Поддержать
Сюжеты

Не пугаясь «могил» и выбитых стекол Как жители уральской Сысерти победили чиновников и миллиардеров и не допустили строительства свалки у своих домов

08 июля 2025Читайте нас в Telegram
Протест против мусорного полигона в Сысерти. Источник: читатель E1.RU

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

«Сегодня 12 июня 2024 года. Я добровольно вышел на этот акт протеста, на голодовку, против перевода сельскохозяйственных аграрных земель в промышленную зону», — мужчина в шортах и зеленой футболке, стоя среди поля с плакатом, записывает видеообращение. На плакате крупно выведено: «Мы голодаем сейчас, чтобы вы не голодали потом». Мужчину зовут Алексей, ему 64 года. До того как власти Свердловской области не решили построить вблизи его дома огромный мусорный полигон «Екатеринбург-Юг», он ни разу не протестовал и в митингах не участвовал.

«Никогда не думал, что вот так выйду сам. Я дом достроить хочу, хоть дети и взрослые уже, но нельзя же просто сидеть? Надо ведь что-то делать!» — говорил он корреспонденту «Кедра».

Большинство жителей Сысерти такие же, как Алексей. Не публичные люди, не активисты: учителя, строители, водители, домохозяйки, пенсионеры. Два года они боролись против мегапроекта, в который бизнесмены Алексей Бобров и Артем Биков были готовы вложить 25 млрд рублей. И победили. Как им это удалось — в материале «Кедра».

Кто и где планировал строить «Екатеринбург-Юг»

Строительством полигона «Екатеринбург-Юг» должна была заниматься компания «Экологические системы». Организовать его планировалось на земле, принадлежащей банку «Агропромкредит». Участок относится к землям сельхозназначения, и по закону на нем нельзя строить объекты, не связанные с ведением сельского хозяйства. Однако категорию земель можно менять — что и собирались сделать Алексей Бобров и Артем Биков. Тем более что «Экологические системы» и банк «Агропромкредит» принадлежат им.

Предполагалось, что полигон займет 154 га в Сысертском районе Свердловской области и сможет принимать до 700 000 тонн мусора в год. Сюда планировалось свозить отходы из Екатеринбурга и его-городов спутников: Верхней Пышмы, Березовского и Арамиля.

Протесты возникли из-за близости проектируемого полигона к жилым домам — расстояние должно было составить 1 км 125 м.

«Людей к чему-то готовят»

Впервые о планирующемся строительстве в Сысерти узнали в марте 2023 года, за полгода до появления официальной информации. Узнали из утечки. Так об этом рассказала местная активистка Елена Сергеева:

— Неофициальным путем к нам попал протокол совещания от 14 марта 2023 года «О предоставлении земельного участка в Сысертском городском округе для размещения “экокластера”» под председательством министра управления госимуществом Свердловской области Кузнецова. В документе был указан кадастровый номер земельного участка в нашем районе и говорилось, что у этого участка меняется назначение: из сельскохозяйственного переходит в промышленное. Мы стали изучать информацию дальше и выяснили, что наша земля теперь предназначена для складирования и захоронения мусора.

Презентация экокластера. Фото: Илья Московец / URA.RU

Тогда же, во время онлайн-приема, жители впервые обратились с вопросами о полигоне к главе Сысертского городского округа Дмитрию Нисковских. Но тот ушел от ответа, а на письменные обращения и он, и региональное министерство ЖКХ, и прокуратура реагировали одинаково: сообщали, что площадка под полигон «еще не выбрана».

Вторым тревожным сигналом стало появление в мае 2023 года в селе Никольском близ Сысерти «мультимедийного павильона “Экодом”». Его установила компания «Экологические системы», позиционируя павильон как просветительскую площадку, где можно узнать о раздельном сборе мусора. Но местные насторожились: «Он стоит 10 млн рублей, говорят, что и Свердловская, и Тюменская, и Курганская с Челябинской области выложились, чтобы его поставили именно у нас. Ну мы же не первый год на свете живем, понимаем, что если что-то подобное строят, то это не к добру. Значит, людей к чему-то готовят», — рассказывала «Кедру» жительница Никольского Людмила.

Сперва сысертчане обсуждали происходящее во дворах и на улицах, но вскоре создали свою общественную организацию «Щит малой Родины» со штаб-квартирой в поселке Щелкуне. 19 августа 2023 года на Chаnge.org появилась петиция с требованием отменить строительство. К сентябрю ее подписали 3180 человек.

«Сысерть. Продано»

В сентябре же прошла официальная презентация полигона. Ее провели в Сысерти, в историческом здании бывшей заводской администрации. На ней присутствовали глава городского округа Дмитрий Нисковских, министр ЖКХ Николай Смирнов и совладелец «Экологических систем» Алексей Бобров.

Во время презентации около здания собралась толпа митингующихжители сысертских сел выстроились в ряды с могильными крестами, надписи на которых обозначали даты появления и гибели их населенных пунктов: «Андреевка. 1778–2023», «Щелкун. 1690–2023», «Сысерть. 1753–2023».

Дмитрий Нисковских на фоне протестов пообещал приехать в Щелкун и поговорить с жителями. Правда, еще до встречи за активностью людей последовала и другая реакция — сысертчане стали получать угрозы:

школьному учителю Дмитрию Кузнецову неизвестные разбили боковое стекло в автомобиле, другим членам инициативной группы стали поступать звонки с обещаниями «уничтожить» их.

Полиция не стала возбуждать по этим фактам уголовные дела.

Осколки разбитого бокового стекла в машине учителя Дмитрия Кузнецова. Кадр из видео

На встречу с Нисковских, прошедшую 5 октября, жители вынесли два картонных портрета в мусорных баках: самого главы городского округа и Николая Смирнова, на тот момент возглавлявшего региональное министерство энергетики и ЖКХ. «Сысерть. Продано» — гласила табличка, которую «держал в руках» Смирнов.

К тому моменту инициативная группа уже объединилась с некоторыми представителями власти, в частности с сысертскими депутатами Алексеем Бондаревым и Владимиром Матюшенко, а также с депутатом Госдумы от Свердловской области Андреем Альшевских. Их также поддержал фонд «Зеленый Урал», который занимается юридической поддержкой граждан в делах, связанных с экологическим благополучием.

25 и 26 ноября в 38 населенных пунктах Сысертского городского округа прошли публичные слушания по проекту нового генплана. Замысел муниципальных властей заключался в том, чтобы скрыть полигон за более привлекательным названием «экокластер». Замглавы округа убеждал собравшихся: «В проекте никакого мусорного полигона нет!»

Но не убедил. 1846 человек проголосовали против принятия генплана с «экокластером», в его поддержку высказались только 140.

Референдум?

Ответом властей на провал голосования по генеральному плану стало принятие областного закона, предусматривающего передачу полномочий по утверждению генпланов с местного уровня на региональный. Свердловские депутаты фактически лишили жителей возможности решать, как будут развиваться их поселения.

Но сысертчане не смирились. 147 человек объявили о создании инициативной группы по подготовке к референдуму. Вопрос, который они предложили указать в бюллетенях, звучал так: «Вы за или против строительства на территории Сысертского городского округа комплекса по обращению с твердыми коммунальными отходами?»

Первый раз документы были поданы в территориальную избирательную комиссию в феврале 2024 года. Однако комиссия отклонила их, сославшись на формальные ошибки, например на то, что в заявке не было указано название региона — Свердловской области. По схожим основаниям отклоняли и следующие две заявки, поданные в марте и августе 2024 года.

Но в четвертый раз, в сентябре, сысертская ТИК не обнаружила ошибок и передала ходатайство о проведении референдума в местную думу. 26 сентября десятки жителей Свердловской области приехали в зал заседаний, чтобы самим увидеть, как будет приниматься решение о референдуме. Но депутаты объявили заседание закрытым: людей из зала выгнали.

Жители Сысерти голосуют за проведение референдума в третий раз. Фото: Свет Екб

«Сысертская дума, вопреки желанию и праву граждан участвовать в публичных процессах, стремится увильнуть от ответственности и провести закрытое заседание. Жители должны самостоятельно, пользуясь своим конституционным правом, решать вопрос — быть полигону или нет», — говорили люди в оперативно записанном обращении к Владимиру Путину.

Но от Урала до Кремля далеко, и дума приняла решение: в проведении референдума отказать. Сослались депутаты на заключение Уральского государственного юридического университета о том, что данная тема относится к полномочиям региональных властей и требует проведения областного голосования.

Началась череда судов и обжалований. Сперва Сысертский суд удовлетворил иск активистов и признал решение думы незаконным, но депутаты подали апелляцию — и успешно: областной суд отменил решение районного.

Пятое ходатайство о проведении референдума жители подали уже в январе 2025 года. Но территориальная комиссия снова отклонила его из-за формальных ошибок.

«У них ЧП — человек голодает!»

Пока шли суды за право сысертчан на референдум, власти воспользовались новым законом об утверждении генпланов на региональном уровне. В июне 2024 года Минстрой Свердловской области утвердил генеральный план Сысертского городского округа, включив в него уже не полигон и не экокластер, а мусороперерабатывающий комплекс. Предполагалось, что на переработку пойдет до 20% свозимых под Сысерть отходов.

Жители в то же время продолжали протестовать. В июне один из членов «Щита малой Родины» отправился в Москву, чтобы подать в Общероссийский народный фронт обращение против полигона, а вместе с ним — стопку детских рисунков с просьбами, чтобы «дяди и тети» не губили природу.

Фото: Щит малой Родины

Сысертчане стали выходить на пикеты к резиденции губернатора Свердловской области, находя все новые аргументы в пользу отказа от строительства полигона. Так, одна активистка вышла с плакатом «Мусорный полигон на торфе — это мина для Свердловской и Челябинской областей».

«Недалеко от границы с полигоном находятся залежи торфяника. На 2023 год было 500 с лишним тысяч тонн. Если случится пожар, а он обязательно случится, мы знаем, как горят наши свалки, то будет плохо всем. Все наши близлежащие деревни сгорят, Сысерть задохнется, Екатеринбург и Челябинская область тоже не будут рады такому соседству», — заявила она.

Но наиболее заметную акцию протеста провел 64-летний житель Андреевки Алексей — 12 июня через соцсети «Щита» мужчина официально объявил голодовку. Сперва Алексей расположился в поле с палаткой неподалеку от села Щелкун, на плакате значилось: «Мы голодаем сейчас, чтобы вы не голодали потом!»

Но, после того как в поле четыре раза приезжала полиция — сперва с просьбами «перестать дурачиться», а после с угрозами вызвать санитаров, — он переместил акцию на свой придомовой участок в Андреевке. Он продержал голодовку четыре дня. В Сысерти Алексей родился и вырос, живет в сельском семейном доме.

И, как он рассказал «Кедру», за этот «последний незасранный уголок» он готов отдать жизнь:

— Место мне родное. А природа какая тут! Оставлять жалко. Если здесь этот говнокластер построят, нам уже никому жизни не будет. Они поэтому и хотели все втихую провернуть. 700 000 тонн! Это же экологическая катастрофа, причем не только для Сысерти и Екатеринбурга! Если, не дай бог, загорится — тут же весь Урал накроет. Но чиновникам и руководству нашему до этого никакого дела нет.

Ответом на действия сысертцев стали новые угрозы. Тем же летом под окна местной жительницы подбросили могильный крест с ее фотографией, что серьезно напугало женщину — она поделилась, что переживает за свою жизнь и жизнь престарелой матери:

— Сейчас я получила предостережение о своей смерти в виде креста с моим изображением и подписанной черной надгробной лентой, новой, на ней надпись «Светлая память», крест разместили в 100 м от моего дома. Это сделанный специально крест, на нем моя фотография.

Последний приказ

9 декабря в отставку ушел заместитель министра ЖКХ Свердловской области Игорь Чиркизов — по официальной версии, из-за «возникших трудностей со здоровьем». Через месяц свой пост покинул и глава свердловского Министерства ЖКХ Николай Смирнов.

За две недели до отставки Смирнов внес изменения в региональную программу в сфере обращения с отходами, согласно которым к 2029 году в Сысертском районе должны построить полигон по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО.

Тогда казалось, что полигон построят несмотря на протесты жителей, но сысертские активисты не опускали руки. Кроме упора на защиту залежей торфяника, ставших одним из новых аргументов против полигона, инициативная группа пыталась добиться установления санитарно-защитной зоны для ручья, протекающего по территории будущего комплекса.

Фонд «Зеленый Урал» обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность действий экс-министра ЖКХ. Инициативная группа Сысерти в это время передала 400 заявлений на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина — чтобы проверили и губернатора Свердловской области. «Написано заявление о проверке на коррупционную составляющую губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева на предмет непрозрачного заключения концессионного соглашения с ООО “Экологические системы” для размещения полигона ТБО в Сысертском районе», — объясняли сысертчане.

10 февраля областное правительство сделало еще один шаг — казалось, последний перед тем, как начнется строительство, — было подписано распоряжение о выводе участка под полигон из категории сельскохозяйственных земель.

Но вдруг ситуация резко изменилась.

«Противоречат интересам региона и жителей»

«Инициативная группа “Щит малой Родины” приглашает Вас на торжественное мероприятие, посвященное отмене решения о строительстве мусорного полигона». Такой пост последним размещен в соцсетях инициативной группы Сысерти.

Двухлетние протесты завершились победой. И случилась она почти в одночасье.

В марте в Свердловской области неожиданно сменился глава региона. Владимир Путин сместил с поста Евгения Куйвашева и назначил Дениса Паслера исполняющим обязанности. Какими были мотивы для такого решения, доподлинно неизвестно.

Сысертчане снова вышли на пикеты и стали писать обращения новому и. о. губернатора. Паслер, которому в сентябре предстоит участвовать в выборах, принял политическое решение:

«Последние три месяца я изучал документы по проекту, проводил консультации со специалистами. Детально обсудили эту тему с депутатским корпусом и муниципалитетом. Концессию, которая ранее была заключена, будем расторгать. Она содержит условия, которые противоречат интересам региона и жителей», — заявил он.

Неожиданно о невыгодности строительства заявили и в «Экологических системах»: «Финансовые условия потеряли актуальность. С момента подписания договора в июле 2021 года произошли значительные изменения в экономике страны. Введение санкций, ограничения в поставках оборудования, рост ключевой ставки и инфляция привели к тому, что бизнес-проект стал для концессионера многомиллиардным обременением с неокупаемой экономикой», — сказали в компании.

Так выяснилось, что проект, за который активистам разбивали автомобильные стекла, а жителей лишили возможности влиять на генеральные планы городов, в общем-то совсем не обязателен. Но, чтобы добиться признания этого факта, потребовалось не бояться угроз, два года выходить на пикеты и спорить с властями на личных приемах и в судах.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Волкособы

Как охота, рубки лесов и умирание сел ведут к появлению опасных гибридов волков и собак

«Город используют по назначению»

Жители Северска спорят о радиоактивных отходах из Франции. Многие считают их ввоз и захоронение в городе благом

Безмолвные катастрофы

Документальное кино о ядерной отрасли и попытках замолчать ее опасность. Подборка «Кедра»

«Они тоже заслуживают иной судьбы»

Репортаж из приюта для сельскохозяйственных животных — как и зачем люди спасают их от убоя?

«Климатические мигранты» в Москве

Богомолы, пауки-осы, тигровые комары — столицу заселяют экзотические виды. Что происходит?