Санкт-Петербург Город, где пытаются застроить даже воду
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Санкт-Петербург — самый северный город-миллионник в мире. Он входит в десятку богатейших регионов страны, а в общероссийском экологическом рейтинге занимает достойное 16-е место. Но и проблем с чистотой окружающей среды и сохранностью природных комплексов у города достаточно.
«Кедр» рассказывает, как в северной столице покушаются на зеленые зоны, как расширяют территорию, засыпая Финский залив, и как реагируют на жалобы жителей на загрязненный воздух.
Факты
В раннем палеозое, примерно 450–550 млн лет назад, территория современного Санкт-Петербурга находилась в пределах мелководного моря. В этот период здесь формировались коренные известняки, доломиты, песчаники и глины. Перекрывающие их пески, суглинки и торф, широко распространенные в пределах города, имеют значительно более молодой возраст и приурочены к четвертичным отложениям, сформированными в ледниковые и межледниковые эпохи.
Нева, на которой стоит город, — единственная река, вытекающая из Ладожского озера, и одна из самых полноводных в европейской части России. По среднегодовому стоку она уступает только Волге, Печоре, Северной Двине и Каме.
От наводнений город защищает комплекс специальных сооружений, который начали строить еще в 1979 году, а запустили только в 2011-м. Он расположен поперек Финского залива, состоит из более чем десятка дамб, водо- и судопропускных сооружений.
Летом в центре Петербурга может быть на 2–3 °C теплее, чем в пригородах, а зимой — на целых 10–12 °C. Это обусловлено маленькой площадью зеленых насаждений, обилием зданий, излучающих тепло, а также активным движением транспорта в городской черте.
В каждом районе Петербурга есть как минимум один экопункт, где принимают опасные отходы: от ртутных ламп и старой бытовой техники до лекарств с истекшим сроком годности и отработанного масла.
Цифры
От 60 до 75 солнечных дней бывает в Петербурге за год. Для сравнения: во Владивостоке, который часто возглавляет рейтинг самых солнечных городов, таких дней до 190.
600 000 человек живут в трех районах города, которым может грозить затопление из-за климатического кризиса.
Основные экологические проблемы
Загрязнение воздуха
Загрязнение воды
Намывные территории
Сокращение зеленых зон
Попытки застраивать ООПТ
Александр Рыбалко, научный сотрудник ФГУНПП «Севморгео»:
«Главный удар по экологии Финского залива и Невской губы — это масштабные работы по образованию намывных территорий. Уровень среднего загрязнения, который ранее был характерен для водоемов города, растет»
Полезные ископаемые
Известняки
Глины и суглинки
Минеральные краски
Песок
Сапропель
Торф
Асфальтобетонный завод № 1. Фото: пресс-службы ГК «АБЗ-1»
Загрязнение воздуха
Только за 2024 год в петербургский комитет по природопользованию поступило 10 700 обращений от горожан, треть из них — о состоянии воздуха. По данным чиновников, преимущественно его загрязняет транспорт — в городе порядка 2 млн личных автомобилей, да и автобусы работают либо на дизеле, либо на природном газе. Над проблемой работают: для города закупают электробусы, которые не производят выхлопов. В 2026 году в северной столице их должно стать не менее 140. Чтобы заменить все автобусы, нужно еще больше — порядка 4000.
С промышленным загрязнением ситуация тоже непростая. Число предприятий в городе в последние годы растет — бизнес зазывают, создавая особые экономические зоны, предусматривающие налоговые льготы и ряд других послаблений. Губернатор Александр Беглов с гордостью называет Санкт-Петербург «крупнейшим промышленным центром России».
И даже если люди жалуются на грязный воздух, проблему порой решают нетривиально — так, что она исчезает в одном месте, но появляется в другом.
Например, жители района Коломяги на протяжении нескольких лет не могли спокойно открывать окна — все из-за выбросов с Асфальтобетонного завода № 1, который «обогащал» атмосферу битумом, фенолом, абразивной пылью и другими вредными веществами. Допустимые концентрации фенола бывали превышены более чем в 40, а этилбензола — более чем в 6 раз. Хроническое отравление этими веществами способствует развитию онкозаболеваний, болезней центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.
Годами люди доказывали, что завод работает рядом с ними только из-за халатности властей и градостроительной ошибки. Дело в том, что его построили в рекреационной зоне, предназначенной для туризма и отдыха, где не может быть никаких производств.
В 2020 году местных жителей услышали — завод пообещали перенести в другое место. Но новая локация оказалась не лучше: для предприятия отвели участок, прилегающий к заказнику «Сестрорецкое болото». По задумке властей, асфальтобетонный завод будет загрязнять воздух рядом с крупнейшей в Петербурге ненарушенной болотной системой, где во время миграции отдыхают и гнездятся тысячи водоплавающих и околоводных птиц. Это снова вызывает протесты жителей — теперь уже Курортного района. Можно ли перенести вредное предприятие подальше от жилых домов и ценных природных комплексов — вопрос, по всей видимости, риторический, ведь с большой вероятностью для этого нужно вынести его за город, а это удар по имиджу «крупнейшего промышленного центра страны».
Фото: Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Загрязнение воды
Петербуржец Филипп живет в районе Красногвардейской площади и часто гуляет рядом с Охтой — крупным притоком Невы. В начале ноября 2025 года он заметил, что вода в реке потемнела, вспенилась и начала странно пахнуть — так, будто в нее слили канализацию.
Оказалось, что в Охту вылили стоки, которые возникли после коммунальной аварии. В результате в реке начала умирать рыба, а содержание нитритного азотапревысило допустимые показатели в 12,7 раза. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о загрязнении вод.
По словам эколога, с которым поговорил «Кедр», в Охте регулярно обнаруживают ртуть, кадмий, медь, цинк, никель, хром и свинец. Это могут быть загрязнения от транспорта и промышленности и бытовые стоки, например от мытья машин. Но итог один. Все эти вещества оказываются в Неве — источнике 95% питьевой воды для 5-миллионного города — и Финском заливе.
Сегодня в городе нет ни одного чистого водоема. Загрязняемая сбросами с судов и стоками с предприятий и городских коммунальных сетей Нева на протяжении десятилетий вызывает у экологов опасения. «Река сильно зарегулирована, перегружена промышленными стоками, остаточными сбросами после дождей и накопленными донными отложениями. Вода визуально прозрачная, но химически перенасыщена нефтепродуктами и тяжелыми металлами», — говорит сотрудник гидробиологической лаборатории СПбГУ Алексей Козлов.
А Финский залив не только принимает на себя загрязнения, но еще и теряет акваторию.
Фото: Антон Галахов / Лахта Центр
Намывные территории
Невская губа — мелководье, которое служит местом кормления для перелетных птиц. Оно освобождается ото льда раньше остальной части Финского залива и покрывается им позже, поэтому перелетные птицы останавливаются здесь, чтобы отдохнуть и набрать жир. Но постепенно число задерживающихся здесь пернатых уменьшается: если в 2007 году их было 4 млн, то в 2022-м — всего 200 тысяч. По мнению экологов, причина — в петербургских намывах.
Намывами в городе называют искусственно созданные территории, которые строят путем намывания песка со дна Финского залива с помощью гидротехнических работ — все ради того, чтобы расширить площадь и построить новое жилье.
Сейчас на намывных территориях живет около 50 000 человек. К 2030 году их будет не менее 70 000.
Намывные территории существенно повышают риск наводнений в историческом центре: сокращение акватории приводит к более быстрому заполнению Невской губы водой в дни с большим количеством осадков.
Второе последствие — катастрофическое сокращение биоразнообразия Финского залива. После завершения южной части намыва Васильевского острова улов рыбы в этом районе снизился в 10 раз. Основная причина — образование мелкодисперсной взвеси при строительстве и дноуглубительных работах. Эта взвесь, оставаясь в воде годами, распространяется на огромные территории, блокируя солнечный свет и приводя к гибели водной растительности.
Недостаток кислорода, вызванный гибелью растений, губительно влияет на икру рыб, планктон и другие мелкие организмы. Эти последствия затрагивают не только Санкт-Петербург. Шлейф из взвеси от намыва растягивался на 150 км от города и достигал даже города Котка в соседней Финляндии.
«Балтика — это единый организм, — резюмирует финский эколог и сотрудник Хельсинкского университета Пекка Лааксонен. — Например, если загрязнение идет из Невы, страдает весь залив. Здесь нет границ, только течения».
Фото: Telegram-канал «Заросли — Парк на Малой Неве»
Сокращение зеленых зон
«Город страдает от застройки и нехватки зеленых зон, мест отдыха, естественных берегов, пляжей. Больше всего — Васильевский остров: он застраивается стремительно, обеспеченность зелеными насаждениями на одного жителя одна из самых низких в Петербурге. И в перспективе будет хуже», — рассказывает «Кедру» экологическая активистка с Васильевского острова. Осенью 2025 года она безуспешно пыталась спасти одну из самых больших зеленых зон на острове — «Заросли».
«Заросли» — неофициальный парк, расположенный между исторической набережной Макарова и автомагистралью. Это было одно из немногих мест в городе, где сохранился доступ к естественному песчаному берегу Невы, не затронутому деятельностью человека.
По версии чиновников, в парке было лишь 209 деревьев, но местные активисты насчитывали около 8 000. Всего в здесь произрастало 299 видов растений, 41 вид мхов и 70 видов лишайников. Один из них — калициум зеленый — занесен в Красную книгу Петербурга.
Местные власти порывались вырубить парк с 2020 года. Тогда они объявили, что по «Зарослям» пройдет новая дорога, которая соединит Васильевский остров и Петроградскую сторону и тем самым якобы решит давно существующие транспортные проблемы. Эксперты проанализировали проект и заявили, что логистику между районами он не улучшит. В конце сентября 2025 года петербургские власти признали парк «примером среды, уникальной для исторического района Санкт-Петербурга». Но уже в начале ноября «Заросли» полностью вырубили.
Рубки продолжаются и за пределами Васильевского острова.
В марте 2025 года деревья начали рубить на территории Удельного парка. Такое решение объяснили опасностью для граничащей с парком Октябрьской железной дороги. Как сообщали петербуржцы, тогда рубка затронула сотни абсолютно здоровых деревьев.
В июне 2025-го на Марсовом поле — в самом центре Петербурга — 58 здоровых деревьев решили вырубить ради нового пятизвездочного отеля. За этим проектом стоит ООО «Лотос Отели», которое связывают со структурами «Газпрома». На месте снесенных деревьев инвестор пообещал возвести комплекс на 117 номеров и 52 апартамента.
Примерно в то же время в Стрельне 1169 деревьев решили снести ради четырехполосной дороги. Ее строят прямо под окнами домов ЖК «Любоград». Чтобы защитить свой лес, люди решили обратиться в суд. Они заявили, что «застройщик и местные власти, выдавшие разрешение на строительство, действуют без учета мнения жителей и в ущерб экологии». Заседания в защиту леса все еще идут.
Сколько всего деревьев потерял Петербург за текущий год — предстоит подсчитать. По официальным данным, их не менее 35 тысяч. Как отмечает собеседница «Кедра», реальные объемы рубок могут быть существенно выше.
Визуализация велолыжероллерной трассы в Сестрорецке
Попытки застраивать ООПТ
Сейчас в Санкт-Петербурге 18 ООПТ регионального значения. В среднем на создание новых особо охраняемых природных территорий, как рассказала «Кедру» одна из петербургских экоактивисток, уходит не менее 10 лет. Например, последний заказник — «Левашовский лес» — был создан в 2023 году, хотя его экологическое обследование закончилось еще в 2010-м.
Сейчас охранный статус пытается получить уникальный для всего Северо-Запада рельеф в Курортном районе. Это сосновый лес и древние 20-метровые песчаные дюны, которые сформировались от 4 до 8,5 тысяч лет назад. Около 10 лет назад на этом месте пообещали создать заказник регионального значения «Сестрорецкие дюны». Но инвесторы и чиновники не прекращают попытки «вовлечь дюны в хозяйственный оборот».
В 2011 году администрация Петербурга передала участок дюн компании «Гольф Дюны» для строительства спортивных объектов общей стоимостью 300 млн евро. Рядом с ними со временем должны были появиться элитные коттеджи. Их планировали продавать по 30 000 евро за квадратный метр, но проект отменили из-за проблем с финансированием.
В 2023 году дюнами заинтересовались представители храма Димитрия Донского при Университете МВД. Они захотели вести на дюнах духовно-просветительскую деятельность «с использованием объектов живой природы».
Но построить предложили не новую церковь, а духовно-просветительский комплекс с отелем, бассейном, веревочным парком, теннисным кортом, спа-центром и другими объектами, связь которых с богослужениями, мягко говоря, не очевидна.
Из-за протестов защитников дюн проект свернули.
Ровно через месяц комитет по спорту предложил создать на дюнах асфальтированную велолыжероллерную трассу длиной в 7,5 км. Рядом с ней запланировали построить административные здания, парковки, раздевалки и душевые, боксы для хранения техники и инвентаря, столовую, туалет, площадку для воркаута, разминочную зону, табло, трибуны для болельщиков и пункты охраны — или, по словам чиновников, всего лишь «несколько домиков». Охранный статус пообещали придать тому, что останется после строительства.
— Если трассу все-таки согласуют, основной вред будущему заказнику будет нанесен именно при строительстве, потому что произойдет вырубка соснового леса, — объяснил опрошенный «Кедром» эксперт по ООПТ. — Дополнительный фактор воздействия на животных, в первую очередь на птиц, — освещение, которое там непременно проведут. Из-за него меняется световой режим, и ночные птицы, как правило, уходят на более спокойные территории. Поэтому строительство велолыжероллерной трассы делает в значительной степени бессмысленным само создание заказника. Свою главную природоохранную функцию он просто не сможет нести.
Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны