Поддержать
Сюжеты

«У крупного бизнеса нет друзей» «Норникель» провел в Мурманске общественные слушания по экологии. Но пока — без местных жителей

16 июня 2022Читайте нас в Telegram
Уборка ТЭЦ-3, ликвидация разлива. Июнь, 2020 года. Фото: Норникель

В деловом центре «Арктика» в Мурманске прошел первый этап обсуждения планов реализации политики в регионах присутствия «Норникеля».

Зал был выбран будто нарочно неудобным. Вместо одного из просторных конференц-помещений, организаторы решили собрать всех интересантов в скромной локации, рассчитанной на 30-40 человек. Но состав делегаций все равно оказался внушительным.

В качестве спикеров на «общественных обсуждениях» выступали топ-менеджеры «Норникеля», представители экологических организаций, а также чиновники из Мурманской области и сотрудники региональных учреждений.

Первым выступающим стал член совета директоров компании Андрей Бугров, который сразу же дал понять, как видит для себя эти «общественные обсуждения»: «У крупного бизнеса нет друзей. Жизненный опыт показывает, что друзья уходят и приходят, а враги накапливаются. Это факт, с которым приходится мириться, потому что помимо общественного интереса к тому, что делает крупный бизнес, который чаще муссируется на негативных аспектах, он есть и к производительной деятельности в окружающей среде. Общественный интерес [к этому] существенный последние лет 10. И сильно вырос. Соответственно, и для крупного бизнеса возникает встречная задача — побудить и общественность, чтобы интерес не ослабевал, и рассказать о некоторых принципах, которые существуют».

Член совета директоров компании «Норникель» Андрей Бугров. Фото автора

Главный документ, из-за которого и проводятся «общественные обсуждения», — корпоративная стратегия Норникеля по экологии и изменению климата до 2031 года.

Как и вся деятельность горно-металлургической компании, движение по экологической тематике разбито на три «дивизиона» — по территориям присутствия «Норникеля» (Норильский, Кольский, Забайкальский). Согласно планам на следующие девять лет, выбросы углекислого газа в данных районах будут сокращены до 9,7 миллионов тонн.

Особо примечательна позиция промышленного гиганта по количеству чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера.

Логично, что подобных ЧС не хотелось бы видеть, поэтому «Норникель» себе записал «нули» в каждом дивизионе на ближайшее десятилетие. Естественно, экологическую катастрофу 2020 года представители компании не стали указывать даже в исторической плоскости.

Из внешних мероприятий в сфере ESG, «Норникель» планирует в октябре провести экосаммит, где в центре внимания будут эковолонтерские проекты.

Ряд предложений был озвучен со стороны Всемирного фонда дикой природы* (WWF). Руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников заявил о необходимости не только сохранения «экологической прозрачности» компании, но и ее повышения. Кроме того, он предложил «Норникелю» опубликовать список всех ключевых заинтересованных сторон, а также рассмотреть вопрос о создании общественного совета по взаимодействию с ними.

Председатель Общественного совета при Минприроды Александр Закондырин также заявил, что компании необходимо сделать открытые данные о деятельности более понятными для граждан, установив четкие параметры. Подобной идеи придерживался и председатель российской экологической партии «Зеленые» Андрей Нагибин. Кстати, оба эксперта являются уроженцами Мурманской области: Закондырин родился в Мурманске, а Нагибин — в Никеле, где в 2020 году был закрыт плавильных цех Норникеля.

Очень спокойная дискуссия в один момент разгорелась не на шутку.

Руководитель исследовательских программ российского отделения «Гринпис» Елена Васильева обратила внимание, что при всех благих намерениях и успехах «Норникеля» в рамках стратегии по экологии и изменению климата статистика оказывается не в пользу компании. Она отметила, что 31 из 37 случаев экстремально высокого загрязнения воздуха за прошлый год приходится как раз на Норильск.

На это ей попытался возразить вице-президент компании по экологии Станислав Селезнев, назвав замечания «жонглированием цифрами».

Данные Росгидромета свидетельствуют, что в 2021 году в России было зафиксировано рекордное за 17 лет число случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха — 406. Абсолютным лидером стал Красноярский край, где зафиксировали 220 подобных случаев, в числе проблемных регионов есть и Забайкальский край, в котором выявлено 11 случаев высокого загрязнения воздуха. При этом в списке отсутствует Мурманская область, хотя, к примеру, жители того же Мончегорска могут удивиться этому факту, так как регулярно наблюдают плотный смог из-за выбросов на Кольской ГМК (принадлежащей «Норникелю»).

Не забыл член совета директоров «Норникеля» Бугров упомянуть бескомпромиссных критиков компании. Вспоминая ЧП на реке Далдыкан в мае 2020 года, он заявил, что когда произошла утечка топлива, в интернете стали расходиться фотографии, где вода приобрела алый цвет. По его словам, вода была окрашена «с помощью фотошопа».

«Общественные обсуждения». Фото автора

Вторая половина «общественных обсуждений» прошла уже в абсолютно ином ключе. Со своими презентациями выступили руководители государственных заповедников Мурманской области — Лапландского и Пасвик, которые отметили высокую заинтересованность «Норникеля» в сохранении биоразнообразия флоры и фауны Заполярья, но подчеркнули, что многие мероприятия проходят при недостаточном финансировании. В этот момент топ-менеджеры компании, чувствуя, что никакого подвоха уже не предвидится, томились в ожидании окончания встречи. Завершил «общественные обсуждения» руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц, который так же указан как «независимый директор» «Норникеля»: «Кто-то может критично сказать: “Всегда можно что-то отыграть”. Но нельзя родить здорового ребенка за два месяца (речь об утвержденных декларативных документах «Норникеля» — прим. ред.). В случае такой огромной компании важно поддержать диалог. Мы видим прогресс в качестве и открытости материалов об устойчивом развитии, в создании “белой книги”. Компания не прячется, а продолжает вести диалог и решает, что делать дальше».

Шварц отметил, что «Норникель» на Таймыре одним из первых в российской истории применил практику т.н. «свободного, предварительного и осознанного согласия» (FPIC), договорившись с одной из коренных общин о переселении из зоны экологического бедствия.

Министр развития экономики и Арктики Мурманской области Татьяна Русскова. Фото автора

Однако при всей заинтересованности федеральных структур и организаций, представители властей Мурманской области оказались слегка поодаль от обсуждения. Во-первых, анонсированное участие вице-губернатора Ольги Кузнецовой не состоялось, а ей на замену пришла министр развития экономики и Арктики Мурманской области Татьяна Русскова, которая в ходе своего выступления не столько говорила об обсуждаемых документах, сколько о том, как сейчас территории присутствия «Норникеля» на территории Заполярья живут.

«Со стороны правительства мы очень много уделяем внимания борьбе с тем накопленным экологическим ущербом, который нам остался от предыдущей хозяйственности деятельности. Тоже большое внимание уделяем проектам, направленным на решение экологических вопросов, чтобы это было не просто промышленное развитие, а именно грамотное, мягкое и долгосрочное», — сказала Русскова.

Председатель Общественной палаты Мурманской области Наталья Рашева также оказалась вдалеке от обсуждения. Ей было поручено сказать приветственное и завершающее слово, а в течении всей встречи дискуссию вел консультант «Норникеля» Антон Иванов.

На «общественных обсуждениях» вполне осознанно обошли стороной одну важную деталь — отношение промышленного гиганта с представителями коренных малочисленных народов. Как заявил член совета директоров компании Андрей Бугров, в будущем такая дискуссия обязательно состоится, но сейчас «Норникель» решил оставить этот вопрос в стороне. В частности, вскользь он упомянул о разработке литиевого месторождения на территориях проживания саами, но отметил, что «из-за отсутствия дельного проекта на сегодняшний день обсуждать нечего».

* Признан Минюстом «иностранным агентом»

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Неутолимая жажда

Как человечество само себя лишает воды. Разбор «Кедра»

А «Роснефть» на ликвидацию выйдет?

Катастрофа в Черном море — итоги первого месяца: масштаб загрязнения, нерешенные вопросы, виновные

Тихие соседи

Россияне все чаще сталкиваются с летучими мышами. Почему их принято бояться и чем они полезны?

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году