В России усиливается давление на экологических активистов. Особенно жестко поступают с низовыми активистами, которые не состоят ни в каких организациях. По данным «Эколого-кризисной группы», за прошлый год 47 из них подверглись нападениям, в том числе вооруженным. Еще пятерым сожгли дом, разбили телефоны и прокололи шины. А лидера движения «Полтавская против свалки» Андрея Гаряева довели до самоубийства. Но даже в таких условиях людям удается защищать окружающую среду.
«Эколого-кризисная группа» подготовила список побед экоактивистов в 2022 году. «Кедр» приводит самые важные из них.
Приморский край. Курорт для моллюсков
В декабре 2021 года Минприроды Приморья сообщило, что памятник природы краевого значения «Лиман реки Раздольная» (он же Таврический — прим. ред.) ликвидируют — на его месте построят курорт. На яхт-клуб, аквапарк, набережную и мост от поселка Тавричанка до Хасанского района собирались выделить 80 млрд рублей. Кто именно хотел спонсировать проект, так и не объявили.
«Наши инвесторы давно искали территорию возле Владивостока для подобного проекта. Земли со стороны Уссурийского залива отданы под игорную зону, и места для нашего проекта с той стороны моря нет. Также для проекта важно, чтобы потенциальные туристы могли добраться до места отдыха в течение часа от города. Тавричанский лиман имеет одну главную недооцененную перспективу: при грамотном планировании наши объекты могут стать востребованными у десятков тысяч туристов», — настаивал руководитель претендовавшего на территорию парка ООО «Гибрид ДВ» Борис Иванов.
Экологи не поверили, что инвесторы разглядели в Тавричанке небывалый рекреационный потенциал. Дело в том, что до 2019 года в местном лимане добывали по 450 тонн моллюска корбикулы в год на экспорт в Японию, где он очень ценится.
Однако после запрета Минприроды на любую хозяйственную деятельность в «Лимане реки Раздольная» добычу корбикулы приостановили.
ООО «Акватехнологии», связанное с экс-губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и ловившее 98,9% корбикулы в регионе, в 2020 дважды пыталось оспорить границы «Лимана», чтобы продолжить бизнес. Но оба раза — после общественных кампаний — «Акватехнологии» отзывали заявление. Связь с «Гибрид ДВ», инициировавшим уничтожение ООПТ двумя годами позже, в компании отрицали.
«В перспективу строительства гостинично-яхтенного комплекса на лимане никто не верит. Это дураком надо быть, чтобы вкладываться в гостиничную инфраструктуру на берегу водоема, в котором воды по колено. Лиман очень мелководный, — говорила директор реабилитационного центра «Тюлень» Лора Белоиван. — Местные рыбаки знают фарватер — из устья Раздольной по направлению к Речному острову можно пройти на моторе. В самом же лимане даже с сапа в отлив приходится снимать киль — царапает дно».
Комиссия по границам ООПТ к доводам экологов и местных жителей не прислушалась. В марте 2022-го она проголосовала за ликвидацию памятника природы. Некоторые члены комиссии, как выяснилось позже, получили устаревший комплект документов и только на заседании узнали, что голосуют за полную ликвидацию ООПТ. Да и результаты экологического обследования вызывали вопросы: его проводило ООО «Накбес», основная деятельность которого — «аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».
«На формальной части заседания было озвучено, что семь членов списочного состава комиссии дали отрицательное заключение, — рассказывала профессор ДВФУ Яна Блиновская. — Но на очное заседание из них пришли только трое. В итоге было три голоса против, остальные — за. Однако решение было предопределено уже на этапе формирования комиссии, поскольку две ее трети — чиновники различных подразделений правительства края. Если руководство решило строить аквапарки и дергать корбикулу, они это сделают все равно».
Однако в июне Минприроды России — после многочисленных жалоб местных жителей и отрицательного заключения WWF* — не согласовало ликвидацию «Лимана реки Раздольная». Как заявили в ведомстве, «норма упразднения ООПТ федеральным законодательством не предусмотрена».
Башкортостан. Золотые горы
В Башкортостане геологи обследовали и описали около 300 россыпных месторождений золота. Регулярно из-за их разработок возникают конфликты между добывающими компаниями и местными жителями. Наиболее громкие из этих конфликтов произошли в Баймакском районе, где прииски разрабатывают компании «Таналык» и «Графское», принадлежащие бизнесмену Константину Хамуляку и зарегистрированные далеко за пределами республики — в Москве.
«Таналык» получил лицензию на добычу золотоносного песка бульдозерно-гидравлическим способом еще в 2017 году — россыпь находится рядом с Баймаком, где живет 17 тысяч человек. Противостояние компании и местных жителей продолжалось более трех лет: баймакцы проводили народные сходы, а на экоактивистов после самых громких акций нападали с битами.
Лишь в 2021-м Росприроднадзор установил, что компания вела разработки за пределами отведенного ей участка в 204 га. Незаконная золотодобыча уничтожила около 4,8 га плодородного слоя почвы — представители Росприроднадзора подали иск о взыскании с ООО «Таналык» 604,8 млн в качестве компенсации. «Предприятие пыталось запустить процесс ликвидации в октябре 2021 года. Однако это им не удалось, поскольку ранее, в августе того же года, суд удовлетворил наше заявление о наложении обеспечительных мер», — отмечал руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Болотов.
Обжаловать приговор у «Таналыка» тоже не получилось. 2 ноября 2022 года Арбитражный суд Республики Башкортостан окончательно удовлетворил иск Росприроднадзора к компании. К тому же «Таналык» обязали разработать и реализовать проект рекультивации участка в Баймакском районе, хоть адвокаты и пытались доказать, что это «двойная мера взыскания».
Еще бóльший штраф грозит ООО «Графское» прямо сейчас. Росприроднадзор выяснил, что компания вела добычу за пределами месторождения «Заря» и уничтожила не менее 32 тысяч квадратных метров плодородной почвы. Ущерб ведомство оценило в 823 млн рублей и уже готовит новый иск.
Иногда компании просто не успевают нанести ущерб — из-за недовольства местных жителей добыча золота даже не начинается.
«Кедр» рассказывал, как в мае 2023 года многотысячный митинг в Темясово спас хребет Ирандык. Тогда две компании отказались от планов на его разработку, а у третьей местные чиновники обещали отозвать лицензию.
На следующий день после народного схода глава Следственного комитета Александр Бастрыкин дал указание возбудить уголовное дело о нарушении природоохранного законодательства в республике. О его продвижении пресс-служба СК пока не сообщает.
Челябинская область. А суд и ныне там
Впервые о строительстве спортивного кластера и нового жилого квартала в зеленом массиве «Тополинка» на окраине Челябинска заговорили еще в 2020 году. Тогда, несмотря на обещания администрации выслушать пожелания жителей, застройщик приступил к рубкам до каких-либо обсуждений. Причем проект рубок подразумевал уничтожение не 110 деревьев, о которых чиновники говорили изначально, а 1003 — почти в десять раз больше.
Чтобы остановить уничтожение леса, челябинцы пошли в суд, а еще разбили палаточный городок на месте вырубки. 11 февраля 2022 года казалось, что угроза миновала — активисты оспорили правила землепользования и застройки, согласно которым часть леса была отведена под спортобъекты и жилье.
Однако даже после победы активистов в суде от застройки «Тополинки» не отказались. В апреле власти объявили, что хотят возвести на месте зеленого массива новый каток с бассейном и общеобразовательной школой. Ради этого решили вырубить более 1500 деревьев и свыше 1100 кустарников. При этом разрешения на продолжившиеся рубки у застройщика не оказалось. «Изначально участок, выделенный для строительства, составлял 4,6 га. На сегодняшний день он сократился почти в три раза — до 1,78 га», — оправдывался тогда проректор УралГУФК по административно-хозяйственной работе Семен Михайлов.
Челябинские активисты снова пошли в суд, чтобы отстоять и эти 1,78 га. Судьба «Тополинки», несмотря на февральское решение, пока не определена.
Хабаровский край. Стилизация под деревья
Летом 2022-го «Хабаровский дендрарий» передали с баланса Минприроды Хабаровского края на баланс краевого Минкульта — при этом его статус ООПТ никуда не делся. В 2022 году дендрарий захотели усовершенствовать: проложить новые дорожки, организовать парковку на 50 машиномест и создать входную группу, «стилизованную под деревья». Под угрозой оказалось 547 деревьев, рубить которые на особо охраняемой природной территории запрещено.
Хабаровчане стали выходить на пикеты в защиту дендрария и подали коллективный иск с требованием отказаться от проекта. 5 августа 2022 года суд Центрального района встал на сторону экоактивистов — рубить деревья в дендрарии запретили.
Коми. Зеленый свет — «Белому»
В Усинске зоозащитники добились разрешения на работу частного собачьего приюта «Белый свет». Еще в 2018 году местные власти отказались продлевать договор аренды двух земельных участков, где располагался приют, и решили снести все постройки — якобы их возвели незаконно.
Однако «Белый свет», в котором живет около сотни собак, усинские зоозащитники смогли отстоять. В ноябре 2022 года — по итогам четырехлетних судебных разбирательств — приют получил новые договоры аренды.
«Теперь над приютом больше не висит угроза сноса и можно нормально развиваться, что-то строить. Мораль этой истории такова: современные российские чиновники на местах — это гиря на ногах развития России», — говорил после окончания процесса руководитель «Белого света» Александр Богатырев.
Тамбовская область. Мусорный бастион
Полигон «Бастион» менее чем в километре от тамбовской деревни Дмитриевки возвело АО «Тамбовская сетевая компания» в 2012 году. Всего на его территорию ввезли около 100 тонн отходов, при этом официально полигон так и не был введен в эксплуатацию — неудивительно, что экологические требования там не соблюдались.
Из-за этого в опасной близости от Дмитриевки регулярно случались пожары. В 2018 году жители деревни вышли на самый массовый в новейшей истории области протест. В нем, по разным оценкам, участвовало от 3000 до 5000 человек.
Местные власти к людям прислушались и аннулировали лицензию «Бастиона». И лишь в тот момент обнаружилось, что саму подготовку к строительству полигона провели с нарушениями. Тем не менее судебные тяжбы вокруг «Бастиона» закончились только в июле 2022 года. Жители Никифоровского района доказали, что полигон — самовольная постройка. «Тамбовскую сетевую компанию» обязали провести рекультивацию за свой счет.
Рязанская область. Задышали чистым
Более двух лет продолжался суд между рязанской общественной организацией «Дышим чистым» и местным Росприроднадзором: ведомство отказалось предоставлять активистам информацию о воздействии пяти заводов на окружающую среду и здоровье людей.
За время тяжб несколько судебных постановлений в пользу Росприроднадзора полностью отменили. Наконец, 1 июня 2022 года Рязанский областной суд признал бездействие Приокского межрегионального управления Росприроднадзора незаконным.
«Это решение суда — дополнительный инструмент праворегулирования, — рассказывает председатель организации «Дышим чистым» Александр Суфранович. — Судом установлены обстоятельства, которые оцениваются как незаконные. Значит, их повторение будет подразумевать ответственность для конкретного должностного лица. Когда появляется личная ответственность, то и работа становится эффективной, и процессы движутся, и стереотип о том, что чиновники обязательно откупятся и выиграют любой суд, немного размывается. Да и воздух становится чуть-чуть чище».
Комментарий
Виталий Серветник, координатор программы Российского социально-экологического союза по поддержке экоактивистов:
— Большинство экологических проблем на местном уровне возникает и на местном уровне решается. Многие региональные организации как работали в России, так и продолжают работу, несмотря на усиливающееся давление. Но из-за атомизации российского информационного пространства мы не видим, что происходит в соседних регионах. Поэтому мы уже несколько лет говорим: сопротивление небесполезно. Понятно, что в России это сложно. И может показаться, что сейчас не до охраны природы и никакой гражданской активности не осталось. Но это не так. Экологические проблемы никуда не исчезли, и бороться за их решение все еще можно.
*Организация признана «иностранным агентом» и «нежелательной» в России