Поддержать
Новости

«Нужно прямо сейчас развязывать руки надзорным органам». Эксперт — о том, как отмена моратория на проверки золотодобытчиков остановит уничтожение рек Пока без контроля остаются 2,8 тысячи предприятий, которые, судя по космическим снимкам, допустили более 5,5 тысячи нарушений за два года

23 мая 2024Читайте нас в Telegram
Фото: «Дела.ру»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Правительство РФ предлагает ужесточить контроль за поиском, оценкой, разведкой и добычей россыпного золота. Эту деятельность собираются перевести в более высокую категорию риска — что позволит своевременно проводить проверки и пресекать нарушения природоохранного законодательства. 

«Процесс освоения месторождений полезных ископаемых, начиная с геологоразведочных работ и заканчивая добычей полезных ископаемых, всегда сопряжен с негативным воздействием на окружающую среду и ее компоненты, — отмечается в пояснительной записке к проекту правительственного постановления. — При этом технология поиска и добычи золота за последние 200 лет практически не претерпела изменений, кроме увеличения масштаба деятельности и применения механизмов и машин, механизирующих процессы».

Золотодобытчики вырубают пойменные лесополосы, изменяют береговую линию и сооружают дамбы — иногда это приводит к уничтожению целых рек. 

99,7% объектов разведки и добычи золота невозможно контролировать из-за моратория на проверки предприятий. В 2022-2023 годах благодаря космическому мониторингу удалось выявить более 5,5 тысячи нарушений. Из них около 1,9 тысячи являются основанием для досрочного отзыва лицензии на пользование недрами.

«Безусловно, ужесточение контроля — шаг в правильном направлении. После того как весной 2022 года был фактически объявлен мораторий на проверки золотодобывающих предприятий, эффективность нашей работы по спутниковому мониторингу загрязнений рек от добычи россыпного золота резко упала. Надзорные органы, как правило, выносили предостережения потенциальным загрязнителям вместо проведения полномасштабных выездных проверок», — уточняет в разговоре с «Кедром» директор благотворительного фонда «Сохранение Сибири и Дальнего Востока» Александр Колотов.

Прямо сейчас против золотодобычи протестуют в Якутии — рядом с селом Тяна, где живут эвенки, компания Nordgold приступает к четвертой очереди расширения рудников. Как считают коренные жители, они потеряют возможность заниматься традиционными промыслами — охотой и оленеводством: золотодобыча уже уничтожает местные ландшафты. Чтобы остановить экспансию Nordgold, люди направили открытое письмо Владимиру Путину, главе Якутии Айсену Николаеву и главе Олекминского района Николаю Харбину. Никто из адресатов пока не комментировал проблему.

«Чтобы ситуация изменилась уже в этом промывочном сезоне, постановление правительства должно быть принято в оперативном режиме. Нужно прямо сейчас развязать руки надзорным органам и разрешить проверки, пока промсезон в Сибири и на Дальнем Востоке только начинается», — резюмирует Колотов. 

Ранее «Кедр» рассказывал, как российские промышленники и старатели осваивают новые прииски, пока во всем мире золотодобыча сокращается. Хотя власти признают: ущерб окружающей среде от золотодобычи исчисляется миллиардами рублей. Из-за этого доступа к чистой воде лишаются сотни сел и городов. 

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Поделить последнюю шкуру

Как в России ради развлечения и денег уничтожают гималайских медведей. Репортаж с Дальнего Востока

Угробить реку или остановить Шереметьево?

Как в городах России уничтожают малые реки, как люди с этим борются и почему сдаются

«Куда бы мы ни предложили мусор возить — везде найдутся активисты»

Репортаж из уральского села, где протест против мусорного полигона дошел до голодовки

Она вам не эколог

Портрет Ирины Макановой — самого скандального чиновника Минприроды, которой «нахрен не сдалась экология»

Пробочный эффект

Разбираем экологические последствия антиалкогольной кампании в СССР