Поддержать
Сюжеты

Харза. Заснеженная южанка История из серии «Исчезающие». Дальний Восток

23 мая 2022Читайте нас в Telegram
Фото Thai National Parks

Многие, кто впервые видит харзу, бывают шокированы: что за зверь? И как этот яркий хищник с тропической окраской в оранжево-лимонных тонах, гибким тонким телом и длинным хвостом, которые делают его похожим на обезьяну, попал в заснеженные леса Дальнего Востока? Ведь его обычная среда обитания — субтропические леса Индии, Вьетнама, Непала и других теплых стран. Отсюда и другое имя харзы — «непальская куница». Но если мы вспомним, чем уникальна уссурийская тайга, все встанет на свои места.

Харза вполне себе смотрится в компании с тигром, леопардом, гималайским медведем, пятнистым оленем в роскошных кедрово-широколиственных лесах и чернопихтарниках, где лиана винограда толщиной в ногу обвивает ствол тысячелетнего тиса. Это край контрастов: жаркое тропическое лето здесь сменяет по-сибирски морозная и многоснежная зима. Харза научилась выживать в этих условиях.

Неутомимые стайеры

Харза обитает в лесах и тесно связана с ними. Она охотится на деревьях, там же отдыхает, скрывается от опасности и даже приносит потомство в дуплах. Лучшие места обитания харзы — ненарушенные старовозрастные леса с высокоствольными и толстыми дуплистыми деревьями, ранее широко распространенные на отрогах Сихотэ-Алиня.

Харза избегает безлесных территорий, освоенных человеком районов, включая сельскохозяйственные угодья, не слишком любит вторичные леса. Хищник чаще населяет среднегорные и низкогорные районы, а для перемещений использует водоразделы и долины горных рек. В горы поднимается до высоты 1200 метров над уровнем моря до пояса горных елово-пихтовых лесов, но, как правило, здесь не задерживается. 

Харза не только прекрасный древолаз, но и истинный спартанец. Ее вытянутое тело гибкое и мускулистое. Накопление жира не свойственно этим животным даже в неволе. Имея в целом характерный для куньих облик, харза отличается более длинными лапами и хвостом, которые позволяют ей прекрасно лазать по деревьям и совершать точные прыжки с ветки на ветку. 

Фото: Алексей Олейников / Кедр

Окрас у хищника нарядный: верх головы черный, иногда с коричневым оттенком, область горла белая, лапы и хвост тоже черные, а тело — от ярко-желтого с оранжевым в передней части до желто-бурого к задней. Многие харзы имеют белую окраску кончиков лап, или «носочки», чаще на передних лапах, но иногда и на всех. Шерсть харзы жесткая и более редкая, чем у соболя и лесной куницы, что характерно для теплолюбивых видов. 

Южное происхождение накладывает отпечаток на рацион зверька, в котором растительные корма занимают приличную долю, особенно в период созревания плодов. Харзы с удовольствием поедают орехи кедра, ягоды актинидии, лимонника и винограда амурского, дикие груши и абрикосы. Но несмотря на это, харза — искусный хищник с развитыми приемами и стратегиями охоты, особенно групповой.

Во время охоты харзы, объединившись в группу из 2–5 особей, могут загнать даже копытных — кабаргу или молодую косулю.

Дистанция преследования кабарги может достигать десяти километров. Поражает, как эти зверьки взаимодействуют во время групповых охот, когда движутся фронтом в одном направлении, не видя друг друга. Харзы неутомимые стайеры, они изнуряют жертву и стараются выгнать ее в наиболее удобное для нападения место — на лед реки, в густые кустарники или участки лесного бурелома. Оказавшись на скользком льду, копытные теряют устойчивость, и тут маленькие хищники запрыгивают жертве на спину и начинают грызть шею. 

Однако чаще харза предпочитает более легкую добычу, с удовольствием поедая личинки и соты пчел, ос, шершней и других перепончатокрылых. Охотятся харзы и на мелких мышевидных грызунов, добывают бурундука, летягу, а в норах способны справиться с молодым барсуком. Настигнув белку, группа харз разрывает ее на части и съедает полностью, оставляя лишь кончик хвоста. С более крупной кабаргой дело обстоит иначе: сначала харзы поедают ее на месте, а остатки добычи растаскивают и прячут в тайниках — в дуплах, под завалами и корнями деревьев. Не брезгуют зверьки и падалью, доедают остатки добычи тигра или леопарда — кабана, пятнистого оленя, косулю. В крупной жертве, как и другие куньи, прогрызают ходы — забираются внутрь под шкуру и выедают мясо, постепенно углубляясь в тушу.

Выжить зимой без шубы 

В России находятся самые северные участки ареала харзы. Суровые условия зимы и глубокоснежье накладывают свой отпечаток на экологические адаптации этого зверя. Ночные и утренние морозы хищники стараются переждать в теплых убежищах в дуплах деревьев, а могут и вовсе не покидать их в течение суток. Их редкий и короткий волосяной покров со скудным подшерстком не идет ни в какое сравнение с шубой соболя, росомахи или зайца. Накопление жира также не свойственно харзам, для которых головокружительные погони по тонким веткам деревьев за белкой являются насущной необходимостью. Узкие лапы остаются голыми в течение всей зимы, из-за чего харзы глубоко проваливаются в рыхлый снег, что затрудняет их передвижение. 

Приходится адаптироваться к сложным условиям и применять изобретательность. При подъеме на крутой склон по глубокому снегу харзы стараются облегчить себе задачу — забираются на ствол ближайшего дерева и, оттолкнувшись от него, совершают длинный прыжок вверх по склону. Или просто стараются передвигаться по бревнам и веткам, где снега меньше. Часто пользуются тропами и следами других животных: косули, изюбра, кабана, зайцев и даже тигра. 

Фото: Алексей Олейников / Кедр

Вообще харза — отличный верхолаз, который прыгает ловко и отчаянно. Мне приходилось наблюдать прыжки в снег с высоты 5–7 и даже 10–15 метров, причем после приземления на лапы зверьки стремительно мчались вперед. Во время движения харзе помогает длинный и гибкий хвост, способствующий балансировке и точности прыжков. Поэтому сравнение харзы с обезьянами вполне уместно, а ее яркая окраска только усиливает это сходство. 

Лесная коммуникация 

Вторая половина зимы с января по март — критический период для зверька. Но с появлением наста и сходом снега условия для охоты улучшаются, активность харзы растет, а весной у нее, как и у многих видов животных, появляется потомство.

Долгое время о семейной жизни этого хищника не было известно почти ничего. И до сих пор в научном мире отсутствуют наблюдения о полном цикле размножения зверя в природе. Гон и спаривание у харзы проходят в октябре, потомство появляется чаще всего в апреле-мае. Самка приносит обычно двух-трех детенышей, реже — одного или четыре-пять. Выводковым логовом служат дупла деревьев или россыпи камней. У нас мало сведений о роли самца и других родственников в выращивании потомства. До какого возраста детеныши остаются с матерью, тоже неизвестно. Учитывая сложную социальную организацию вида, на эти вопросы еще предстоит ответить. 

Взаимосвязи между особями в одной группе крепки и сохраняются продолжительное время, причем не только у родственников. Чаще всего группы состоят из двух-трех особей, реже из четырех-пяти, но известны встречи групп из семи харз. Между собой харзы общаются с помощью звуков, репертуар которых разнообразен и необычен, большое значение имеют также ольфакторные сигналы.

Один охотник рассказал мне случай, который характеризует прочность социальных связей в группе.

Его лайка преследовала группу харз и загнала отставшего зверя на дерево. Несмотря на опасность, бежавшие впереди вернулись и отвлекли внимание собаки, чтобы выручить члена своей группы. 

Тесные взаимосвязи с сородичами предполагают хорошо развитое маркировочное поведение. Харзы активно метят свой участок секретом пахучих желез, развитых в анальной области и на шее. Как и у других куньих, у них есть сеть постоянных маркировочных уборных и мест, где звери оставляют запаховые метки. Как правило, их привлекают отдельные камни и выделяющиеся бревна вдоль троп, а уборные часто появляются возле их убежищ на деревьях. Харзы трутся о маркировочные объекты шеей и прианальной областью, нанося на них пахучие секреты желез. Оставленные таким образом запахи сохраняются долгое время и позволяют другим особям узнать информацию об их владельце — происходит своего рода «лесная коммуникация». Такое поведение позволяет харзе ориентироваться в пространстве и находить сородичей даже в сильно разреженных популяциях у северных границ ареала. 

Фото: Сергей Колчин / Кедр

Исчезающая

В первой половине прошлого столетия встретить харзу в лесах Приморья и Приамурья было довольно обычным делом. Но заказники и заповедники в то время занимались восстановлением численности охотничьих видов (копытных, например) — и хищников, которые за этими видами охотились, относили к «вредным». Таким «вредителем» до начала 1960-х считалась и харза, охота на нее поощрялась даже в заповедниках. В рассказах охотников харза была кровожадным и ненасытным зверем, способным нанести вред популяциям соболя, белки или даже сократить численность молодняка копытных — кабана, изюбря, косули, кабарги. Основываясь на таких охотничьих мифах, ее истребляли. К сожалению, отношение многих охотников не изменилось до сих пор. 

Численность харзы на юге Дальнего Востока России ежегодно снижается. В 1970-е – начале 1980-х тут обитало 2,5–3,5 тысячи особей. Сегодня размер популяции, по оптимистичным оценкам, не превышает 1,5 тысяч.

В последние 20–30 лет исчезновение харзы фиксируют даже на охраняемых природных территориях Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей. В Приморском крае ситуация лучше, но деградация популяции заметна и там, в том числе в Сихотэ-Алинском заповеднике и по всему Среднему Сихотэ-Алиню. На юге Приморского края поголовье более или менее стабильно. В настоящее время харза включена в Красные книги Хабаровского края и Амурской области.

Трудно выделить какую-то одну причину, повлиявшую на сокращение распространения и численности харзы. Вероятно, имеет место накопление «критической массы» факторов. Но однозначно одна из главных причин кризиса этого вида в России — разрушение мест обитаний и снижение их биологической продуктивности. На сегодняшний день площадь малонарушенных лесов занимает всего около 6% территории юга Дальнего Востока. А на месте некогда единого ареала харзы в России остались четыре изолированных участка: на левобережье Амура, в горной системе Сихотэ-Алинь, в истоках реки Комиссаровки и на юго-западе Приморского края.

Кроме этого, из-за рубок и пожаров, сокративших площади высокопродуктивных лесов, популяции основных объектов питания харзы (белки, кабарги, зайцев) утратили былое обилие и оказались в депрессии, что также отражается на численности хищника. 

До сих пор харза остается охотничьим видом. Полагаю, пришло время отказаться от охоты на харзу и повысить ее охранный статус в списке Международного союза охраны природы. Среди первоочередных задач должно быть внесение ее в Красную книгу Еврейской автономной области, где осталось всего несколько десятков животных. 

Негативное воздействие на численность харзы продолжает оказывать и браконьерство. Хотя времена массовой охоты на нее прошли, звери регулярно гибнут в ногозахватывающих капканах, которые охотники в России используют для отлова пушных зверей. Имеется некоторый спрос на таксидермические изделия из шкурок харзы. А в последние годы к перечисленным угрозам добавились случаи нелегальной торговли отловленными в природе зверьками.

«Заказывают» хищника на черном рынке в основном зоопарки, которым хочется иметь этот вид в своих коллекциях: поскольку харза с трудом размножается в неволе, иного способа пополнять их нет.

В зоопарках харзы размножаются нерегулярно, а выживаемость потомства низка. Это связано и с высокой подверженностью самок стрессу, и со сложностью подбора пар. Российскими зоопарками животные, незаконно изъятые из природы, легализуются, а затем перепродаются в зарубежные коллекции по высоким ценам.

В каждой экосистеме для ее гармоничного существования необходим баланс. Потеря любого компонента, будь то харза или землеройка, ведет к выхолащиванию и деградации природных комплексов. Харза как вид — важное звено экосистемы древних кедрово-широколиственных лесов. Она такой же высший хищник, как тигр и леопард, но среди млекопитающих среднего размера. Роль хищников в природе известна: они выполняют роль санитаров, добывая в первую очередь больных и ослабленных животных, утилизируя останки погибших; они регулируют численность других видов и фактически держат их популяции в здоровом тонусе. И, наконец, присутствие экзотической харзы в заснеженной тайге Дальнего Востока имеет большое эстетическое значение.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе

Кипящие Родники

В Ивановской области люди борются против текстильщиков, защищая свои реки и здоровье. Репортаж «Кедра»

Прозаседавшиеся?

Климатические саммиты ООН 29 лет не могут остановить глобальное потепление. Они вообще нужны?

Крупные рыбы

Как разведение форели уничтожает озера Карелии. На этом зарабатывают даже друзья президента

«Когда они теряют семью, то испытывают те же эмоции, что и человек»

Автор книги «Облачно, возможны косатки» Ольга Филатова — о том, как человек и климат влияют на жизнь китообразных