Поддержать
Сюжеты

«Либо вы забираете собаку, либо я сам с ней разберусь» Из-за мобилизации тысячи россиян избавляются от домашних животных. Рассказываем, как это происходит

18 ноября 2022Читайте нас в Telegram
Фото: Алексей Душутин

Одно из последствий, вызванных «спецоперацией» и частичной мобилизацией, — массовый отказ россиян от домашних животных. Люди, срочно уезжающие за границу или отправляющиеся на линию фронта, сдают своих подопечных в приюты либо вовсе бросают их на улице.

В последние месяцы в России резко выросло количество брошенных собак и кошек. Больше всего их, по наблюдениям зоозащитников, скитается по улицам Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Челябинска.

В материале в целях обеспечения безопасности остающихся в России сотрудников «Кедр.медиа» использована терминология, официально употребляемая в РФ

Дальше — больше

«Этот рыжий бедолага сейчас очень нуждается в помощи. Ему 7 лет, приучен к лотку, жил в семье с двумя детьми. Зовут Франк. Хотят усыпить завтра…» Объявление о Франке было опубликовано в соцсетях ровно за сутки до его запланированной гибели. Хозяева рыжего кота, прожившие с ним не один год в своем доме в Ленинградской области, спешно покидали страну и не собирались забирать питомца с собой. Волонтерам, разместившим объявление, неизвестно, как сложилась судьба Франка, но передать его в новые руки точно не удалось. Вопросы с брошенными животными, признаются зоозащитники, не всегда удается решить так быстро, как требуют обстоятельства, тем более сегодня.

Франк. Фото из соцсетей

С момента объявления в России «спецоперации», а затем частичной мобилизации все петербургские приюты для животных отмечают резкий рост числа новых постояльцев. Учитывая, что ресурсы приютов в нашей стране и без того всегда на пределе, подобного наплыва питомцев они не выдерживают. В тех случаях, когда мест нет, обращающимся отказывают.

По информации петербургского управления ветеринарии, в декабре 2020 года в Северной столице было около 7 тысяч бродячих собак и 30 тысяч бездомных кошек, а минувшим летом — уже более 10 тысяч собак и около 36 тысяч кошек.

Похожая картина в Екатеринбурге и Новосибирске, где за последние месяцы зоозащитники насчитали сотни покинутых владельцами четвероногих. В других городах пока не называют даже приблизительных цифр.

— В настоящее время определить, насколько увеличилось количество бездомных животных на улицах, сложно. Несомненно одно: их будет еще больше, — уверена руководитель петербургского центра помощи бездомным животным «Потеряшка» Марина Пушенко. — Выброшенные звери станут бесконтрольно размножаться в уличной среде.

Аналогичными мнениями с «Кедр.медиа» поделились и сотрудники других зоозащитных организаций: благотворительного фонда «Рэй» и новосибирского приюта «Защити животных».

«Выкидывают пачками»

У российских зоозащитников сегодня ощущение масштабной катастрофы.

— У нас всегда большое количество заявок на прием брошенных питомцев, — рассказывает президент благотворительного фонда помощи бездомным животным «Ника» Вера Митина. — Однако в последние месяцы просто стремительный поток сообщений о том, что хозяева вынуждены оставить питомцев без попечения. Это началось еще в феврале-марте, и с тех пор ситуация продолжает ухудшаться.

— Люди выкидывают животных пачками. Каждый день мы принимаем по 2-3 собаки, — сокрушается директор новосибирского частного приюта для собак Наталья Ким. — Обычно проблема звучит так: у нас есть три дня, заберите.

Если у одиноких мобилизованных действительно нет ни выбора, ни времени пристроить зверя, то у тех, кто эмигрирует из России, другие мотивы. Главное, почему хозяева не берут в новую жизнь своих домашних животных, — трудности, связанные с их перевозкой в другой город или страну, а также необходимость разместить питомца на новом месте жительства. Многие вынуждены уезжать экстренно и не способны заниматься оформлением документов, чипированием, вакцинацией и прочими обязательными процедурами. При аренде жилья в чужом городе наличие у квартиранта кошки или собаки тоже может повлечь трудности. Многие изначально ограждают себя от них.

Все чаще на сайтах объявлений хозяева идут на шантаж, угрожая усыпить или как-то иначе умертвить питомца. В приютах владельцы, намеревающиеся расстаться со своими четвероногими друзьями, также нередко общаются в ультимативной форме.

Фото: Алексей Душутин

В Новосибирске хозяин восьмилетнего питбуля Евы накануне отъезда из России заявил руководителям местного приюта:

«Вы хотите, чтобы я воевал? В земле лежал? Чтобы меня закопали? Я в Армению собираюсь, валю отсюда. Даю вам три дня. Либо вы забираете собаку, либо я сам с ней разберусь». Еву приютили.

— Это сродни тому, когда люди кричат «пожар, пожар», стараясь привлечь к себе внимание, чтобы быстрее решить проблему, — говорит директор по внешним коммуникациям фонда помощи бездомным животным «Я свободен» Юлия Рыкова. — Конечно, говорить про усыпление — это давление на жалость. Но я надеюсь, что это лишь рычаг и все-таки люди поступают более гуманно.

Усыплять здоровых зверей запрещено, напоминают зоозащитники. В 2018 году в России был принят закон «Об ответственном обращении с животными». Он разрешает эвтаназию только для четвероногих, страдающих от неизлечимой болезни или травмы. Тот же закон запрещает выбрасывать братьев меньших на улицу. А это происходит сплошь и рядом, потому что привлечь к ответственности недобросовестных хозяев почти невозможно.

— Легально усыпить здорового питомца нельзя, — подчеркивает Юлия Рыкова. — Но, увы, есть непорядочные ветеринары, которые берут деньги себе в карман и тайно, вне кассы, без уведомления руководства делают такие операции.

«Мест нет»

В Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске все приюты переполнены, свободных мест нет. В Северной столице положение усугубляется еще и тем, что в пятимиллионном мегаполисе вообще нет государственных приютов для животных (необходимость их создания обсуждается городскими властями с 2019 года, но воз и ныне там), а частных катастрофически мало, и они постоянно забиты.

— Если сегодня позвонить в приюты, практически везде в один голос ответят: «Мест нет», — предупреждает Марина Пушенко. — И не только потому, что сейчас многие хотят питомцев отдать. А потому, что совсем никто не хочет брать. Это самое страшное.

Так тяжело нам не было даже в пандемию. Люди тогда не сдавали животных так массово. Люди их брали. Самое главное — был отток. А сейчас редко кого берут.

Фото: Приют «Друг»

Денег тоже нет

После объявления частичной мобилизации популистскую идею в эфире радиостанции «Говорит Москва» озвучил глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды, член «ЕР» Владимир Бурматов. Он заявил, что брошенных питомцев нужно отправлять в зоогостиницы или приюты за счет региональных бюджетов.

«Региональные власти должны оплатить это для мобилизованных граждан, а, если человек уехал за границу, о его животном должны позаботиться волонтеры, — констатировал депутат. — У человека должна быть возможность куда-то на время отдать своего питомца. Региональные власти должны системно договариваться. Если заявка от мобилизованного поступила, животное на улице не должно остаться. Важно, чтобы региональные власти компенсировали расходы на передержку из средств местных бюджетов».

Хорошо, что единороссы всегда знают «как должно быть». Плохо, что Бурматов не в курсе: у региональных властей зачастую не хватает денег на выплаты даже самим мобилизованным и их семьям.

У частных приютов для животных со средствами еще хуже. Обычно в России это благотворительные организации, существующие на пожертвования. А жертвователи преимущественно — простые люди. Приюты и в спокойные времена жили бедно. А с февраля расходы на содержание животных (питание, лечение, коммунальные платежи, арендная плата) колоссально выросли.

— Все кратно подорожало: корма, медикаменты, расходные материалы, — перечисляет учредитель петербургского приюта для животных «Друг» Галина Кашулина. — А покрывать эти расходы стало нечем, поскольку мы работаем исключительно благодаря пожертвованиям неравнодушных людей.

Фото: Алексей Душутин

— Огромная проблема для приютов, с которой мы столкнулись сначала в пандемию, а затем в феврале-марте 2022 года, — до предела упали сборы, — говорит руководитель благотворительного проекта «Путь домой» Валерия Котлюба. — Люди не знают, что будет дальше, у них пропала уверенность в завтрашнем дне, и они ведут себя совершенно по-другому. Люди начали экономить, в том числе на пожертвованиях.

Из рук в руки

Не понаслышке знакомые с плачевной ситуацией в российских приютах для животных петербургские благотворительные организации «Я свободен» и «Путь домой» в сентябре нашли новый выход.

— Мы поняли, что нас ждет катастрофа — огромное количество животных, выброшенных на улицу, и решили, что можем ее предотвратить, попытавшись найти им временное пристанище, — рассказывает Валерия Котлюба.

21 сентября фонд «Я свободен» запустил всероссийскую акцию «Будь как дома, Мурзик!». Одновременно похожую идею реализовал проект «Путь домой». Позднее появились стихийные группы помощи животным в соцсетях и телеграм-каналах и ситуативные инициативы, решающие ту же задачу — найти животным хотя бы временный дом.

— Мы придумали механику, благодаря которой не нужно вливать дополнительные средства и открывать новые приюты, — продолжает Юлия Рыкова. — Мы стали сводить людей, отдающих питомцев, и волонтеров, готовых предоставить животным свой кров, заботу и силы. За время акции нам поступило более 2 тысяч заявок. Около 100 — от тех, кому нужно было пристроить животных, остальные — от тех, кто был готов их принять.

— В наш проект на данный момент подано около 60 заявок от мобилизованных и покидающих страну и более 1200 заявок от людей на прием животных, — говорит Валерия Котлюба. — Заявки приходят до сих пор. Однако только 10–20% из них от людей, которые реально готовы принять животное. Остальное — это эмоциональные решения, принятые абсолютно бездумно. Звонишь по анкете и слышишь: «Мы не готовы». — «Зачем заполняли анкету?» — «Хотели помочь». — «А почему сейчас не хотите?» — «Передумали».

Почти половина заявок от тех, кто отдает животных, очень непростые: в десять вечера человек пишет, что он мобилизован и в десять утра должен уехать, а ему не с кем оставить питомца. За 12 часов нужно подобрать вариант и пристроить животное. Чаще всего в таких случаях благотворители забирают питомца себе на передержку и потом уже ищут ему дом.

Фото: Алексей Душутин

Соотношение предложений 100 на 2000 или 60 на 1200 еще не повод для оптимизма, отмечают организаторы. Ожидания тех, кто отдает, и тех, кто принимает, должны совпасть. Например, принимающий готов взять кошку, а отдающий держит хомячка. Подбор подходящих друг другу заявок занимает массу времени и сил.

— Есть случаи, когда волонтеры возвращают животных, — признается Валерия Котлюба. — Хозяина уже нет, а передержка брать отказывается. Эти истории тоже ложатся на наши плечи.

Было такое: владелец уехал, у собаки на следующий день случился приступ, проверили: опухоль головного мозга.

Стресс спровоцировал приход болезни быстрее. Таких ситуаций каждый день море. 

Из-за возвратов и напряженной работы организаторы акций не ведут подсчет животных, пристроенных временно или навсегда. Картина меняется каждый день: вчера собаку отдали, сегодня ее вернули и все приходится начинать заново.

60 или 100 заявок на отдачу питомцев — это не так много, как стоило бы ожидать, считают благотворители. Но недостаточная информированность населения о том, что есть подобные инициативы, не позволили акциям стать более результативными.

— Обычно такие проекты готовятся к запуску несколько месяцев. Продумывается каждый шаг, — объясняет Валерия Котлюба. — Мы не готовились вообще. Приняли решение и сразу приступили к делу. Строили всю систему на ходу. Заявок должно было быть гораздо больше. Но многие просто не знали ни о нас, ни о других подобных проектах. Мы предполагаем, что это не последняя мобилизация. К следующей будем готовы лучше.

— Если будет объявлена вторая очередь мобилизации, мы повторим акцию, — обещает Юлия Рыкова. — Механика наработана. Плюс у нас теперь есть база людей, которые согласны взять животное. Грех этим не воспользоваться. Не создавать что-то заново, а просто на этой базе продолжить работать.


Что вы можете сделать

Если вы хотите помочь брошенным животным, ниже мы даем ссылки на страницы приютов и благотворительных фондов, упомянутых в материале. Вы можете поддержать их пожертвованием или предложить приютить животное.

  • Центр помощи бездомным животным «Потеряшка» (Санкт-Петербург)
  • Благотворительный фонд «Рэй» (Москва)
  • Новосибирский приют «Защити животных» (Новосибирск) 
  • Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Ника» (Московская область)
  • Фонд помощи бездомным животным «Я свободен» (Ленинградская область)
  • Приют для животных «Друг» (Санкт-Петербург)
  • Благотворительный проект «Путь домой» (Санкт-Петербург)

Подпишитесь на социальные сети

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Лососю в реки вход заказан

Рыбный сезон-2024: как планы чиновников угрожают горбуше Сахалина

«Вонь не передать какая»

Как жители Гатчины борются за чистый воздух с петербургским миллиардером

Внутри потопа

Репортаж из уходящего под воду Орска, где люди знают, какие «грызуны» уничтожили дамбу

«Извините, для вас больше нет мира. Мы его израсходовали»

Разбираем экоклиматический контекст «Дюны» Фрэнка Герберта

«Волги и Байкала — не узнать»

Какие экологические проблемы волновали жителей СССР. Уникальные материалы из госархива