В ноябре прошлого года при отступлении российских войск из Херсона патриотические медиа спешно искали позитивные инфоповоды, чтобы хоть как-то сгладить впечатление от происходящего в зоне боевых действий. Один из таких «поводов» нашла поэтесса и активная сторонница военной операции в Украине Анна Долгарева. В своем telegram-канале она опубликовала пост, завершающийся словами: «У меня очень просили хороших новостей по Херсону. Но единственная хорошая новость в том, что мой товарищ успел покрасть енота из Херсонского зоопарка».
Пост Долгаревой облетел российские и украинские СМИ и telegram-каналы. И породил множество мемов, например, таких: «Цели России изменились: от взятия под контроль всей Украины до кражи енота из зоопарка», «Енот — сакральная цель российской спецоперации».
11 ноября хайп вокруг енота подогрел ролик, опубликованный директором крымского парка львов «Тайган» и зоопарка «Сказка» Олегом Зубковым. На видео несколько человек в Херсонском зоопарке загружают в фургон ослов и лам. Ловят за хвосты енотов и сажают в клетки. Однако кто забирает зверей, куда их собираются везти, с какой целью — не говорится. На записи, к слову, нет сотрудников самого зоопарка. Зубков объяснил это «Кедр.медиа» тем, что его с соратниками «недружелюбно встретили в Херсоне» и «не помогали справиться с животными». Это объяснение, в частности, приводит к мысли: не похищают ли животных?
Однако в этой истории есть факт, на фоне которого вопрос о том, насколько легально были вывезены животные, кажется уже не столь важным. «Покраденный» из Херсона енот стал героем телевизионных новостей, из которых зрители узнали, что зверь не доехал до крымского зоопарка и находится в зоне боевых действий вместе с российскими военными.
Тот или не тот енот?
Первыми о судьбе енота рассказали 21 ноября в своем сюжете «Вести РТР-Кострома». Причем говорили о присутствии животного в зоне боевых действий даже с какой-то гордостью: «Его позывной — Херсон… Его две недели назад эвакуировали из Херсонского зоопарка вместе с другими животными. Те отправились в Крымский парк львов «Тайган», а енот остался с десантниками…». 27 ноября «Вести недели» уже на федеральном канале «Россия» повторили сюжет коллег из региона, также сообщив: енот на передовой — тот самый, из зоопарка.
30 ноября репортеры «Рен ТВ» дали слово новому хозяину хищника, и он изложил иную версию событий. «История енота такая. Мы отходили с правого берега Днепра со своим подразделением. Увидели брошенное животное, никому не нужное. Забрали его к себе, начали за ним ухаживать… Тельняшечки ему сшили… Питается он лучше, чем многие из нас: каждый день кушает свежую рыбку, курочку, орешки, виноград… Спит у меня в подсумке или в спальнике», — рассказал боец, не назвавший своего имени и закрывший маской лицо.
Как следует из сюжета, десантники нашли енота чуть ли не в лесополосе и ни в какой зоопарк не заглядывали. То, что в подразделение ВДВ попал зверь из Херсонского зоопарка, категорически отрицает и Олег Зубков.
— Семь енотов были переданы мне по акту, они прошли через границу Крыма и там были пересчитаны и оформлены документально. Сегодня все семь енотов целы, здоровы, и все, в полном составе живут в нашем парке. Этот восьмой енот не из Херсонского зоопарка, у него другая история. Просто так совпало по месту и времени.
Однако приветственный пост в telegram-канале, посвященном еноту с передовой, свидетельствует, что животное все-таки было взято из зоопарка: «Да никто меня не крал! Я с десантурой эвакуировал наших братанов из Херсонского зооуголка и поехал кошмарить [украинцев], теперь с левого берега. Пока оборудуем позиции и выставляем арту. Работы много!»
Как бы то ни было, факт остается фактом: российские военные носят за собой по блиндажам и окопам дикое животное. А директор крымского зоопарка не видит в этом проблемы:
— Я не могу еще и с военными состязаться за него. Ребята сделали свою фишку: он у них там в рюкзаке ходит, они его охраняют, с ним воюют. Ничего страшного. Енотов очень много. Опасность для этого зверя ничуть не больше, чем для ребят, которые воюют. Конечно, в окопах, где и стрельба, и взрывы, не место животному. Но всегда на войне есть какие-то исключения. Ничего идеального в этом мире нет.
Американский талисман
В природе енот — довольно смелый, сообразительный, физически крепкий, выносливый зверек, способный преодолевать большие расстояния. В тех регионах, где еноты распространены широко, и особенно — в местах их акклиматизации, они могут угрожать благополучию популяций других видов. Возможно, именно такие «бойцовские» качества, созвучные взглядам, целям и намерениям российских военных, очень быстро сделали спасенного (или похищенного?) енота идеальным символом для российской пропаганды.
Успешно дебютировав на телевидении, маленький хищник прошелся по полосам патриотических газет. А затем, еще в ноябре, кто-то завел telegram-канал «Енот из Херсона». На него только за первую неделю подписались более 40 тысяч человек, а на сегодняшний день у канала — почти 80 тысяч подписчиков.
Ежедневно создатели telegram-канала от лица енота сообщают о жизни бойцов на передовой, о боевых успехах (о неудачах — нет), о полученной гуманитарной помощи, о проделках зверька в подразделении. Часто публикуют письма, детские рисунки, фотографии и видео, которые получают от подписчиков со всей России.
На канале не гнушаются просить пожертвования в помощь российской армии — на карту Сбербанка, принадлежащую некоему Евгению Викторовичу. Например, к 25 декабря собрали около 3 млн рублей на «массу полезных подарков» для военнослужащих.
«Голубые береты» в каждом телевизионном репортаже повторяют как мантру: «Херсон (в данном контексте — енот, — прим. ред.) — наш. Он стал для нас братом. Никогда в жизни никому мы его не отдадим. ВДВ своих не бросают. Енот — символ нашего подразделения. Он мотивирует нас на дальнейшие шаги».
Между тем зоологи, да и просто люди, хотя бы немного знающие о енотах, не могут сдержать горькую иронию: енот — коренной житель Северной и Центральной Америки, а ведь в России в последнее время все, что связано с Америкой, принято считать злом. «Как минимум, странно делать талисманом российских военнослужащих американского зверька, — отмечают зоологи. — А если откровенно, то это — безответственный и глупый поступок».
Что тебе снится, Херсон?
Талисман талисманом, символ символом, но енот — живой (пока еще) зверь и, по оценкам специалистов, довольно молодой — на вид ему не больше полугода. Обычно в таком возрасте щенки енота живут с мамой, до 7 месяцев повсюду следуют за ней и не могут иначе. Они должны перенять у нее весь опыт. Если щенки от матери каким-то образом в этом возрасте отобьются, то в природе они погибают. Каково этому маленькому живому существу на линии фронта?
Судьба енота из Херсона вызывает у специалистов, опрошенных «Кедр.медиа», тревогу, а он сам — жалость.
Ольга Зоткина, директор приюта «Зоопарк спасенных животных»
— Экстренное переселение, перемещение людьми неподготовленными (не сотрудниками зоопарка, к которым зверь привык), в целом изменение среды для всех животных — огромный стресс. Кто-то приходит, насильно зверя с насиженного места снимает, куда-то пихает и везет — это очень страшно.
Я посмотрела, как проходила так называемая эвакуация из Херсонского зоопарка. Если действительно этому зоопарку угрожала опасность из-за боевых действий, то перевозка имела смысл. Только вопрос: кто это должен был делать? Люди, которые знают, как обращаться с животными, особенно — с дикими, и в частности — с енотами. В первую очередь — это сотрудники зоопарка. Если же там, где звери жили, все было спокойно, и енотов, как и других животных, просто взяли и переместили в непривычные условия из каких-то политических соображений, это отвратительно.
Этот енот — щенок, рожденный в 2022 году. По нему видно, что он напуган. В одном из телесюжетов он пытается укусить человека, который его держит, и за это получает по морде. Пафос, с которым рассказывается об этом зверьке, отвратителен.
Такому зверю, тем более маленькому, абсолютно не место там. Енот не должен подвергаться постоянному стрессу.
Кстати, тут есть риск и для самих военных. Енот — очень активный зверек, он может что угодно открыть, достать и привести в действие. Держать в окопе енота — ну, это глупость. В исконных местах обитания в Северной Америке еноты часто проникают в человеческие жилища и все там громят. В США даже есть службы, которые приезжают к людям и устанавливают защитные сооружения, чтобы еноты не пробрались в дом.
Статья 4 федерального закона «Об ответственном обращении с животными» провозглашает одним из принципов «отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания». А статья 3 — определяет, что такое жестокое обращение с животными: «Обращение, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного».
«Кедр.медиа» отправляет запрос в Росприроднадзор: мы просим проверить условия содержания енота на предмет соответствия закону «Об ответственном обращении с животными».