Поддержать
Сюжеты

Утомленные солнцем Америка, Навальный, «плаксивый сброд» — кого представители власти обвиняют в экологических проблемах России

02 июня 2022Читайте нас в Telegram
Анна Жаворонкова / Кедр

В середине мая член общественной палаты Воронежа и экс-депутат Госдумы Галина Кудрявцева заявила, что пожары в Зауралье, прошедшие свыше 24,5 тысяч гектаров лесов и полей, — не просто природная катастрофа, а буквально диверсия — дело рук сторонников Навального и Ходорковского (признан Минюстом иноагентом).

«Все Зауралье горит, наказывают за это «стрелочников» — представителей местной власти, хотя очевидно, что это самая настоящая огненная война против России, — сказала она. — Почему не наказывают правоохранителей, которые должны были следить за ситуацией? Этого нельзя было допускать! Я не верю, что это просто стихийные бедствия, не такая уж сейчас огнеопасная погода. Надо вспомнить, что Зауралье, а особенно Екатеринбург — это была вотчина беглого Ходорковского и прочих «навальнят». Они работают как активная «пятая колонна», приносят государству огромный экономический вред. Надо было давно предложить вознаграждение тем, кто даст информацию о поджигателях. Не верю, что местные жители ничего не замечают».

Заявление экс-депутата кажется абсурдным. Экологи и пожарные много раз говорили о причинах, по которым начинаются природные пожары: о ведущихся не по правилам профвыжиганиях, о сельскохозяйственных палах травы (связанных с мифом о том, что на выгоревшем поле урожай будет лучше), о сухих грозах и о «зимующем» торфяном горении. И ничего не говорили об «огненной войне» с Россией! Но еще более удивительно, что подобным образом мыслит не только Галина Кудрявцева, но и другие представители элит.

«Кедр.медиа» представляет самые странные объяснения экологических бедствий.

Смог на Красной площади в Москве, 2010 год. Фото: Petr Kraumann / Wikimedia

Климатическое оружие

Лето 2010 года выдалось аномально жарким, во многих регионах страны были побиты метеорологические рекорды: например, в Калмыкии температура в тени достигала 45°C. Горели леса, смог от торфяных пожаров распространился на многие города, в том числе и на Москву.

На этом «перегретом» фоне бывший военный синоптик, капитан второго ранга в отставке Николай Караваев заявил в СМИ: против России применено климатическое оружие. «Метеосводки показывают: в то время как в Москве жара достигает 35–36 градусов, в Берлине — 18, в Варшаве — 25, в Вене — 20, в Париже — 20 градусов тепла. То есть напасть действует локально и целенаправленно», — сказал он на голубом глазу, игнорируя тот факт, что незадолго до его заявления Варшава и Париж также страдали от 33-градусной жары, а Берлин — от 36-градусной.

В покушении на российские леса и торфяники Караваев обвинил, разумеется, Соединенные Штаты Америки и знаменитый проект HAARP, до 2013 года занимавшийся исследованием ионосферы (а согласно конспирологическим версиям — разработкой климатического оружия, контролем за разумом людей и распространением синдрома хронической усталости).

Проект HAARP. Что это?

Проект был открыт на Аляске в 1997 году для изучения взаимодействия верхних слоев атмосферы с электромагнитным излучением. Для этого было установлено 180 антенн и радар. Ученые также использовали лазерные локаторы и магнитометры. Одна из целей проекта — совершенствование систем противовоздушной и противоракетной обороны.

HAARP обвиняли в крушении самолета близ Нью-Йорка в 1996 году, в уничтожении шаттла Columbia в 2003, в засухе в Иране в 2012-м.

При этом не связанные с работой на объекте ученые, исследовавшие его, отмечали что у HAARP просто не было достаточных мощностей для того, чтобы организовать какую бы то ни было катастрофу: мощность его излучения была крайне мала даже по сравнению с мощностью одного разряда молнии.

В 2013 году проект был закрыт. Представитель военно-воздушных сил США Дэвид Уолкер заявил, что ведомство будет разрабатывать другие пути для контроля над ионосферой.

Аналогичные HAARP проекты действуют во многих странах мира, в том числе и в России.

На деле климатическое оружие — очень заманчивое для милитаристов, но пока недостижимое изобретение. В том же 2010 году заслуженный метеоролог России, начальник военной кафедры Российского государственного гидрометеорологического университета Вадим Драбенко заявил изданию «Частный корреспондент»: «На современном уровне развития техники подобная научно-практическая задача технически неосуществима». В 2019 году аналогичное мнение высказал климатолог Павел Константинов:

«Уровень наблюдения за погодой на земном шаре сейчас настолько высок, что, если бы климатическое оружие хоть раз было применено, это было бы видно. Пока что подобного никто не замечал».

Тем не менее, после Караваева разговоры о климатическом оружии подхватили уже в парламенте. Летом 2017 года из-за переменчивой погоды о нем заявила член комитета по региональной политике Совета Федерации Екатерина Лахова.

«Я согласна со специалистами, которые говорят, что здесь без климатического оружия не обошлось. Известно же, что с помощью климатического оружия можно воздействовать на погоду путем специальных технологий, в результате чего происходят разного рода экологические катастрофы. Делается это для подрыва экономики. Отсюда у нас несвойственные нашему климату ураганы, торнадо, град с куриное яйцо, снег в июне, ливни один за другим, затяжная жара, пожары», — сказала она.

В 2019 году лето ознаменовалось масштабными пожарами в Сибири. Огнем было пройдено более четырех миллионов гектаров леса. Дым накрывал города и села. А в пяти субъектах страны был введен режим ЧС. Депутат Госдумы Алексей Журавлев в эфире программы «60 минут» обвинил в непогоде «вашингтонский обком». «Я думаю, они испытывают климатическое оружие. Такого лета не может быть, мы все понимаем, что не может быть. Значит, что: пожары у нас идут, ливни в Москве. Ну, обком вашингтонский работает. Я считаю, что это серьезно».

Протесты в Москве, 27 июля 2019 года. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Диверсионные отряды оппозиции

Иная точка зрения на происходившее в августе 2019 года оказалась у другого депутата Госдумы Николая Валуева.

В августе в «Царьграде» вышла заметка, в которой журналист провел параллель между митингом 27 июля на Тверской улице, когда люди требовали допуск на выборы в Мосгордуму оппозиционных кандидатов, и обилием требований в сети спасти Сибирь. Журналист даже не намекал, а прямо говорил, что оппозиция может быть замешана в экологической катастрофе, потому что события совпадают хронологически.

Валуев, тогда первый зампредседателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, прокомментировал для издания ситуацию так: «В принципе, у нас оппозиция себя, действительно, показывает не с лучшей стороны <…> Недавние выступления в Москве тому явное доказательство». И добавил, что для смены власти в России будут прорабатываться любые сценарии, «в том числе и экологические катастрофы».

Никого из оппозиционеров за организацию экологических катастроф, правда, тогда не осудили.

Четырьмя годами ранее, в 2015-м, горела территория Забайкалья, лесные пожары распространились тогда на 120 тыяч гектаров. Николай Рогожкин, полпред президента в Сибири, приехал в регион для координации тушения пожаров. И заявил, что, вероятно, на этих землях действует диверсионная группа специально обученных оппозиционеров, которые и поджигают территорию: «Я не могу понять, как загорается лес в одно время, но в разных точках». Это зацепило коммунистов, которые восприняли слова на свой счет, потому что именно они и занимались активной критикой действий местной власти. В тот же день, когда это заявление появилось на сайтах федеральных изданий, Дмитрий Песков опроверг слова Рогожкина, так как по имеющимся у него данным, началось возгорание из-за пала травы.

Лесной пожар в Забайкалье, 2015 год. Фото: Юрий Козырев

Но на этом история не закончилась, после объяснений Кремля полпред уточнил, что имел в виду совсем другое, что некоторые «…люди в широком смысле находятся в «оппозиции» решениям местных властей», и именно они продолжают жечь костры и «вести поджоги травы в сельхозугодиях и собственных лесных делянах». Однако как это соотносится со словами о «подготовленных» группах, остается не ясным.

Когда нечего сказать

Но одно дело — голословные заявления, на которые большинство смотрит с иронией, а другое — оскорбления. Чиновники не стыдятся резких и грубых высказываний в адрес граждан, которые выражают недовольство экологическими проблемами (хотя и других тоже, но это не относится к теме).

Жители Сибая с ноября 2018 года жаловались на массовое ухудшение здоровья в связи со смогом с Учалинского горно-обогатительного комбината (УГОК). За три месяца до этого на его промышленной площадке загорелся заброшенный медно-цинковый карьер, который никак не могли потушить. В феврале 2019 года люди записали на главной площади города видеообращение к президенту с просьбой разобраться с проблемой.

Мэр Сибая Рустем Афзалов очень возмутился гражданской инициативой и назвал людей «экскрементами, которые откуда-то выходят», а затем перешел на личности и оскорбил организатора Ильшата Муртазина, назвав его также «козлом» и «экскрементом».

Пресс-секретарь президента Песков заявил на брифинге, что в Кремле наблюдают за ситуацией в Сибае, а затем прокомментировал оскорбления: «Наверное, если действительно имело место такое заявление, вряд ли можно с ним согласиться и вряд ли можно приветствовать подобные высказывания». На что Афзалов ответил, что он не обращался ни к кому конкретно и фамилию не называл (когда он оскорбил Муртазина, он назвал место его жительства — город неподалеку от Сибая — Баймак).

Вместо него перед активистами извинился врио главы Башкирии Радий Хабиров: «Ваши извинения я слышал. Они какие-то невнятные. На улице бы вас в молодости поучили: если человек извиняется, он извиняется без всяких каких-то оговорок. Поэтому вместо вас я сегодня приношу извинения тем людям, кого вы имели в виду, хотя мне это тоже не очень приятно».

В июле 2019 года в Канске за выходные выпала более чем двухмесячная норма осадков, из-за чего поднялся уровень воды в реке Кан и произошло подтопление населенного пункта.

Приехавший тогда в город губернатор Красноярского края Александр Усс нагрубил местной жительнице в ответ на ее вопрос:

— А вы дорогу нашу видели, ехали? А если вода сейчас пойдет, размоет? Нам вертолеты будут присылать?

— Что вы хотите мне сказать — права качнуть? Я тоже могу качнуть!

Тем же летом из-за обильных дождей паводки случились и в Иркутской области.

Последствия наводнения в Тулуне, 2019 год. Фото: Антон Карлинер / «Новая газета»

Тогда отличилась чиновница из Иркутска. Начальница управления пресс-службы губернатора Ирина Алашкевич назвала пострадавших от наводнений жителей «алкашней», «бичевней» и «быдлом». Она также в очень грубой форме описала людей, которые пришли на встречу с президентом, приехавшим в пострадавший Тулун: «Люди, вся эта бичевня, пришли — вы бы видели, как они одеты! Одна пришла на каблуках, в черном, и белые носочки. Эта шляпа у нее… Одеты черт-те как, два класса образования». А также заявила: «Они сидят в тепле, ***, с теплым туалетом, с чистой постелью — то, чего у них не было в их хлеву».

В августе 2021 года фигурист Алексей Ягудин приехал с рабочей поездкой в Красноярск. После он написал пост о любви к городу, но под ним недовольные смогом от лесных пожаров горожане подняли волну возмущения. На что фигурист заявил, что не заметил особенных проблем. Люди возмутились после этого еще больше, и Ягудину даже пришлось закрыть комментарии к посту.

Позднее красноярцы узнали, что, по мнению советника губернатора Красноярского края Андрея Агафонова, они — «ноющая кучка дерьма»: «И как им живется постоянно с этим ощущением вечной ущемленности? <…> Это не жители Сибири, это вообще не русские, это какой-то плаксивый сброд». По его словам, горожане «облили [Ягудина] тоннами дерьма». Поэтому, видимо, Агафонов сделал то же самое, только уже в адрес тех, за кого в ответе.

Красноярцы направили жалобы на чиновника и осенью прокуратура завела на него дело по статье об оскорблении (часть 2 статьи 5.61 КоАП). Его оштрафовали на 5 тысяч рублей. Может ли такая сумма отучить чиновников хамить и заставить их, наконец, заняться решением экологических проблем?

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Желтых туманов больше не появляется»

Репортаж из Дзержинска — бывшей столицы советской химии, где люди радуются закрытию заводов и не хотят «назад в СССР»

«Все зависит от того, куда человек залез»

Эпидемиолог Михаил Фаворов — о новых заболеваниях и важности биоразнообразия для здоровья людей

«У меня это говно вот где стоит»

Жизнь на Волге: фонтаны фекалий, сбросы шкур с заводов и отравленные леса

«Все по щелям забились — типа мы здесь не живем»

Репортаж с берегов мелеющей Волги, деньги на «оздоровление» которой украли

Почему Россия тонет в мусоре?

Подводим итоги мусорной реформы, на которую за пять лет потратили 94 млрд рублей