Поддержать
Сюжеты

Вулкан Щелба Репортаж из кубанского села, живущего у горящей мусорной горы

20 марта 2025Читайте нас в Telegram
Борисовка. Фото: Кедр

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Борисовка — 12-тысячное село, сливающееся домами с Новороссийском. В конце 80-х и начале 90-х годов участки под строительство здесь раздавали учителям и военным. И сегодня тут сплошь частные владения: скромные дома перемежаются с современными коттеджами. На участках высажены розы, виноград и яблони.

Жителям домов, которые расположены на горе Щелба, открывается живописный вид на Новороссийск и Черное море. А еще — на не менее «живописный» мусорный полигон, выросший за пятнадцать лет в отдельную гору. В 2022 году из-за перегруженности его планировали закрыть и рекультивировать, но этого не сделали. Круглый год по Борисовке летают пакеты, а летом появляется зловоние от гниющего на жаре мусора и запах гари — свалка, по словам местных, горит каждое лето.

В октябре 2024 года селян потрясла новость: рядом с так и не закрытым мусорным полигоном власти Новороссийска решили построить новый на 20 га. Для этого планируют вырубить участок леса. Люди записали видеообращение к Владимиру Путину, в котором, во-первых, выразили несогласие с появлением в Борисовке нового полигона, а во-вторых — возмутились, как легко нашлась для него земля.

Дело в том, что Борисовка — село хоть и большое, но инфраструктурой обделенное. Особенно людей расстраивает, что у них нет школы. «В нашем селе живет более 12 000 человек и около 2000 учеников, но места для школы нет. Дети и родители вынуждены мучаться в пробках, чтобы получить доступ к знаниям. Получается, что для свалки найти место можно, а для школы нет?» — сетовали жители в обращении к президенту.

Корреспондентка «Кедра» отправилась в Борисовку, чтобы рассказать, как живут люди рядом с горой мусора, которая горит и травит все вокруг себя.

Вид на город со стороны свалки. Фото: Кедр

«Хватит нас травить»

С Владимиром, активным участником протестов против расширения свалки, мы встречаемся в центре Новороссийска. Он предлагает отправиться на противоположную от Борисовки сторону горы Щелба, чтобы посмотреть, как фильтрат с полигона попадает в ручьи и почву, а оттуда, по его словам, с подземными водами и в скважины селян.

Владимир — мужчина лет сорока, с темно-русыми волосами в неприметной одежде. Он живет в Новороссийске всю жизнь, помнит и город, и Борисовку без полигона.

— Раньше здесь не было столько жителей, которые создают мусор, — говорит он. — Кроме того, с 2016 года к нам везут еще и отходы со всего курортного Геленджикского района из-за закрытия свалки под Кабардинкой.

Рассказывает, что однажды жители Борисовки посчитали: за день по улице Нины Марухно в сторону горы Щелба проезжает до 400 мусоровозов.

Активная фаза борьбы за закрытие и рекультивацию полигона идет уже три года. Осенью 2024-го местные жители провели автопробег, наклеили на автомобили стикеры «Хватит нас травить!» и создали чат, в котором фиксируют нарушения, связанные с работой полигона. Но власти не реагируют на их активность.

— От полигона до ближайших домов — меньше 500 метров, хотя по закону должно быть не менее 1000.

Фильтрат в ручье под свалкой. Фото: Кедр

Обращаю внимание, что на автомобиле Владимира нет наклейки «Против мусорного полигона». На вопрос почему он отвечает так: «Эта наклейка как красная тряпка для быка. Я не могу подставить под удар свой автомобиль. Мусорщикам не составит труда заплатить каким-нибудь маргиналам, чтобы разбили стекла».

Ветер поднимает в воздух одноразовые стаканчики и пакеты, выпавшие то ли из ближайшего мусорного контейнера, то ли из грузовой машины, которая везет отходы на полигон.

Мусорные ручьи

В январе 2025 года у мусорного полигона сменился собственник — теперь это созданный по поручению Владимира Путина «Российский экологический оператор» (РЭО). До этого на протяжении 16 лет свалку эксплуатировала компания «Терра-Н», которой владеет семья бывшего мэра Новороссийска и депутата Госдумы Владимира Синяговского.

Свалка в Борисовке, по словам местных жителей, появилась в 2009 году, а официально в государственный реестр объектов размещения отходов попала лишь в 2016-м. Изначально сюда везли мусор только из Новороссийска и его окрестностей, но после присвоения официального статуса стали везти и из курортного Геленджика. Многие жители Борисовки считают, что геленджикский мусор везут к ним, потому что город и его окрестности облюбовал зампред правительства России Денис Мантуров, близкие которого, как пишут СМИ, владеют на курорте элитной недвижимостью и виноградниками.

Полигон находится в бассейне двух крупнейших рек Новороссийска, Цемеса и Озерейки, впадающих в Черное море. Реки обвивают гору Щелба, на которой находится свалка, с двух сторон. Местные горько шутят, называя Щелбу «горой в 300 метров»: сама она — 250-метровая, но мусор добавляет еще 50.

Свалка. Фото: Кедр

Полигон, пока им владела «Терра-Н», работал с нарушениями, причем серьезные: загрязнения почвы и рек. Неоднократно в Цемесе и Озерейке, а также в небольших ручьях, впадающих в них, обнаруживали мусорный фильтрат с повышенным содержанием легкоокисляемых органических веществ, ионов аммония, нефтепродуктов, поверхностно-активных веществ (ПАВ), железа и т. д. Как рассказывает Владимир, фильтрат с полигона попадает не только в эти реки и ручьи, но и проникает глубже в грунтовые воды, а оттуда — в скважины с водой, которые жители Борисовки используют в бытовых целях и для питья.

Проверить на деле это очень сложно. Скважины жители делают сами — зачастую с нарушениями, — заказывать проверки они боятся. Но в 2023 году специалисты из Минприроды Краснодарского края взяли пробы воды и подтвердили, что переживания местных жителей обоснованы: превышение предельно допустимых концентраций ионов аммония, нефтепродуктов и других вредных веществ обнаружили и в Цемесе, и в притоках Озерейки. «Качественный состав загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Цемес и левый приток реки Озерейки, соответствует качественному составу загрязняющих веществ в сточной воде, отобранной из пруда-накопителя на территории полигона твердых бытовых отходов “Терра-Н”», — заключили в краевом Минприроды.

Отправляемся с Владимиром посмотреть, как выглядят сейчас ручьи, куда попадает фильтрат с полигона, и неожиданно выясняем, что дорога к ним перекопана и завалена толстыми ветками. Пробираемся сквозь бурелом и насыпи свежей земли. Наконец доходим до ручьев. Запаха у воды нет — это весомый аргумент для властей в споре с теми, кто говорит, что в нее попадают отходы. Но сама она отчего-то коричневая.

Борисовка. Фото: Кедр

По словам местных активистов, на полигоне есть две линии переработки отходов, но большинство мусоровозов поднимаются на самый верх мусорной горы, минуя павильон с линиями сортировки. Пересыпания мусора нет, поэтому свалка «бродит», а еще образует метан, который загрязняет воздух. Полигон — частная собственность, куда нельзя попасть просто так. Общественников допустили лишь однажды, создав для них «показушный разбор мусора».

Пожары на свалке — дело частое. Особенно в летний период. Летом 2024 года мусорный полигон горел дважды: первый раз в июне площадь пожара охватила 1000 м² свалки, во второй раз огонь распространился на 2000 м². Но местные активисты утверждают: официальная площадь пожара занижена.

«Вулкан Щелба — проснулся! — писал о первом в 2024 году летнем пожаре местный активист Сергей Стряпухин. — Днем 9 июня 2024 года началось “извержение” мусорного полигона на горе Щелба. Местные жители, особенно в ночное время, фиксируют над полигоном языки пламени и задыхаются от едкого дыма».

Вид на бетонку. Фото: Кедр

После пожара, который начался 23 августа 2024 года, полигон несколько дней не принимал отходы, и региональный оператор ООО «ЭкоЮг» должен был отвозить мусор по запасному варианту — на полигон в Темрюкский район, но вместо этого отходы начали складировать на пустыре в Новороссийске. По словам жителей, несколько дней мусорная куча лежала на неизолированном грунте под дождем и ветром.

По дороге к полигону к нам присоединяется местный житель Николай Николаевич (имя изменено), он подъезжает на мотоцикле, но оставляет его и пересаживается в наш автомобиль, чтобы поделиться насущными проблемами:

— Из-за пожара полигон закрывали, но за этот период в городе образовались горы мусора. При этом «Терра-Н» отказалась увеличить время работы для ускорения очистки города.

После случившегося пожара на директора «Терра-Н» возбудили уголовное дело по статье 247 УК РФ («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»). Глава Росприроднадзора Светлана Радионова пообещала добиться закрытия полигона. По ее словам, вместимость свалки была исчерпана еще в мае 2023 года.

Однако подробностей о расследовании уголовного дела с тех пор не последовало, а полигон не просто не закрыли, но и решили расширять.

Мусорный полигон вновь загорелся в ночь на 13 марта 2025 года. По словам мэра Новороссийска Андрея Кравченко, на тушение отправили пять пожарных расчетов, причина пожара пока неизвестна.

«Ближайшая школа — в пяти километрах»

В ноябре 2024 года в Новороссийске приняли новый генплан, согласно которому для строительства нового мусорного полигона в Борисовке вырубят лес — общая площадь, отведенная под хранение отходов, составит 20 га. Таким образом региональные власти обещают рекультивировать уже переполненный старый полигон.

Мусорные машины перед въездом на свалку. Фото: Кедр

Николай Николаевич рассказывает, что местные жители давно просят администрацию города построить в селе школу. Когда Борисовка была в четыре раза меньше по площади и количеству проживающих, дети ездили в школу за 5 км от села. Сейчас часть детей ездит туда же, а другая — в школу, расположенную в 13-м микрорайоне Новороссийска, в 3 км от Борисовки. По подсчетам местных жителей, детей школьного возраста в поселке больше 2000.

Местную жительницу Анну пугают мысли о том, что скоро ребенка нужно отправлять в школу:

— Ближайшая к нам школа в 5 км, школьного автобуса не дают. Выделили три муниципальных автобуса, где у детей по проездному бесплатный проезд, но на линию выходит всего один. А от меня только до ближайшей остановки 2 км.

Другая жительница пишет в закрытом чате, что зимой ее ребенок мерзнет на остановке в ожидании автобуса: «Каждый день ребенок после второй смены не может по два часа уехать с остановки Западный рынок в Борисовку. Людей битком — и взрослых и детей, маршрутки приходят уже заполненные. <…> Где дети должны использовать свои проездные, если муниципального транспорта у нас в Борисовке нет?»

Жители села писали официальные запросы в администрацию с просьбой выделить земельный участок и построить школу в Борисовке. Но ответ был отрицательным: «В селе Борисовка отсутствует земельный участок площадью 2,5 га необходимый для строительства школы на 1100 мест». Детям, проживающим в селе, предлагают альтернативу — школу, которая будет построена в районе Цемдолина. Но по словам одной из местных жительниц, новая школа не сможет вместить всех желающих и для многих тоже будет далеко.

Под свалкой на территории, которую запланировали в 2008 под строительство школы, складируют шины. Фото: Кедр

Достаточно — работать по правилам

Жители Борисовки сами придумали, как избавиться от полигона. Начать они предлагают с сортировки мусора. Вроде бы власти услышали их и полтора года назад закупили желтые контейнеры, предназначенные для сухих пластиковых отходов. Но они оказались тяжелыми и не подошли по весу для мусоровозов. Поэтому спустя два месяца их убрали с улиц. На новые заменили только в начале 2025 года.

Теперь люди предлагают пойти дальше: создать на удалении от населенных пунктов экотехнопарк, который будет иметь мусоросортировочный цех и цеха по переработке разных видов отходов. Работу экотехнопарка жители предлагают сделать максимально прозрачной — допускать туда общественников и экологов, которые смогут видеть, как перерабатывается отсортированный мусор.

По словам эколога, говорившего с «Кедром» на условии анонимности, «букет» нарушений на полигоне в Борисовке стал следствием игнорирования обязательных технологических регламентов. Эксперт полагает, что самым правильным решением сейчас стала бы организация работы полигона в соответствии с действующими требованиями СанПиН и СП по эксплуатации полигонов, включая сбор фильтрата и его обезвреживание, своевременное пересыпание слоев отходов слоями изолирующих грунтов, установку сеточных конструкций для предотвращения разноса мусора ветром.

Бетонная дорога от свалки. Фото: Кедр

Идею жителей о создании экотехнопарка эксперт называет хорошей, но в текущих реалиях едва ли выполнимой так, как это представляют себе люди.

— Если бы был эффективный государственный экологический надзор — то да. А сейчас, в период моратория на проверки юрлиц, он фактически низведен до формального профилактического общения между инспектором и проверяемым по интернету, — говорит собеседник «Кедра».

Новый собственник и правда обещает изменить подход к работе с мусором в Борисовке. «Российский экологический оператор» уже заявил, что планирует наладить переработку отходов и установить очистные фильтры, чтобы защитить Цемес и Озерейку. Для этого, правда, территорию свалки по-прежнему планируют расширять на 20 га — иначе поставить «производственный комплекс», на котором планируется сортировать мусор, невозможно.

А вот строительства школы жителям Борисовки ждать по-прежнему не приходится.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге