НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Во время обсуждения в Госдуме кандидатуры на должность главы Минприроды депутат Олег Михайлов спросил Александра Козлова, рекомендованного президентом РФ к переназначению, о состоянии ООПТ и проектах, которые вызывают экологические протесты. Как заявил Козлов, решить накопившиеся проблемы и избежать недовольства граждан помогает развитие туризма. А еще поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которые разрешили капитальное строительство.
«Есть ощущение, что министр вопрос не очень услышал, потому что отвечал на что-то совсем другое. Это явно была домашняя заготовка. Он стал рассказывать про то, сколько туристов привлекли на территории ООПТ и сколько будут привлекать. Количество туристов сейчас — показатель работы системы ООПТ, что, с моей точки зрения, категорически неправильно, потому что основная задача заключается в сохранении биологического разнообразия и наиболее ценных участков природы», — объяснил в разговоре с «Кедром» эксперт по ООПТ, попросивший об анонимности.
Однако Минприроды фокусируется именно на туристической емкости природных территорий. Как заявили в ведомстве, в 2023 году ООПТ федерального значения посетили 14,5 млн человек. По сравнению с 2022 годом, турпоток увеличился на полмиллиона.
Чтобы распределить нагрузку на ООПТ, Минприроды решило определять места для реализации инвестиционных проектов — с учетом ландшафта, географического положения и транспортной доступности.
1 сентября 2023 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которые разрешают «рекреационные соглашения» в целях привлечения средств. Цель такого соглашения — обеспечение возможности капитального строительства в ООПТ.
«Ранее мы не готовы были обеспечить всю полностью инфраструктуру ООПТ за счет бюджетных средств, это большие деньги, сотни миллиардов рублей. Поэтому мы приняли закон, который позволяет развивать национальные парки. И самое главное, разобраться с землей, которая отведена в рекреационную деятельность, потому что до этого законодательно это не было урегулировано, что позволяло использовать эту землю для других целей. В том числе для строительства дороги в природном парке “Волго-Ахтубинская пойма” и выдачи новой лицензии на добычу золота в нацпарке “Югыд Ва” в Республике Коми в 2021 году», — резюмировал Александр Козлов.
Однако, как уточнил нашему изданию эксперт, проблемы нацпарков с разрешением рекреационной деятельности никуда не исчезли: «Нужно помнить, что во многих регионах именно капитальное строительство и растущий туристический поток становятся угрозой ООПТ — вспомнить ту же историю с плато Лаго-Наки, где хотят сделать горнолыжный курорт».
Ранее «Кедр» рассказывал, как на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО строят упомянутый горнолыжный курорт.