НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
В 1,5 млрд рублей оценивается ущерб от деятельности промышленных компаний на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера в Якутии. Об этом заявил министр по развитию Арктики и делам народов Севера региона Владимир Черноградский на Международном арктическом форуме.
За пять лет рассчитанная сумма ущерба возросла почти в три раза. В 2020 году, спустя 10 лет после принятия закона об этнологической экспертизе, он составлял 513,2 млн рублей. На тот момент коренные народы получили в качестве компенсаций от промышленников 103,3 млн рублей. К настоящему времени — около 450 млн рублей.
Промышленное освоение тундры нарушает ее верхний слой, загрязняет территории отходами, разрушает природные экосистемы, что напрямую ограничивает возможности коренных народов вести традиционный образ жизни, объяснила в разговоре с «Кедром» консультант по правам коренных народов НКО «Арктида» Лана Пылаева. В частности, пастбища оленей утрачивают ягель, отравленные участки становятся непригодны для сбора дикорастущих растений, а загрязнение водоемов наносит серьезный ущерб здоровью людей и уничтожает рыбные ресурсы.
Республика Саха — единственный регион в России, где на законодательном уровне закреплена обязанность компаний проводить этнологическую экспертизу, которая предусматривает мероприятия по восстановлению территорий после завершения проектов, рассказала Лана Пылаева. В других регионах, где не действуют подобные правила, отдельные компании иногда заключают добровольные соглашения с представителями коренного малочисленного населения.
«Однако, как отмечал в своем выступлении Черноградский, далеко не все компании [на территории Якутии], соблюдают эти требования, и государству не всегда хватает ресурсов и возможностей эффективно контролировать соблюдение норм на обширных территориях Якутии», — акцентировала внимание эксперт.
По словам спикера из «Арктиды», существует и другая немаловажная проблема, которая связана с разницей международных стандартов и российского законодательства. В РФ закреплен термин «коренные малочисленные народы», поэтому народности численностью более 50 тысяч человек не могут эффективно использовать механизмы защиты территорий традиционного проживания, несмотря на то, что их права также признаются международными нормами.