь живем»

Из третьей истории мы узнаем об ученом, который с начала 1990-х годов измеряет загрязнения на бывшем полигоне в простом защитном костюме, отбирая пробы из кратеров. Лабораторный анализ показывает наличие радиоактивных изотопов кобальта и америция. Ученый годами требует от государства мер защиты:

на месте нет ни предупреждающих знаков, ни ограждений, а о программах переселения и думать не приходится. Местные продолжают пасти скот на радиоактивных землях.

Финальные титры приводят число проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний и предупреждают об опасности ядерной войны. Завершается лента фразой: «Только у дьявола нет надежды». А если надежда есть, значит, не все потеряно.

«Мы — весь мир» (YUMI — The Whole World)

Кадр из фильма «Мы — весь мир»

YUMI на языке бислама, официального в Вануату, означает «мы». Фильм немецкого документалиста Феликса Голенко рассказывает о борьбе жителей Вануату с глобальным потеплением.

Главные герои, студенты Южнотихоокеанского университета Соломон Вишал и Ромабет, стремятся привлечь внимание Международного суда к проблемам изменения климата, потому что их родные острова постепенно исчезают. Это не метафора: Вануату действительно «съедает» океан, вода в котором поднимается из-за таяния ледников.

«Вода не враг, — говорит один из студентов. — Но она больше не слушает нас».

Картина начинается как хроника борьбы с климатическим кризисом. Студенческие кампусы, переговоры и поездки на климатические конференции перемежаются демонстрацией последствий потепления: разрушенных домов и кокосовых пальм, погибающих от соленой воды. Зритель видит, что, несмотря на усилия международных структур, по возвращении домой студенты обнаруживают, что вода «съела» половину их двора.

Уровень океана в районе Вануату повышается со скоростью около 4,5 мм в год. К 2030 году ожидается повышение на 8–18 см от текущих показателей в зависимости от объемов выбросов парниковых газов.

Из-за нарастающих климатических угроз правительство Вануату вынуждено начать переселение некоторых прибрежных общин во внутренние районы страны.

Фильм фиксирует, что Международный суд начал слушания об ответственности за изменение климата. Островные государства рассчитывают, что суд обяжет страны, выбрасывающие наибольшее количество парниковых газов, помогать им в борьбе с глобальным потеплением. Но обяжет ли и каковы могут быть объемы этой помощи, предсказать невозможно. А Вануату тем временем продолжает уходить под воду.

«Тихие наблюдатели» (Silent Observers)

Кадр из фильма «Тихие наблюдатели»

В фильме, снятом на другом конце планеты, в Болгарии, почти не говорят. Здесь царствует тишина и шорохи. «Тихие наблюдатели» — экологическая трагикомедия глазами животных о том, как медленно исчезает деревня и ее жители. Здесь нет графиков потепления, но в каждом кадре чувствуется, как нарастают трещины. Не в земле — в мышлении.

В деревне, находящейся на грани забвения, животные не просто живут рядом с людьми. Они — якоря культурной памяти. И главные герои фильма. Осел Кирка, за которым ухаживает старик, кажется героям реинкарнацией сына одной из жительниц. Кошку здесь боятся как ведьму, а собака Мила оказывается в центре конфликта из-за подозрений в убийстве кур.

Режиссер Элиза Петкова наблюдает за происходящим с позиции животных. Камера находится на уровне их глаз, а лица людей часто остаются за кадром. Через обыденность — обряды и страх перед переменами — проступает тревога, знакомая и большим городам: а что, если все, что мы называем традицией, уже мертво?

Кадр из фильма «Тихие наблюдатели»

Экология здесь — не только про природу. Это история о культурной экосистеме, которая умирает тихо и медленно, как деревня зимой. Как человек, который все еще верит, что нужно кормить курицу особым зерном, чтобы она «не взлетела в иной мир».

Фильм был удостоен главного приза VIKTORIA DOK.international. Жюри отметило инновационный подход к повествованию и глубокое исследование взаимоотношений между человеком и животными. Фильм также был представлен в секции Luminous на кинофестивале IDFA в Амстердаме в 2024 году, где получил положительные отзывы за свою поэтичность и оригинальность.

«Поднимаясь среди ночи» («Rising up at Night»)

Кадр из фильма «Поднимаясь среди ночи»

Если загуглить столицу Демократической Республики Конго, Киншасу, поисковик обязательно выдаст новости о проливных дождях, наводнениях, разрушениях и жертвах, но рядом с этим — сообщения о строительстве крупнейшей в мире плотины Инга. Конго — страна с богатейшими природными ресурсами, но доступ к электричеству есть лишь у 20% населения.

Именно об этом — о последствиях постоянных наводнений и о городе, погруженном во тьму в прямом и метафорическом смысле, — рассказывает фильм Rising up at Night конголезского режиссера Нельсона Макенго.

Ночи в Киншасе — время, когда часто случаются отключения электричества и целые районы остаются без света.

В 2013 году Макенго провел три месяца в Париже, прожив все это время без перебоев с водой и электричеством. Именно тогда он впервые осознал, насколько ненормальна ситуация в Киншасе.

Для многих жизнь во тьме стала новой нормой. Поэтому режиссер решил встретиться с людьми, которые борются за доступ к электричеству. Один герой мобилизует жителей своего района, чтобы выкупить украденный кабель и восстановить электричество к праздникам. На горе Мангенгенге, священном месте, пастор проповедует свет Христа как путь к вере и озарению. Женщина, чье жилье затапливает, отказывается покинуть его, потому что идти ей попросту некуда. Фильм почти полностью снят в темноте, а робкой подсветки съемочная группа добилась при помощи светодиодов.

Картина заканчивается голосами и репликами жителей, которые в Рождество — самое светлое и теплое в этих краях время года — передают по радио поздравления родным и близким. Эти голоса звучат в темноте как попытка быть услышанными и свидетельство того, что люди все еще остаются здесь.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Волкособы

Как охота, рубки лесов и умирание сел ведут к появлению опасных гибридов волков и собак

«Город используют по назначению»

Жители Северска спорят о радиоактивных отходах из Франции. Многие считают их ввоз и захоронение в городе благом

Безмолвные катастрофы

Документальное кино о ядерной отрасли и попытках замолчать ее опасность. Подборка «Кедра»

«Они тоже заслуживают иной судьбы»

Репортаж из приюта для сельскохозяйственных животных — как и зачем люди спасают их от убоя?

«Климатические мигранты» в Москве

Богомолы, пауки-осы, тигровые комары — столицу заселяют экзотические виды. Что происходит?