Поддержать
Новости

Суд отказался отменить закон, позволивший Сергею Собянину упразднить все московские ООПТ Защитники природы опасаются, что возможности оспорить решение московской мэрии больше не будет

28 февраля 2025Читайте нас в Telegram
Ландшафтный заказник Теплый стан. Фото: caomos.news

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Московский городской суд отказался отменить закон «Об охране и использовании зеленого фонда в г. Москве». Именно на нем основывается постановление мэра Сергея Собянина, которым все 146 столичных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) были переведены в особо охраняемые зеленые территории (ООЗТ). Экологи подчеркивает, что новый статус фактически не защищает городские леса и парки от застройки.

Закон был принят 13 ноября 2024 года — за полтора месяца до постановления мэра. Он позволил правительству Москвы самостоятельно определять порядок создания ООПТ, их преобразования и упразднения.

Иск подал бывший депутат Мосгордумы Александр Соловьев. Он же в начале февраля через суд оспаривал само постановление Сергея Собянина — тоже безуспешно. Экологи, активисты и юристы, которые готовили свой иск, считают, что Соловьев действует в интересах мэрии.

«Активистское сообщество пришло к выводу, что этот иск был подан намеренно, чтобы суд его рассмотрел, вынес отрицательное решение и заблокировал возможность повторно оспорить [постановление], потому что нормативный акт по одним и тем же основаниям второй раз оспаривать нельзя», — заявил порталу MSK1.RU муниципальный депутат Вячеслав Белов.

После первого проигранного Соловьевым дела высказывались аналогичные мнения. Юристы экологического центра «Зеленая метка» и фонда содействия защите окружающей среды «Дело принципа» указывали, что бывший депутат подал иск поспешно, не согласовав его с экологическим сообществом. Кроме того, он, как и представители мэрии, выступил против участия в деле других истцов.

В этот раз формально присоединиться к делу новым истцам разрешили. Но фактически участвовать в процессе судья Вячеслав Полыга им не дал.

«Судья рассматривал дело только между Соловьевым, мэрией и Мосгордумой. На вопрос, почему так происходит, судья сказал, что они [другие истцы] не имеют права разговаривать, и вынес первое предупреждение. Уже во время заседания им пришли электронные повестки, что их вызывают на заседание, о чем они сказали судье. Но судья вынес второе предупреждение и сказал, что их должны вывести из зала», — рассказал MSK1.RU помощник депутата Госдумы Сергея Обухова Денис Рудых.

«Люди поднялись и стали показывать судье, что вот: “Мне же только что пришла от вас электронная повестка, что я участник заседания. Вы должны дать мне высказаться”. Но судья при помощи приставов выставил всех, кто сказал, что им пришли электронные повестки. Кому электронные повестки пришли, но они об этом не сказали, тех, по крайней мере, судья не выгнал, — говорит юрист экоцентра “Зеленая метка” Алексей Дмитриев. — В остальном все происходило как в прошлый раз. Мэрия Москвы говорила, что все равно [несмотря на смену статуса] будет охранять зеленый фонд. Но так получилось, что я по роду деятельности уже больше десяти лет занимаюсь проблемами охраны зеленого фонда, и могу сказать, что зеленый фонд у нас не охраняется. Статья 61 Закона “Об охране окружающей среды” — мертвая».

Заседание продлилось немногим более часа. Защитники природы опасаются, что больше возможности оспорить постановление правительства Москвы не будет. Еще после первого решения по иску Соловьева один из природоохранных экспертов объяснял «Кедру»: «Теперь всем гражданам будут отвечать, что суд подтвердил законность этого решения [об упразднении ООПТ]. И если заявитель его не оспорит и оно вступит в силу, все другие иски будут отклоняться из-за преюдиции. Поскольку основания и предмет иска будут оставаться, скорее всего, теми же, это решение будет иметь определяющее значение».

Соловьев — не единственный, кто подавал иски в связи с упразднением московских ООПТ. Так, 24 января это сделал фонд содействия защите окружающей среды «Дело принципа». По словам председателя фонда Дмитрия Трунина, этот иск Мосгорсуд оставил без движения, мотивировав свое решение тем, что в заявлении якобы не было указано, каким законам противоречит постановление московской мэрии. Трунин говорит, что этому вопросу в иске был посвящен целый раздел.

10 февраля отдельный иск об оспаривании закона «Об охране и использовании зеленого фонда в г. Москве» подала «Зеленая метка». 12 февраля судья Анастасия Лоскутова также оставила этот иск без движения, а 17 февраля суд принял аналогичный иск Соловьева.

Сергей Собянин подписал постановление, изменившее статус столичных особо охраняемых природных территорий на особо охраняемые зеленые территории 27 декабря 2024 года. Экологи указывали, что это ослабит охрану городских лесов и парков: земли ООЗТ, в отличие от ООПТ, можно отдавать под строительство автомобильных и железных дорог, трубопроводов, линий электропередач, зданий и парковок. Для этого достаточно решения градостроительно-земельной комиссии Москвы, председателем которой также является мэр города.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Драгоценные годы

Как дети оказываются рабочими на шахтах и золотых приисках

Прибери свою страну

Как защищать природу в России, не рискуя свободой. Обзор инициатив, доступных каждому

«Любую собаку нужно спасать домой»

Кто спасет вашего питомца, если он потеряется? Репортаж о ловцах, разыскивающих животных посреди мегаполиса

«Мы выходили из воды, а на теле оставались черные пятна»

История Питера ван дер Вольфа — эколога из Нидерландов, который живет на Сахалине, спасая животных от нефти, мусора и рыболовных сетей

Вулкан Щелба

Репортаж из кубанского села, живущего у горящей мусорной горы