В 2009 году зоолог Сергей Колчин принял на «воспитание» трех детенышей-сирот гималайского медведя — Яшку, Шума и Шикшу, оставшихся без матери по вине человека. Ученый полтора года жил с медвежатами в тайге, а после завершения реабилитации выпустил их в природу.
«Кедр.медиа» представляет спецпроект «Истории о гималайских медведях», в основу которого легли съемки, сделанные во время работы зоолога с медвежатами, а также — кадры удивительного мира уссурийской тайги и его обитателей.
Эпизод 1. Гималайский медведь и его среда обитания
На юге Дальнего Востока, в уссурийских лесах, живут гималайские медведи. Они строят гнезда на деревьях, где питаются, отдыхают и прячутся от опасности. Они устраивают берлоги в дуплах, где проводят зиму и где у медведиц рождаются медвежата. Но из-за вырубок леса, охоты и браконьерства выживать им все сложнее…
Эпизод 2. Как медвежата становятся сиротами
Потомство у медведей появляется в берлогах, в период зимнего сна — примерно с конца декабря до первой половины января. В это время к людям и попадают медвежата-сироты. Как это происходит? Во-первых, в процессе лесозаготовок лесорубы могут потревожить медведицу: например, спиливают дерево, в котором она спит вместе со своим потомством, или шумят, и побеспокоенная самка сама покидает берлогу. Кроме того, медвежата попадают к человеку после зимней охоты на берлоге. Обнаружив в берлоге новорожденных медвежат, люди часто приносят их в поселки. В дальнейшем у медвежат-сирот есть два пути: они становятся пожизненными пленниками человека или — если медвежата попадут в руки специалистов — после специальной подготовки их можно благополучно вернуть назад в природу.
Эпизод 3. Следуй за мной! Реабилитация сирот
В основе приобретения медвежонком всех необходимых для жизни в лесу навыков лежит инстинкт. Поэтому при условии ежедневного контакта с естественной средой медвежата-сироты самостоятельно обучаются всем премудростям лесной жизни и могут быть возвращены в природу.
Медвежата инстинктивно стремятся следовать за матерью: реакция следования сохраняется у них до самого распада семейной группы. Этот же принцип лежит в основе образования «внутрисемейной» связи между медвежатами и зоологом, который свободно водит их по лесу: попав к человеку из берлоги в возрасте 1,5–2,5 месяца, детеныши «запечатлевают» образ человека, который для них отныне — мать. Своим присутствием в лесу рядом с медвежатами-сиротами зоолог обеспечивает им защиту от крупных хищников, чтобы они могли развиваться в своей среде: знакомиться с лесной жизнью, поедать естественные корма, исследовать берлоги. При этом важно сохранить у медвежат врожденный страх перед человеком как видом.
В 2009–2010 годах к хабаровским зоологам попали на «воспитание» три первые медвежонка, осиротевшие после охоты на берлоге. Самый рослый, медвежонок-самец из Приморья, получил имя Яшка. Он был особенно непоседлив, самоуверен, любознателен и упрям. Последнее качество в наибольшей степени характеризовало его типично медвежью натуру. Являясь доминантом в группе, Яшка властвовал над двумя другими медвежатами — братом и сестрой, Шумом и Шикшей. При этом своенравная и отважная медведица Шикша умела постоять за себя и часто давала отпор, а робкий медвежонок Шум откровенно побаивался Яшку и в короткой схватке обычно уступал ему найденный муравейник, кедровую шишку или кладку рябчика. Но несмотря на частые ссоры, медвежата были дружной и сплоченной командой.
Эпизод 4. Гнезда на деревьях. Питание
Уже в первый год у медвежат закладываются стереотипы пищедобывательного поведения: весной и в начале лета они поедают травянистые растения, листья, насекомых, а ближе к осени переходят на древесные корма.
Питаясь плодами черемухи, дуба или кедра, гималайские медведи сооружают кормовые гнезда: поднимаются в крону дерева, обламывают и объедают ветви, а затем укладывают их в удобную «сидушку», на которой можно кормиться и отдыхать несколько часов. Полудревесный образ жизни дает гималайцам преимущество перед конкурентами (кабанами, бурыми медведями), поскольку они начинают поедать орехи и желуди еще до окончательного их созревания и опадания.
Особое лакомство для гималайского медведя — личинки ос. Эти насекомые устраивают свои гнезда либо в земле, на небольшой глубине, либо на деревьях. Обнаружив такое гнездо, медвежата нередко устраивают драки. А жалящие осы добавляют им азарта. В драке содержимое гнезда смешивается с лесной подстилкой, но медвежата уже не могут остановиться. Внешне может показаться, что они готовы убить друг друга — но ничего подобного. Громкие крики и удары лапами рассчитаны больше на то, чтобы запугать противника. При этом медвежата не держат обид, и, подравшись, тут же могут начать играть друг с другом.
Эпизод 5. Берлога в дереве
В дуплах старых деревьев гималайские медведи проводят зимний сон, отдыхают и прячутся от опасности. Здесь же у медведиц появляются на свет медвежата. В дупле живого дерева, устланного внутри соскобленной трухой, зимой тепло, а летом — прохладно.
В лесах юга Дальнего Востока медведи могут зимовать в деревьях десяти видов. Основные из них — липа амурская, кедр корейский и тополь Максимовича. Эти деревья достигают необходимых для берлоги размеров и в них часто встречаются гнилые полости, которые и занимают медведи. Дупла медведи выбирают пока тепло: заглядывают в те, что встречают в лесу, исследуют их. Если медведь подошел к дуплу, а оно уже занято, конфликтов между животными, как правило, не возникает. Действует принцип первенства: кто первый залег, того и берлога.
Поражает, насколько крупные медведи могут проникать в достаточно небольшие дупла. Несмотря на то, что медведь к зиме может быть достаточно упитанным и вес может достигать 200 кг, в сравнительно небольшое дупло он все равно пролезет — главное, чтобы прошла голова.
Для гималайских медведей важны малонарушенные леса — в них много старых дуплистых деревьев. А в лесах, пройденных рубками, таких деревьев не остается, и тогда медведи вынуждены зимовать прямо на поверхности земли, подвергая себя смертельной опасности.
Эпизод 6. Опасные соседи
Тигр, бурый и гималайский медведи — самые крупные хищники Дальнего Востока, обитающие в тесном соседстве друг с другом. Взаимоотношения этих видов сложны и неоднозначны. Медведи — обычная добыча тигра. Но если крупные самцы бурого медведя могут постоять за себя и сами представляют опасность для самок и молодых тигров, то гималайский медведь — добыча более легкая. При встрече с тигром или бурым медведем этот зверь предпочитает влезть на дерево, где становится недоступным.
Получать информацию друг о друге они предпочитают опосредованно — через изучение (обнюхивание) маркировочных деревьев. Для оставления взаимных посланий животные выбирают деревья, выделяющиеся на общем фоне: те, что имеют искривленный ствол, или растут у прижимов реки к горному склону, на хребтах или опушках леса, где проходят звериные тропы.
На них хищники оставляют запаховые и визуальные метки: активно трутся о ствол, кусают и царапают его. Тигры, кроме того, маркируют дерево мочой и экскретом прианальных желез.
Исследуя маркировочное дерево, животные «собирают» информацию о других обитателях леса. Происходит обмен данными, без прямых столкновений и конфликтов, — лесная почта, или соцсеть. Так деревья помогают безопасно сосуществовать хищникам на одной территории.
Эпизод 7. Медвежья семья
В норме взрослые гималайские медведи ведут одиночный образ жизни. Самка встречается с самцом только на короткий период размножения — неделя или несколько дней. Поэтому «семья» применительно к медведям — это в первую очередь мать и детеныши.
Медвежата у гималайских медведей рождаются в январе, когда самка находится в берлоге в состоянии зимнего сна. Примерно до возраста 3,5–4 месяца медвежата живут с медведицей в берлоге и питаются молоком, которое вырабатывается у нее за счет жировых отложений. К моменту выхода из убежища в апреле-мае вес медвежат составляет уже 5–6 кг. Медвежата живут с матерью до возраста 1,5 лет — сопровождают ее в течение лета, осени и вместе с ней залегают в берлогу, уже будучи годовалыми. А следующим летом, когда начинается период размножения и рядом с самкой появляются взрослые самцы, детеныши отходят от матери.
А еще этот эпизод рассказывает о важном событии в жизни медведицы-сироты Шикши и зоолога Сергея Колчина, который занимался ее реабилитацией и выпуском в природу, — об их неожиданной встрече два года спустя, когда зоолог уже работал с новой партией медвежат. Именно это событие объясняет название сериала — «Здравствуй, Шикша!». Смотрите, как все произошло.
Эпизод 8. Почему их нужно сохранить
Вырубка лесов наносит катастрофический удар по популяции гималайского медведя в России. В результате рубок в кедрово-широколиственных лесах снижается биомасса орехов и желудей — основных кормов медведя.
Неблагополучие наблюдается и в популяциях других обитателей тайги — например, тигра. В последние две зимы на Дальнем Востоке находят много тигрят-сирот. При этом не обязательно их мать, тигрицу, убивают браконьеры. Тигрица может оставить выводок, если не в состоянии прокормить даже себя.
Все это — признаки глобальных негативных перестроек в природных экосистемах, которые наносят удар по популяциям редких видов животных и их среде обитания.
Кедрово-широколиственные леса как экосистемы формировались на протяжении тысячелетий. А человек за какие-то десятилетия преобразил их до неузнаваемости: там, где 50–70 лет назад лес подвергся рубкам, до сих пор на месте кедровника растут береза и осина. Эти низкопродуктивные мелколиственные леса не имеют большого значения для тигра, гималайского медведя и многих других видов. Потребуются многие столетия, чтобы кедрово-широколиственные леса вернулись к своему первоначальному облику.