Поддержать
Новости

Красноярский край, Свердловская и Иркутская области больше всего пострадают от изменения климата  К таким выводам пришли ученые из НИУ ВШЭ и РАН

02 июля 2025Читайте нас в Telegram
Фото: НИУ ВШЭ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Ученые из НИУ ВШЭ и РАН составили рейтинг российских регионов по уровню климатического риска. Он опубликован в научном журнале Science of the Total Environment.

При создании рейтинга ученые учитывали пять основных опасностей — жару, водный стресс, лесные пожары, экстремальные осадки и деградацию вечной мерзлоты. 

В результате в трех регионах оказалось сразу по четыре риска — это Красноярский край, Иркутская и Свердловская области. В Красноярском крае и Иркутской области основные риски — волны жары, лесные пожары, экстремальные осадки и деградация вечной мерзлоты. В Свердловской области — экстремальные осадки, волны тепла, водный стресс и лесные пожары. 

В число наиболее уязвимых также вошли Амурская, Архангельская, Ленинградская, Московская области, Забайкальский, Краснодарский и Хабаровский края, Башкортостан и Коми.

Кроме того, ученые выяснили, что:

  • Риск волн жары наиболее релевантен для регионов средней полосы и юга европейской территории России. 
  • Влияние водного стресса на сельское хозяйство сильнее всего проявляется на юге европейской части России, в Поволжье и на юге Урала.
  • Риску лесных пожаров наиболее подвержены регионы центра Сибири. 
  • Экстремальные осадки особенно распространены на юге Дальнего Востока и в отдельных районах европейской части страны. 
  • Риск деградации вечной мерзлоты характерен для северо-восточных районов России.

«Климатические риски важно оценивать в первую очередь для тех частей территории, где реально живут люди, — объясняет один из авторов исследования, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Александр Шелудков. — Волны жары и холода мы оценивали с учетом численности населения. При изучении влияния лесных пожаров принимали во внимание распределение лесов, а для оценки рисков, связанных с засухами, — сельскохозяйственных земель».

Глава научно-учебной лаборатории экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Марков считает, что рейтинг можно использовать для создания более эффективных региональных планов адаптации к климатическим изменениям. 

К 2050 году ущерб только от деформации зданий в Арктике из-за таяния вечной мерзлоты может составить семь триллионов рублей. Исследователи также отмечают, что в арктических регионах из-за изменения климата где-то потребуется отселение поселков, где-то местность превратится в болота, где-то увеличится количество пожаров. В 2025 году российские регионы свои адаптационные планы как раз обновляют.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге