Поддержать
Новости

Экокатастрофа на Урале: в реке, которая стала зеленой из-за добычи меди, зафиксировано рекордное загрязнение Промышленники обещают решить проблему с 2017 года, но ситуация становится только хуже

13 июня 2024Читайте нас в Telegram
Один из притоков Сосьвы. Июль 2023 года. Фото: Андрей Бортко

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Уральское управление Росгидромета зафиксировало в реке Сосьве на севере Свердловской области рекордное загрязнение металлами. Концентрация меди в воде превышает предельно допустимый уровень в 309 раз, цинка — в 179,1 раза, марганца — в 70 раз. «Кедр» промониторил отчеты Росгидромета и выяснил, что это самые большие показатели загрязнений, зафиксированные ведомством с 2011 года — с момента, когда вблизи притоков Сосьвы началась активная разработка Ново-Шемурского месторождения медно-колчеданных руд.

Местные жители считают, что реальное загрязнение реки может быть куда сильнее.

— Росгидромет отбирает воду в том месте, где в еще чистую Сосьву впадает уже загрязненная металлами река Шегультан. Причем делается это с дальнего от Шегультана берега, — говорит один из местных жителей. — То есть доля чистой воды в этом месте еще значительна.

Предположения жителей косвенно подтверждаются результатами лабораторных анализов воды из самого Шегультана и впадаюшей в него реки Ольховки, которые журналисты «Кедра» отбирали в июле 2023 года: в Шегультане концентрация меди превышала предельно допустимые показатели в 2 040 раз, цинка — в 362 раза. В Ольховке допустимое содержание меди было превышено в 63 000 раз, цинка — в 11 200 раз.

Справка Росгидромета о загрязнении Сосьвы отражает состояние реки на апрель 2024 года, но это и беспокоит местных: они замечают, что весной вода в реках чище, чем летом, потому что ее сильно разбавляет тающий снег. Предыдущий рекорд действительно был установлен в августе 2022 года: концентрация меди в Сосьве тогда превышала допустимые показатели в 290 раз, цинка — в 119 раз.

Загрязнение рек на севере Урала было впервые выявлено в 2017 году, когда из кранов жителей 14-тысячного города Ивделя потекла зеленая вода. Город забирает воду из одноименной реки, которая также стала зеленой. Впоследствии выяснилось, что загрязнение затронуло еще шесть рек: Тальтию, Банную, Ольховку, Тамшер, Шегультан и Черную. А его источником стали отвалы Ново-Шемурского месторождения, на котором с 2011 года добывает медную руду Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), крупнейший производитель меди в России. Чистая прибыль компании за 2023 год — 29,24 млрд рублей.

В УГМК проблему загрязнения рек признают. И с 2018 года обещают ее решить за счет модернизации очистных сооружений на разрабатываемом месторождении. Однако де-факто ситуация не улучшается, а становится хуже: с 2018 года на загрязнение реки стали жаловаться и жители сел, расположенных на Сосьве.

В прошлом году журналисты «Кедра» съездили в экспедицию по загрязненным рекам на севере Урала, в ходе которой пробрались на Ново-Шемурское месторождение и зафиксировали сброс сточных вод зеленого цвета в ближайший к месту промышленных разработок лес. Экологи тогда объяснили, что из-под отвалов месторождения сочится медный купорос, именно он делает реки зелеными. Отравленные Ольховка, Шегультан и Сосьва, в которых уже давно нет рыбы, и по берегам которых гибнут лес и животные; местные жители, вынужденные пить воду из этих рек; и большие деньги, которые делаются на фоне экокатастрофы, — в нашем репортаже.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Почему убили Терека?

И что не так с программой возвращения леопардов на Кавказ. Разбираемся с учеными и экологами

«Говорили, что нам выпала великая честь»

Свидетельства людей, переживших ядерный взрыв в Оренбургской области. К годовщине тоцкой трагедии

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?