НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
При ликвидации последствий разлива мазута в Черном море до сих пор не исключено загрязнение из затонувших отсеков танкера «Волгонефть-212» и носовой части «Волгонефти-239», а также не защищены особо охраняемые природные территории. Об этом в разговоре с «Кедром» сообщил эколог, мониторящий развитие ситуации с разливом мазута.
«На данный момент откачка топлива с танкера “Волгонефть-239” действительно производится, но только с кормовой части, выброшенной на берег. Вокруг нее сделана обваловка, которая укреплена бетонными блоками. Ведется и откачка из “бассейна”, который образовался вокруг этой части танкера. Из одного из танков, как вчера сообщалось, мазут откачали полностью. По остальным частям танкеров, которые затонули, ведется только водолазное обследование, но никаких действий ни по подъему, ни по откачке не проводится», — сказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что приоритет понятен — была угроза того, что часть не затонувшего судна разобьется о берег, и с этой точки зрения она более опасна, в то время как находящиеся на дне части пока представляют меньшую угрозу. Но в случае повышения температуры воды некоторые фракции мазута могут вырваться на поверхность, что повлечет новые серьезные загрязнения.
Экологи в первые дни катастрофы говорили об опасном положении особо охраняемых природных территорий, в частности — Тамано-Запорожского заказника, где на зимовке пребывает до миллиона птиц. 12 января в прибрежной зоне на территории заказника обнаружили нефтепродукты и первых мертвых птиц. По словам опрошенного «Кедром» эколога, появилась информация о выявлении мазутного загрязнения в Азовском море в районе Приазовского федерального заказника. Специалист подчеркнул, что, по имеющимся у него данным, пока власти не принимают значимых мер по защите этих территорий. В январе эксперты акцентировали внимание на том, что в Тамано-Запорожском заказнике не установлены боновые заграждения, что и повлекло его загрязнение.
«Я думаю, [власти не приняли мер по защите заказников] потому что больше внимания уделяется пляжам. С точки зрения, скажем так, людей — понятно, но с точки зрения природы это плохо. Мое мнение — просто недостаточно сил для того, чтобы одновременно решать все задачи. Плюс вообще не факт, что хватает оборудования», — объясняет эксперт.
В декабре 2024 года, вскоре после крушения танкеров в Керченском проливе, природоохранный проект «Земля касается каждого» запустил петицию, в которой экологи обозначили восемь действий, необходимых для ликвидации загрязнения. Среди них — локализация мазутного пятна, увеличение численности сотрудников МЧС и других ведомств, участвующих в уборке мазутного загрязнения, а также увеличение количества техники. В настоящий момент из обозначенных специалистами пунктов выполнен только один — введен режим ЧС федерального масштаба.
По некоторым пунктам — напротив, есть ухудшение. Так, если в декабре 2024 года в операции по ликвидации последствий аварии было задействовано более 8 000 человек и 800 единиц техники, то 19 января ведомство сообщило, что группировка стала почти в два раза меньше — 4 300 человек и свыше 730 единиц техники.
В настоящий момент петицию с требованием выполнить предложения экологов подписали 20 539 человек. Присоединиться к ним можно здесь.
15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые перевозили около 9 тысяч тонн мазута. Около 40% топлива попало в море, и уже 17 декабря нефтепродукты обнаружили на черноморском побережье. Уже больше месяца с момента аварии спасатели и волонтеры спасают перепачканных в мазуте птиц и собирают нефтепродукты на береговой линии. При этом периодически они продолжают сталкиваться с повторным загрязнением уже убранных территорий.