НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
UPD: По уточненным данным, на борту двух танкеров находилось порядка 8 тысяч тонн нефтепродуктов.
15 декабря в Керченском проливе во время шторма потерпели крушение два танкера, перевозивших в совокупности не менее 9 тысяч тонн мазута. Федеральное агентство морского и речного транспорта заявило о разливе нефтепродуктов, однако какое их количество попало в окружающую среду — неизвестно. На данный момент мазут дрейфует к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла. По оценкам экологов, есть серьезная угроза морской и прибрежной экосистемам. Вблизи места ЧП находятся Опукский заповедник и ландшафтно-рекреационный парк «Мыс Такиль».
«Мы сейчас еще ждем информацию со спутников, чтобы оценить площадь загрязнения. Воздействие, конечно, будет серьезным и длительным, учитывая, что сейчас холодное время года, испарение нефтепродуктов будет медленное. К тому же, в штормовую погоду практически невозможно использовать средства локализации и сбора. А когда шторм утихнет, тогда уже нефть, конечно, распространится на большую территорию, и ее будет трудно собрать», — рассказал «Кедру» эксперт, пожелавший остаться анонимным.
Он также отметил, что танкеры «Волгонефть» (типа река-море) обычно берут около 5 тысяч тонн груза, к тому же нельзя забывать о нескольких сотнях тонн топлива, используемых самими судами: «Можно говорить о 10 тысячах тонн потенциального загрязнения. Сколько реально попало в море, сейчас, конечно, трудно сказать. Но судя по тому, что я видел, думаю, что большая часть груза».
По словам эколога, есть угроза загрязнения прибрежной зоны и пляжей. К тому же, пострадают морские животные и птицы. Так, когда в 2007 году в Керченском проливе произошла подобная ситуация — затонуло четыре танкера, и произошел разлив нефтепродуктов, погибли тысячи птиц, «и буквально единицы удалось отмыть и спасти». По прошествии лет, технологии отмывания птиц от нефтепродуктов остаются несовершенными, рассказывает специалист. Ситуацию усугубляет тот факт, что разобраться с последствиями прошлой аварии помогали специалисты из Европы. В 2024 году такой возможности не будет, а многие международные профильные организации сейчас не работают в России, объясняет эксперт.
В разговоре с «Кедром» специалист заявил, что уроки трагедии 2007 года не были усвоены, и потому ситуация повторилась: «Еще тогда мы говорили, что эти суда не выдерживают никакой критики в плане безопасности. Либо надо вообще прекратить их эксплуатацию, либо, по крайней мере, вводить жесткие ограничения [на их рейды] с ухудшением погоды. Либо их не довели до капитанов, либо нет таких ограничений».
О том, что подобные суда не предназначены для зимнего плавания, сообщил и председатель Азово-Донской территориальной организации Российского профсоюза моряков Леонид Глушак: «Эти “Волгонефти” по реке ходят, их на зиму ставят на отстой, как правило. У них навигация только с весны до зимы. Волны были до 3–4 метров, но для таких судов они опасны».
По мнению опрошенного «Кедром» эксперта, ответственность за произошедшее лежит в том числе и на компании «Роснефть», с НПЗ которой перевозились нефтепродукты: «В рамках современных стандартов корпоративной ответственности любая уважающая себя компания должна не только добывать и перерабатывать нефть, но и отвечать за безопасность перевозок. Поэтому, на самом деле, то, что они допускают такие опасные виды перевозки, тоже в зоне ответственности большой компании».
Утром в воскресенье судно «Волгонефть-212» подало сигнал о бедствии — у него оторвало носовую часть примерно в 8 километрах от берега в Керченском проливе. Следом за ним «Волгонефть-239» сначала лег в дрейф, а затем сел на мель в 80 метрах от порта Тамань. Экипаж первого эвакуировали в тот же день, сейчас его состав находится в больнице Анапы. Сообщается об одном погибшем. Спасательную операцию на втором судне завершили утром 16 декабря. Ранее ее пришлось приостановить из-за непогоды.
По факту крушения танкеров возбуждено два уголовных дела. Одно из них в связи со смертью члена экипажа судна «Волгонефть-212» переквалифицировали на более тяжкий состав — ч.2 ст. 263 УК РФ, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека. За ходом расследования также будет следить глава СК РФ Александр Бастрыкин. А специалисты Росприроднадзора с коллегами из Морспасслужбы проводят замеры для уточнения масштабов разлива нефтепродуктов и оценки его последствий. Часть резервуаров с мазутом на обоих танкерах осталась неповрежденной, сообщили ТАСС в оперативных службах.