Поддержать
Сюжеты

Простой грибник Ковальчук Как семья друга президента осваивает нацпарк «Ладожские шхеры», а государство ей в этом помогает

07 сентября 2023Читайте нас в Telegram
«Хижина рыбака» на Ладоге. Фото из соцсетей

Жителям Сортавальского и Питкярантского районов Карелии невероятно повезло. Они живут на берегу красивейшего Ладожского озера в окружении шхер. Шхеры — архипелаг из скалистых островков, разделенных узкими проливами, часть которых врезается глубоко в сушу. Чудо, над которым природа трудилась миллионы лет. В России Ладожским шхерам нет аналога. Да и в мире найдется не так много, а там, где они есть — в Норвегии, Исландии, Гренландии  Финляндии, — они считаются национальным достоянием. 

Шхеры Ладожского озера — это 650 скалистых островков и обрывистых скал. И сами островки, и территория вокруг них щедро покрыты сосновыми лесами и ельником. Эти земли богаты редкими видами растений и поразительным разнообразием фауны: от краснокнижной кольчатой нерпы до косуль, лосей и медведей.

Еще с 90-х годов здесь планировалось создание особо охраняемой природной территории, но официально ее учредили лишь в 2017-м, решением правительства основав национальный парк «Ладожские шхеры».

Фото: Виктория Нарчук / Национальный парк «Ладожские шхеры»

***

Посягательства на эти земли начались еще в начале 2010-х, когда шелест реликтовых деревьев на Ладоге стал нарушать шум тяжелой строительной техники. Грузовики ехали сюда почти круглосуточно, а подступы к озеру оцепили забором. Власти и надзорные инстанции происходящее «не замечали», хотя информация о фактическом захвате прибрежной зоны озера регулярно появлялась и в соцсетях, и в карельских медиа.

Начиная с 2011 года без всяких возражений со стороны региональных властей и представителей федеральных ведомств здесь начал строиться «дачный поселок». По документам. А на деле — жилой и коммерческий комплекс, наглухо закрытый от всего мира: трехметровые ограждения с камерами по периметру, шлагбаумы, а местами и колючая проволока.

По словам местных жителей, с самого начала стройки любителей рыбалки, которые десятилетиями отдыхали в этих местах, стала останавливать охрана и в ультимативной форме разворачивать восвояси.

Вооруженные патрули не только стояли вдоль заборов, но и ходили по ближайшим окрестностям, отваживая захожих смельчаков.

Более 10 лет у надзорных ведомств по вопросу «непонятной» застройки наблюдалось удивительное единодушие: они ее не замечали, никто ни разу не инспектировал стройку за глухими заборами. Хотя, согласно Водному кодексу, доступ к объектам Ладожского озера должен оставаться беспрепятственным для всех. 

Публичная активность властей по этому поводу началась лишь в конце 2022 года. Ее спровоцировал житель одного из близлежащих поселков Сергей. Он — человек неравнодушный и упорный — за год написал более 30 писем в различные ведомства с требованием пресечь незаконную деятельность в национальном парке. Свою фамилию сегодня он просит не называть.

— С ноября 2021 года я писал в прокуратуры разных уровней: Генпрокуратуру, прокуратуру Республики Карелия, прокуратуру города Сортавала, прокуратуру Лахденпохского района, Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Отправил письма в Росприроднадзор: Балтийско-Арктическое межрегиональное управление и Центральный аппарат. В полицию,  управление Росреестра по Республике Карелия. А также в администрацию национального парка «Ладожские шхеры», Минприроды Карелии, управление Росимущества по Карелии и депутатам Законодательного Собрания республики, — рассказывает активист.

29 писем остались без ответа, однако в декабре 2022 года неожиданно отреагировало Балтийско-Арктическое управление Росприроднадзора. Чиновники признали, что на пяти земельных участках нацпарка действительно «располагаются ограждения, препятствующие свободному доступу граждан к береговой полосе Ладожского озера (мысу Тарунием и заливу Марьялахти)». В этом же письме чиновники сами перечисли владельцев восьми участков, на которых активисты заметили стройку и глухие заборы. Оказалось, что среди перечисленных фирм три участка напрямую принадлежат некой компании «Прайм», а еще два участка государство сдало ей в аренду.

Из открытых источников стало известно, что владельцы «Прайма» — семья Юрия Ковальчука, близкого друга Владимира Путина. Всего бизнесмену и аффилированным с ним структурам было отдано 1700 га карельского леса и ладожского побережья, включая указанные Росприроднадзором наделы.

Юрий Ковальчук. Фото из соцсетей

Большая часть этой площади формально числится угодьями по «сбору грибов и ягод» или сельскохозяйственными землями. Так, например, обозначена в документах земля, где сейчас построена роскошная «Хижина рыбака» — закрытый коттеджный поселок с собственной инфраструктурой, включая вертолетные площадки. Отдельные земли выделены под рекреационную зону: места общественного отдыха и оздоровления. Однако на деле — как видно на многочисленных фотографиях — на них находятся закрытые частные подворья и форелевый бизнес. 

Росприроднадзор в 2022 году отправил копии постановлений с требованием о прекращении нарушений природоохранного законодательства в Министерство природных ресурсов и экологии Карелии, региональную прокуратуру и МВД. Только с этого момента дело сдвинулось. Прокуратура на удивление оперативно подтвердила незаконность ограничения доступа людей к воде.

«В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам и использовать их для личных и бытовых нужд. По итогам рассмотрения обращения ООО “Прайм” объявлено предостережение о недопустимости нарушений. Руководителю Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора вынесено представление об устранении нарушений закона», говорится в решении прокуратуры Республики Карелия от 13 декабря 2022 года.

Летом 2023 года ООО «Прайм» вынуждено было признать свою деятельность на Ладоге, пусть опосредованно и своеобразно, назвав полноценную гравийную дорогу «экотропой».

Об этом признании, однако, стало известно только после запроса Росприроднадзора в адрес ФГПУ «Государственный заповедник “Кивач”» — юрлицу, осуществляющему управление «Ладожскими шхерами». Федеральные чиновники потребовали от руководства нацпарка пояснений, как и на каких основаниях производится зафиксированное активистами строительство гравийной дороги через особо охраняемую природную территорию. В своем ответе представители «Кивача» заявили, что не давали разрешений на стройку для владельцев данных участков леса и побережья. И «Прайм» — владелец/арендатор участков — не запрашивала никаких разрешений для постановки дороги и строений на кадастровый учет.

Строительство дороги в «Ладожских шхерах». Фото предоставлено активистами

Следом пришел ответ и от районной полиции, также подтверждающий принадлежность участков структурам Ковальчуков. В этой бумаге полицейский указал, что состоялся «телефонный звонок доверенному лицу ООО “Прайм”».

«Был осуществлен выезд на место происшествия, а также был совершен телефонный звонок Кожину А. П. (представитель ООО «Прайм» — прим. ред.), который пояснил, что вышеуказанное сооружение является «экотропой» в составе национального парка “Кивач”», — говорится в ответе полиции активисту Сергею. Полицейские, конечно же, ошиблись: «Кивач» не национальный парк, а заповедник, хоть его администрация и управляет «Ладожскими шхерами».

Тем не менее такое незатейливое объяснение «Прайма» удовлетворило полицию, даже несмотря на то, что во всех документах и ответах указанные активистами участки значатся либо сельхозугодьями, либо рекреационной зоной. Кроме того, «доверенное лицо “Прайма”» Кожин пояснил, что строительство на территории заповедника ведется при активном участии руководства самого нацпарка. В итоге проверяющий лейтенант полиции Сосулин из ОМВД по Лахденпохскому району Карелии вернул материалы в прокуратуру и отказал в возбуждении уголовного дела по факту незаконного строительства в нацпарке.

Однако активист Сергей настаивает, что очевидные нарушения налицо, например по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта», и намерен оспорить решение полицейских. 

Активисты подсчитали, что всего после начала освоения берегов в 2010-х «Прайм» уже отхватила 4300 га земли, полностью отрезав доступ к Ладоге и территориям вокруг. Сегодня ни рыбаки, ни охотники, ни туристы не смогут попасть к водопаду Марьялахти, одноименному заливу Ладожского озера и на мыс Таруниеми. А стройка там продолжается.

Уже стоят десятки элитных коттеджей, работает частное форелевое хозяйство и ферма по выращиванию мраморной говядины.

И это не единственные природные владения ООО «Прайм» в Карелии. Компания уже де-факто заняла всю территорию вблизи острова Валаам, продолжает застройку в Сортавальском районе республики, где под ее деятельность выделено 1280 га. Здесь же «Прайм» получила разрешение на строительство горнолыжного курорта стоимостью более миллиарда рублей.

Государство, судя по всему, не имеет ничего против этого. Еще в феврале 2023 года федеральное Минприроды России вывело из состава «Ладожских шхер» почти 3 тысячи га земли. Несмотря на противоречие федеральному закону, запрещающему исключать территории из состава национальных парков или менять целевое назначение участков ООПТ и протест экоактивистов. 

На наши запросы на момент публикации материала ни сотрудники карельской прокуратуры, ни представители «Прайма» не ответили.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Желтых туманов больше не появляется»

Репортаж из Дзержинска — бывшей столицы советской химии, где люди радуются закрытию заводов и не хотят «назад в СССР»

«Все зависит от того, куда человек залез»

Эпидемиолог Михаил Фаворов — о новых заболеваниях и важности биоразнообразия для здоровья людей

«У меня это говно вот где стоит»

Жизнь на Волге: фонтаны фекалий, сбросы шкур с заводов и отравленные леса

«Все по щелям забились — типа мы здесь не живем»

Репортаж с берегов мелеющей Волги, деньги на «оздоровление» которой украли

Почему Россия тонет в мусоре?

Подводим итоги мусорной реформы, на которую за пять лет потратили 94 млрд рублей