Проект «Город будущего. Зеленая трансформация» появился в конце прошлого года. Он объединяет независимые культурные пространства: галереи, театры, арт-резиденции — которые хотят сделать свою работу более экологичной. Меняться им проект предлагает сразу в трех направлениях: бережно относиться к ресурсам, вести озеленение и ответственно обращаться с отходами.
География у «Города будущего» широкая: от Камчатского края и Приморья до Архангельска и Калининграда. Но одним из ключевых проектов стал запуск «зеленой трансформации» в петербургском арт-центре «Пушкинская-10».
«Кедр» вместе с директором Музея нонконформистского искусства Анастасией Пацей и создателями выставки «На козе не подъедешь» рассказывает, как культурное пространство может встать на путь устойчивого развития.
Не тема, но аспект
— Экологические аспекты культурной деятельности — это то, про что мы часто забываем. Вы пришли на выставку, вы увидели какие-то работы, но из чего они сделаны? Как попали сюда? Куда они отправятся после финисажа? Зачастую музеи и культурные институции сосредоточены исключительно на творческой составляющей и не задумываются о своем экологическом следе, — говорит директор Музея нонконформистского искусства и куратор выставки «На козе не подъедешь» Анастасия Пацей.
Участие в «Городе будущего» помогло «Пушкинской-10» — и Музею нонконформистского искусства как ее части — разобраться, как уменьшить экослед от выставок и мероприятий. При этом Пацей уточняет: сами экологические проблемы не являются темами проектов арт-центра. И это принципиальный момент:
— Обычно при разговоре об экологичном искусстве представляется какая-нибудь тематическая выставка: фотографии свалок, инсталляции про отходы или что-то в этом роде. У нас другой подход. Мы не хотим работать с экологией исключительно как с темой, но хотим, чтобы экологичность была ключевым аспектом нашей работы. И неважно, что именно мы делаем: хоть лекцию, хоть концерт, хоть созданную в рамках «Города будущего» выставку.
О чем выставка «На козе не подъедешь» и кто ее подготовил?
— «На козе не подъедешь» — вариация известного выражения «На кривой козе не подъедешь». Обычно так говорят про человека, к которому сложно найти подход. Здесь выражение получает новый смысл. Это выставка про недоступность. Про преодоление, преграды, препятствия, — объясняет Анастасия Пацей.
У выставки три автора. Для американской междисциплинарной художницы Андреа Станислав это не первый проект на площадке арт-центра — с 2014 она регулярно участвовала в программе международной арт-резиденции в «Пушкинской-10». А дуэт немецких визуальных художников Вариа Шестрем и Хатца Ламбо, который так и называется Varialambo, летом приезжал в Петербург, чтобы принять участие в резиденции и подготовить выставку. Но бóльшая часть экспонатов появилась именно в Финляндии.
— Работы складываются в очень поэтическую историю. Здесь задействованы разные сенсорные опыты: можно трогать, слушать, двигаться, смотреть. Важно и то, что работы авторов очень отличаются по стилистике и эстетике, — отмечает Пацей. — У Varialambo минимализм, здесь сам воздух и свободное пространство являются частью композиции. У Андреа Станислав более фигуративное высказывание. И очень сильная видеоработа, в которой она проживает опыт разлуки, опыт потери. Это отсылает нас к осмыслению темы — что значит потерять что-то? Как жить с травмой? Как принимать новое положение вещей?
Съесть экспликацию
— Материалы, которые художники и художницы используют в своих работах, могут быть самыми разными. Дерево, камень, пластик, металл, ткань, стекло, песок, соль, растения — да все, что угодно, — рассказывает Андреа Станислав. — У каждого свой подход к выбору, и экологичность далеко не всегда стоит на первом месте. В художественном произведении идея и ее материальное воплощение — единое целое, важно уважать право авторов выбирать наиболее подходящий и выразительный материал.
Однако экспонаты для выставки «На козе не подъедешь» появлялись самым экологичным из возможных образом. Художники брали материалы с улиц или искали в так называемых «серых зонах» Хельсинки: вблизи производств и мастерских или даже в мусорках. Такой подход Вариа Шестрем называет «круговоротом вещей».
«Во время одной из наших прогулок по Хельсинки мы попали в заброшенное место, где раньше строили железнодорожные вагоны. Это было в 2020 году. Вокруг валялись самые разные вещи, старые строительные материалы и металлолом. Перед заброшенным домом мы залюбовались стопкой старого оргстекла. […] Листы пожелтели от солнца, были частично разбиты, имели следы граффити и трещины. Прозрачность материала сохранилась лишь в нескольких местах, в остальном он больше походил на природный материал мягко-желтого цвета, напоминающий воск. В некоторых местах уже обросший лишайником. […] Для выставки в Музее нонконформистского искусства нам нужно было поменять некоторые элементы экспозиции — прекрасная возможность поработать с листами! Почти всю весну мы провели, распиливая, шлифуя и лакируя их», — говорится в описании выставочной работы Varialambo.
Казалось бы, информационные и рекламные материалы к выставке невозможно включить в «круговорот вещей», о котором говорит Шестрем. Но и тут авторы нашли выход:
— К четырем произведениям на выставке мы написали отдельные тексты, чтобы рассказать, как и из чего они создавались, — говорит Хатц Ламбо. — Гости могли взять такой текст, прочитать его и… съесть! Ведь он напечатан пищевой краской на специальной вафельной бумаге. Zero waste в действии.
— Мы уже несколько лет печатаем только небольшое количество афиш для размещения на территории арт-центра «Пушкинская-10», — дополняет Анастасия Пацей. — При этом все печатается в нашем офисе и доставляется пешком с одного этажа на другой.
По дороге к экологизации
— Логистика — один из самых сложных моментов в организации выставок, — продолжает Пацей. — Художникам и художницам нужно предварительно посмотреть площадку. Если они летят издалека, это приводит к большим выбросам CO2. В нашем случае все встречи были проведены онлайн, что позволило сэкономить существенные ресурсы. При подготовке выставки нам помогли цифровые планы, информативные фотографии, а также панорамы зала в формате 360°.
А доставлять экспонаты пришлось автотранспортом. Прямых рейсов из Хельсинки сейчас нет, а пересадка в Стамбуле, как подсчитал Хатц Ламбо, увеличила бы маршрут на 3393 километра, и углеродный след увеличился бы тоже. Для доставки инсталляции Андреа Станислав альтернатив тоже не нашлось:
— Нужно было, чтобы музей получил все необходимые материалы, художественные элементы, специальные крепления. Теоретически, все это можно было бы купить в Петербурге. Но мы поступили по-другому. В прошлом году эта работа была показана на другой площадке, в Нарве, и осталась там после выставки. Это всего 150 километров от Петербурга в одну сторону. Мы смогли организовать доставку, что позволило сэкономить на материалах. Доставив готовую инсталляцию вместо производства новой, мы реализовали два важных принципа экологичности: повторное использование и предотвращение образования отходов. Как бы грустно ни было, после окончания выставок материалы инсталляций часто оказываются на помойках.
— Благодаря проекту «Город будущего. Зеленая трансформация» мы рассуждаем о том, как мы можем сделать свою деятельность экологичнее, — заключает Анастасия Пацей. — Как мы можем беречь ресурсы, как можем распоряжаться отходами, если они все-таки появляются. И как мы можем мыслить экологически ответственно, когда еще только планируем выставки.
Уже в ноябре в рамках «Города будущего» арт-центр «Пушкинская-10» проведет «зеленые» экскурсии для тех, кто хочет больше узнать об экологизации культурных пространств. Осенью пройдут и другие публичные мероприятия проекта, к которым можно присоединиться офлайн и онлайн. Подробнее о них можно будет узнать на платформе: greentransformation.nonmuseum.plus, в telegram-канале проекта и в социальных сетях по хештегу #зеленаятрансформация.