Поддержать
Сюжеты

Много храмов, но мало зелени В Краснодаре — противостояние между местными жителями и РПЦ. Активистов задерживают, но протест только растет

07 ноября 2024Читайте нас в Telegram
Жители Юбилейного записывают видеообращение к Владимиру Путину. Фото: 93.RU

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

27 октября десятки жителей Краснодара записали видеообращение к Владимиру Путину с требованием запретить строительство на набережной реки Кубани православного храма, который должен стать самым крупным в городе. Под собор и сопутствующие сооружения выделено два гектара в зеленой зоне микрорайона Юбилейного.

«Мы против застройки этой территории чем бы то ни было: храм ли это будет, завод или дворец культуры — мы за зеленую зону, — говорит на видео одна из участниц обращения. — На каждого человека полагается 16 м² зеленых насаждений. В нашем микрорайоне проживает 120 тысяч человек. На одного жителя приходится всего 1,2 м² зелени. Это недопустимо».

Видеообращение стало не первым актом протеста против застройки зеленой зоны на Рождественской набережной. 22 октября краснодарцы сдали в приемную губернатора 3 163 подписи с требованием не допустить строительства. Они указали, что в районе уже есть храм и часовня, а вот зеленых насаждений не хватает.

Недостаток зеленых зон характерен для всего Краснодара. Население города последние годы росло быстрыми темпами: с 2012 года количество жителей увеличилось почти на 400 тысяч человек, достигнув 1 млн 138 тысяч. Строительство нового жилья нередко велось за счет сокращения городских лесов и парков, что признавали и в администрации.

Это привело к тому, что среди городов-миллионников Краснодар занял последнее место по площади зеленых зон: на них приходится всего 8,1% территории города, тогда как в Москве — 18,1%, а в Перми — 35,9%.

Происходящее, отмечают протестующие, напоминает ситуацию 2019 года в Екатеринбурге. Там решение построить храм всего на 0,6 гектара в центральном сквере вызвало массовые демонстрации, переросшие в столкновения с полицией. В столице Урала, одном из крупнейших промышленных центров страны, люди тоже говорили, что у них много храмов, но мало зелени. В конце концов екатеринбургским властям пришлось уступить и сохранить сквер, отказавшись от строительства.

На Кубани же чиновники и силовики пока пытаются сломить волю активистов: от них требуют объяснительные, выносят предупреждения и штрафуют. Но люди говорят, что не намерены сдаваться.

«Кедр» рассказывает, как развивается ситуация вокруг строительства храма и что краснодарцы намерены делать, чтобы отстоять зеленую зону на набережной.

«Люди очень откликнулись»

— Первые мысли, которые появились, когда я узнала о стройке, вряд ли можно печатать. Дело не только в том, что это любимое место отдыха в городе. Здесь другое: на этот островок зелени приходят люди с детьми, чтобы те хоть немного посмотрели на жучков, увидели природные процессы. Потому что в очень урбанизированном Краснодаре почти не осталось мест, где человек может побыть среди природы, — говорит жительница Юбилейного Яна Антонова.

Яна — детский хирург и активист. В 2020 году баллотировалась как независимый кандидат в городскую думу, но проиграла оппоненту-«единороссу» 44 голоса. Вот и сейчас, узнав о планах застройки набережной, она решила собирать подписи против.

— Люди в нашем микрорайоне очень откликнулись. После работы я садилась с подписными листами на лавочке у магазина «Пять звезд», и за два-три часа набирала по полсотни подписей. Другие сборщики тоже. Депутат городской думы от КПРФ Сафронов однажды собрал 500 подписей за вечер — с именами, фамилиями, адресами. Некоторые люди сами брали подписные листы и ходили по своим подъездам, а потом возвращали их с подписями соседей, — рассказывает Антонова.

Активисты собрали 3 163 подписи, которые в конце октября отправили в администрацию края. Сейчас сбор подписей продолжается.

— Однажды поздно вечером я шла по набережной и встретила гуляющих маму с сыном. Рассказала им, что на берегу, вероятно, будут строить большой храм. У них была очень эмоциональная реакция, и они подписали обращение. Были и те, кто отказался — мол, нельзя выступать против храма. Но ведь мы не против храма, мы за зеленую зону! В нашем районе есть другой участок, достаточно большой, где можно построить храм — между школой №55 и гипермаркетом «О’кей». Почему не рассмотреть его?

Активисты указали властям на альтернативу и ждут ответа.

Яна говорит, что люди в Краснодаре помнят опыт Екатеринбурга. И не исключает, что в случае начала строительства горожане выйдут на улицы.

— Исторически для Краснодара характерны внезапные, дерзкие бунты. В 1961 году милиция задержала в центре города солдата, который пытался продать на рынке сапоги и шапку. Люди начали его отбивать и все закончилось массовыми протестами, в ходе которых милиционеры застрелили десятиклассника, а толпа чуть не взяла штурмом краевой комитет КПСС. Потом, в 90-е годы, по поводу отмены бесплатного проезда для студентов тоже толпа моментально собралась. А здесь ситуация такая: микрорайон на 100 тысяч человек в центральной части города, последняя зеленая зона, и ее отбирают. Для многих вопрос стоит так: или отстоять эту зеленую зону, или продавать квартиру и уезжать.

Не так доработали

Впервые о планах застройки зеленой зоны на набережной Кубани РПЦ заговорила в 2021 году. Благочинный Екатеринодарского церковного округа Александр Игнатов тогда заявил, что на каждые 10 тысяч жителей необходим храм. «Легко посчитать, сколько должно быть храмов в Юбилейном микрорайоне, если там проживает 120 тысяч человек — 12, — говорил он. — Но мы даже и не помышляем о таком количестве».

Жители тогда тоже возмущались: проводили пикеты, выступали с критикой в СМИ. В итоге власти, уже разработавшие проект планировки территории, были вынуждены его отозвать. «Мы услышали мнение горожан, оно оказалось негативным — вернули проект на доработку», — пояснял действующий тогда мэр Краснодара Андрей Алексеенко.

Однако доработка получилась не совсем такой, какую могли ожидать краснодарцы. Спустя три года администрация отвела под храм в три раза больший участок, чем в 2021-м: 2 гектара вместо 0,6.

Первым о возобновлении планов строительства сообщил глава фракции КПРФ в городской думе Александр Сафронов. 29 августа он опубликовал в своем Telegram-канале градостроительный проект, на котором отметил участок на набережной: «Как рассказали мне мои источники, эту территорию готовят под строительство храма. Храм будет большим — возможно, самым большим в Краснодаре», — написал депутат.

10 сентября прошло совещание градостроительной комиссии под руководством губернатора края Вениамина Кондратьева. По словам Сафронова, глава региона подтвердил информацию о строительстве храма. А 4 октября был опубликован новый проект генплана города, на котором зеленая зона на набережной была отведена под религиозное использование.

— Еще в 2018 году — до того, как зашел разговор о храме — в мэрии предлагали «продлить» нашу зеленую зону. Это был большой проект, в рамках которого хотели создать единую набережную от Тургеневского моста до ЖК «Новый город» — протяженность озелененной прогулочной зоны составила бы больше шести километров. Но затем о проекте как-то замолчали. А теперь мэр говорит: «Вместе с храмом мы сделаем долгожданное берегоукрепление для жителей Юбилейного, для всего города. Чтобы в будущем можно было пешком от парка 30-летия Победы дойти до Юбилейного, прокатиться на велосипеде, пробежаться, подышать свежим воздухом». Почему это нельзя сделать без храма — непонятно, — говорит жительница Юбилейного Мария.

В самой РПЦ конфликт вокруг храма не комментируют. Впрочем, свою позицию церковь ясно обозначила еще в 2021 году: «Это не наше желание — на набережной строить. Мы просим место у администрации для храма. Какое выделят — на то и воля Божья. Но это, запомните, не зеленая зона, не деревья. Мы воюем против духов злобы поднебесной, против дьявола и его посредников и последователей. Поэтому что нужно делать христианам? Объединиться и отстаивать интересы церкви», — говорил в проповеди для верующих иерей Евгений Игнатов.   

«Сбор подписей не остановить»

25 сентября депутат краснодарской гордумы Александр Сафронов и общественник Виталий Черкасов установили около жилого комплекса «Новый город» в Юбилейном раскладной стол. И начали собирать подписи против строительства. Спустя некоторое время к ним подошли сотрудники полиции. Правоохранителей заинтересовали футболки мужчин, на которых было написано: «Против застройки зеленой зоны ЮМР».

Сафронова и Черкасова отвезли сначала в районный отдел полиции, затем — в УМВД по Краснодарскому краю. Депутата все-таки отпустили домой после полуночи, а общественника оставили в отделении на ночь. На следующий день Ленинский районный суд Краснодара оштрафовал обоих на 25 тысяч рублей за «организацию несанкционированного мероприятия».

Полиция обратила внимание на сбор подписей и Яной Антоновой — с нее взяли объяснительную и предостерегли от «проведения несогласованного митинга». Кроме того, объяснительную потребовали и с консьержки одного из домов, где активисты оставили подписные листы для жильцов.

— Я 14 лет занимаюсь сборами подписей: то за строительство детского сада, то за строительство школ.

Впервые на моей памяти полиция в Краснодаре стала гоняться за сборщиками! Видимо, решили прибегнуть к тактике запугивания. Но с жителями нашего района это не пройдет, — говорит Яна Антонова.

Яна Антонова в одиночном пикете. Фото из соцсетей

— С одной стороны, задержание и штраф Сафронова и Черкасова сильно возмутили людей, так как многие были солидарны и даже готовы помочь им финансово. Но с другой стороны, некоторых из тех, кто участвовал в сборе подписей, это испугало: всем ведь страшно попасть в поле зрения правоохранительных органов. Однако, я все же удивлен, как много жителей готовы оставить свои адрес, фамилию, имя, подпись, несмотря на нынешние времена, когда все всего шарахаются, — поделился мнением краснодарец, пожелавший остаться анонимным.

Другой житель Юбилейного считает, что гонения на активных граждан все-таки повлияли на решительность людей — сбор подписей замедлился. Однако, подчеркивает он, полностью остановить его власти не смогли. 

— У нас однозначная нехватка зеленых зон. Однако больше всего лично меня возмущает нежелание властей нас слышать. Я, может быть, и относился бы иначе к планам построить храм, если бы, допустим, мэр вел с нами диалог: выдвинул бы свои предложения и был готов услышать наши, — рассказывает мужчина.

Оба собеседника сходятся во мнении, что если решение о возведении храма все же будет принято, жители Юбилейного не сдадутся.

Почему важны зеленые зоны?

Елена Плешкова, член координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ

Природные территории, естественные ландшафты — это основа сохранения здоровья и благополучия жителей города. Человек — существо природное, и асфальто-бетонные джунгли для нас, как и для других видов, — это агрессивная среда. В этой среде из серых плоскостей, одинаковых рядов окон, проводов, рекламных щитов человек испытывает стресс. Для этого даже есть научный термин — визуальное загрязнение. Нахождение в природной среде этот стресс снимает, потому что эстетически неприглядные конструкции исчезают из поля зрения, визуальное загрязнение снижается.

Кроме того, городские зеленые зоны оказывают нам множество экосистемных услуг: они регулируют микроклимат, снижают эффект от волн жары, делая воздух прохладней — это очень важно для южных городов. Деревья, кустарники, травянистая растительность повышают влажность, защищают от ветров, очищают воздух. И все эти ценные услуги мы получаем бесплатно. В отличие от территорий с искусственным озеленением, которые надо поддерживать, засеивать из года в год, ухаживать за ними, природные территории способны к самовосстановлению, они не требуют от нас вообще никаких вложений.

Поэтому в городе нужно сохранять каждое дерево, а фрагментированные природные участки пытаться связать в единую сеть — например, разнотравными газонами, которые никто не будет косить. Это даст возможность передвигаться между ними всевозможным животным: как млекопитающим, так и насекомым-опылителям, которые делают растительную систему более устойчивой.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге