НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Количество порывов на нефтепроводах в России растет — если в 2020 году было зафиксировано 8,6 тысяч инцидентов, то в 2023-м уже 14 000. Об этом сообщили на тематическом круглом столе Госдумы со ссылкой на данные Центрального диспетчерского управления Топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).
Рост числа аварий, по мнению экспертов, фиксируется из-за того, что нефтедобытчикам проще заплатить штраф, чем отслеживать состояние оборудования. Несмотря на то, что диагностирование нефтепроводов является частью требований «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», на практике эти нормы не всегда выполняются.
Участники круглого стола уточнили: «Нефтедобывающие компании не мотивированы поддерживать промысловые нефтепроводы в безаварийном состоянии путем регулярного диагностирования и ремонта или отбраковки аварийных участков. Часто порывы происходят на нефтепроводах с продленным сроком эксплуатации, получивших положительное заключение экспертизы промышленной безопасности».
При этом оплачивать штрафы оказывается выгоднее, чем вкладываться в своевременный ремонт и замену трубопроводов. Как отметили на круглом столе, в 2022 году одна из крупнейших топливных компаний «Роснефть» заплатила за весь экологический ущерб — в том числе нефтеразливы — всего 98 млн рублей.
Около 90% прорывов нефтепроводов произошло из-за коррозии. Обычно коррозия нефтепроводов возникает из-за примесей в сырой нефти — содержащиеся в ней вода и соли приводят к реакции окисления, которая повреждает металл. Однако возможны и другие причины: температура, скорость потока и качество самого оборудования.
Из-за неисправности запорной арматуры, установленной на емкости для хранения дизельного топлива, авария произошла 17 января 2023 года в селе Ярцево Красноярского края. Тогда с временного склада компании «Енисейэнергоком» утекло примерно 15 кубометров дизельного топлива. Нефть не попала в Енисей — наиболее крупную и полноводную реку региона — только благодаря своевременной обваловке места разлива.
Примечательно, что компании не всегда сообщают о разливах в надзорные органы сразу после их обнаружения. Например, 27 января 2023 года «Транснефть — Западная Сибирь» допустила разлив нефти в Омской области. О том, что около деревни Луговая разлилось около 60 кубических метров нефти, компания сообщила только на следующий день. Сумма штрафа, который заплатила «Транснефть» за сутки промедления, составила лишь 20 тысяч рублей. При этом выручка компании за прошлый год составила 50 млрд рублей.
Еще одна проблема — искажение и предоставление недостоверной информации о последствиях нефтеразливов. Полевой контроль подтверждает, что компании часто искажают данные, чтобы скрыть экологический ущерб. За недостоверные данные компании могут штрафовать. Однако размер штрафа ничтожно мал — от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц и от 50 до 200 тысяч рублей на юридических лиц.
Изменить ситуацию могли бы реформы законодательства. Поэтому эксперты призвали правительство разработать изменения в действующие нормативно-правовые акты и сформулировать четкие требования по экологическому контролю нефтепроизводств. Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, в свою очередь, попросили заняться мониторингом диагностики и отбраковки аварийных нефтепроводов.
В частности эксперты призвали внести изменения в Постановление Правительства от 10 марта 2022 года № 336 — этот документ ввел мораторий на осуществление проверок нарушений природоохранного законодательства. Так государство решило поддержать предпринимательство в условиях санкций. Сейчас плановые проверки могут проводиться только на объектах с чрезвычайно высокими и высокими категориями риска. Внеплановые — по особым поручениям. О необходимости снять мораторий говорят уже несколько лет. Последний такой призыв в ноябре 2024 года озвучила общественная инициатива «Лучшая Самара». В адрес Правительства уже направлено соответствующее обращение.