Поддержать
Сюжеты

«Климатические мигранты» в Москве Богомолы, пауки-осы, тигровые комары — столицу заселяют экзотические виды. Что происходит?

20 ноября 2025Читайте нас в Telegram
Фото: Syed Ali / Unsplash

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Обычное московское утро. В распахнутом окне типовой многоэтажки гуляет ветер. Вдруг над краем рамы медленно и беззвучно вырастает зеленая треугольная голова, за ней следуют передние лапы, усеянные острыми шипами, и вот уже целиком видно узкое тело — богомол покачивается, цепляясь тонкими ногами за москитную сетку.

Откуда в Москве взялось насекомое, исторически обитающее в тропиках и субтропиках? Ответ прост. В последние годы лето в столице не просто теплое, а аномальное: в 2024-м оно стало самым жарким за всю историю наблюдений, а в июле 2025-го синоптики сразу несколько дней фиксировали температурные рекорды. Даже в октябре случаются температуры за 20 °C: уже и не вспомнишь, что 10 лет назад в этом месяце начинались заморозки. Поэтому и богомолы теперь не выглядят экзотикой: частые встречи с ними отмечают в Москве и Подмосковье уже несколько лет.

Членистоногие, как правило, движутся в авангарде климатических переселений, но за ними могут следовать и более крупные животные вроде уже встречающихся в Москве сирийских дятлов. Кто из «южан» успел прижиться в столице, а кто еще может переселиться в ближайшие 10 лет? Что влияет на активность «климатических мигрантов», кроме повышения температуры? Представляют ли такие переселенцы реальные риски для человека и аборигенных видов? «Кедр» разобрался вместе со специалистами.

Сирийский дятел. Фото: East News

Волна пришельцев

Когда температуры в регионе на протяжении нескольких лет становятся выше, животные начинают вести себя как вода: заполняют ниши, которые раньше были слишком холодными. Для насекомых и паукообразных важна продолжительность теплого периода, который позволяет им завершить цикл развития до взрослой особи и перезимовать. Кроме того, на миграцию влияют осадки и влажность. Из-за изменения климата в России все чаще случаются залповые ливни, способствующие застою влаги. Это помогает южным видам насекомых распространяться на север.

Чтобы предсказать, где ожидать новых климатических мигрантов, на Западе используют прогнозные карты пригодности местообитаний на базе моделей распределения видов. На них накладывают результаты фитосанитарного мониторинга, а также данные с платформ гражданской науки наподобие iNaturalist, то есть сигналы от обычных граждан, которые где-либо столкнулись с нетипичным насекомым или пауком.

Собранная информация позволяет сделать вывод: расширение ареалов идет в первую очередь по «ступенькам» тепла, но окончательное закрепление «новоселов» зависит и от других факторов: влажности, пищевых ресурсов и внутривидовых особенностей.

— Значение, разумеется, имеет и кормовая база. В центре Москвы, внутри Третьего транспортного кольца, мало пищи для насекомых: слишком плотные почвы, кругом асфальт или гранит. И, хотя там тепло, для подавляющего большинства насекомых эта территория непригодна к проживанию, — объясняет кандидат биологических наук Иван Петров.

Климатических переселенцев можно разделить на три группы. Первые самостоятельно проникают туда, где потеплело; вторых заносит человек — или на себе, или с различными грузами; третьи расселяются по воде и вдоль городских гидросетей.

  • Самостоятельные

    Таким насекомым нужна лишь достаточная продолжительность теплого периода, чтобы вырасти, оставить потомство и уйти на зимовку.
  • Пассажиры на нас

    В странах Запада этот канал заноса называется plants for planting: живые растения поставляются с корнями и субстратом, а вместе с ними на листьях и в таре приезжают яйца, личинки или уже взрослые беспозвоночные. В результате получается не плавное продвижение видов, а скачкообразные пересадки через сотни километров — прямо в теплицы, питомники и дворы, где у переселенцев есть тепло и корм.

    Европейская организация по защите растений считает, что занос чужеродных видов людьми — наибольшая угроза аборигенным видам.

    Россельхознадзор еженедельно сообщает о перехватах чужеродных организмов в партиях цветов, семян и посадочного материала. Например, в сентябре 2025 года было зафиксировано семь случаев завоза с сельхозпродукцией табачной белокрылки. Этот вредитель, обитающий преимущественно в южных регионах, уже обживается в России — пока на Черноморском побережье Краснодарского края. Личинки табачной белокрылки переносят опасные для растений вирусы, а также высасывают их соки.
Табачная белокрылка. Фото: Википедия
  • Водолазы

    Третий путь распространения новых видов — через естественные водотоки и «карманы» в инженерии. Ливневки, подвалы, декоративные чаши и любые места, где застаивается теплая вода с мусором, становятся инкубаторами для комаров. Поэтому в Европе переходят от разовых обработок к переделке самих колодцев: ставят герметичные крышки, чтобы вода не создавала среду для размножения.

    — Насекомые, как известно, могут обитать и в воде, и в почве, и на деревьях, и внутри деревьев, и во всевозможных укрытиях, и в качестве паразитов на животных или растениях. Они невероятно пластичны, — комментирует Иван Петров. — Процесс расселения случайный и зависит от многих факторов, поэтому, кто и где закрепится, невозможно предугадать. Но в целом вероятность закрепиться на новом месте выше для водных насекомых, они более привычны к миграциям. Самые важные показатели тут — тепло и влажность. Поэтому главные зоны риска — водоемы, нагревающиеся от труб, и окрестности ТЭЦ, куда сливают переработанную воду.

Богомолы, слизни, пауки

Каталог новых соседей и случайных знакомых
Богомол (Mantis religiosa)

Богомол. Фото: Википедия

Его все чаще видят на подоконниках, во дворах и даже в городских парках. Первые встречи в Подмосковье описаны еще несколько десятилетий назад, но именно последние теплые годы сделали этих насекомых обычными. Москва помогает богомолу адаптироваться на новом месте: ночи здесь теплее, чем за пределами МКАД, хватает укромных уголков, где можно спрятаться, а насекомых для охоты в черте мегаполиса достаточно.

Для человека богомол никакой опасности не представляет — когти на его передних ногах способны оставить на вашем пальце разве что пару неглубоких царапин.

Сколия-гигант (Megascolia maculata)

Сколия-гигант. Фото: Bouba

Эта оса появилась в Подмосковье сравнительно недавно: первые встречи с ней датируются 2018 годом, а в 2024-м экологи сообщили, что вид уже закрепился в регионе. Сколия выглядит внушительно — крупная, с яркими пятнами на крыльях и теле. Но для человека она безопасна, ее яд слабее яда обычных ос и пчел.

Живет скопия одиночно, гнезд не строит, а личинки развиваются внутри крупных жуков-вредителей, парализованных самкой. Для городской экосистемы это новый хищник среднего звена, который не угрожает людям и при этом регулирует баланс насекомых.

Паук-оса, или аргиопа Брюнниха (Argiope bruennichi)

Аргиопа Брюнниха. Фото: Википедия

Еще десять лет назад встреча с этим нарядным пауком в Подмосковье считалась редкостью, а сегодня он уже привычный житель умеренных широт. Расширение ареала стало возможным благодаря мягким зимам и особому способу расселения: молодые паучата выпускают тонкую нить, ветер подхватывает ее и уносит их на десятки километров. Для человека аргиопы практически безвредны: их укус менее болезненен, чем укус обычной осы и обходится без застрявшего жала. Тем не менее пожилым людям или тем, у кого ослабленная иммунная система, лучше держаться от этого паука подальше — как, например, и от пчелиного улья.

— В основном продвинулась на север аргиопа полосатая, в меньшей степени аргиопа дольчатая, которая пока еще не добралась до границ Московской области, — поясняет Кирилл Михайлов, арахнолог и старший научный сотрудник Зоологического музея МГУ.

Испанский слизень (Arion vulgaris)

Испанский слизень. Фото: Xauxa Håkan Svensson

Этот моллюск — один из самых неприятных новоселов для дворов и садов. Первые документально зафиксированные встречи с ним в Подмосковье относятся к 2009 году, в дождливое лето 2025-го жители жаловались уже на целые «ковры» слизней, устилавшие землю после обильных осадков. Способ расселения слизня всегда один и тот же: яйца или молодые особи проникают на новые территории вместе с рассадой, рулонным газоном и грунтом. Для растений это серьезный вредитель: слизни буквально «сбривают» зелень до земли.

Тигровый комар (Aedes albopictus)

Тигровый комар. Фото: Центр по контролю заболеваний

Этот полосатый комар представляет наибольший санитарный риск из всех климатических переселенцев. Изначально обитавший в Юго-Восточной Азии, он уже закрепился на Черноморском побережье Кавказа и на Дальнем Востоке. В Москве устойчивых популяций пока не зафиксировано, но завезти комара могут и транспортом, и в различных грузах, например в рассаде.

Опыт Европы показывает, что там, где этот вид закрепляется, появляется риск локальной передачи вирусов (иногда таких опасных, как денге или чикунгунья). Поэтому главный акцент санитарных служб — мониторинг: быстрые карты очагов, чтобы отследить появление комара на ранних этапах и принять меры.

— Переносчиками опасных болезней может быть широкий спектр комаров, в том числе и аборигенные виды, — поясняет Иван Петров. — Только лишь наличия комаров недостаточно для передачи инфекции. Чтобы выжить, возбудителям заболеваний (малярии, денге) требуется водоем, долго находившийся в подогретом состоянии, с определенной температурой и насыщенной биотой (планктон и т. п.). Лужицы в подвале вряд ли подойдут для такого.

Каракурт (Latrodectus tredecimguttatus)

Каракурт. Фото из соцсетей

Один из главных героев народных страшилок легко узнается по блестящему черному телу и ярким пятнам на верхней стороне брюшка. Его укус болезненный, может вызвать довольно неприятные последствия — на юге России каждое лето фиксируются подобные инциденты. Летальные исходы, впрочем, крайне редки. Ареал паука постепенно расширяется, охватывая новые регионы: например, Алтайский край и Новосибирскую область. Для Москвы и Московской области, несмотря на отдельные сообщения о встречах с этим членистоногим, каракурт остается нехарактерным видом: устойчивых популяций в средней полосе нет, что подтверждают эксперты МГУ.

— Наиболее опасны самки этого паука, — рассказывает Кирилл Михайлов. — Сам укус почти не чувствуется, но происходит сильное воздействие яда на нервную систему, на передачу нервных сигналов в организме. На месте укуса первоначально возникает маленькое красное пятнышко, которое быстро исчезает. Через 10–15 минут резкая боль распространяется в область живота, поясницы и груди, немеют ноги. Наступает сильное психическое возбуждение, замедление и аритмия пульса, появляется белок в крови и моче. Симптомы: сильная, не утихающая до нескольких дней боль, тошнота, слабость, мышечное напряжение, судороги, гипертензия, тахикардия, затруднение дыхания, повышенное потоотделение, слезотечение. Затем больной становится вялым, но ведет себя неспокойно, сильные боли лишают его сна. Через 3–5 дней на коже появляется характерная сыпь, состояние улучшается. Выздоровление наступает через 2–3 недели, но слабость обычно остается еще более месяца. В тяжелых случаях, при отсутствии медицинской помощи, через 1–2 дня после укуса наступает смерть.

Божья коровка-арлекин (Harmonia axyridis)

Божья коровка-арлекин. Фото: Денис Ветренко

Этот вид уже обжился в столице и пугает не ядом или укусами, а своим количеством. Осенью этот мелкий жук (родом из Восточной Азии, но уже освоивший гигантские территории вплоть до Британских островов) ищет зимовочные убежища и заселяется в дома целыми полчищами. Если коровку травмировать, она выделяет жидкость с аллергенами, которая может вызвать ринит, приступ астмы или крапивницу у чувствительных людей.

Обращаться с жуком надо аккуратно: помогает проветривание с москитными сетками, сбор насекомых пылесосом и влажная уборка. «Если их раздавить, можно получить раздражение кожи. Если случайно проглотить такое насекомое, можно отравиться. Сами по себе Harmonia axyridis не агрессивны и на человека не нападают», — поясняет энтомолог Роман Хряпин.

Перечисленные «гости столицы» для горожан — больше про бытовые неудобства, а не про угрозу жизни. Встречи с ними могут быть не особо приятны, но они не смертельны.

— Я постоянно собираю пауков по всему свету, но был больно укушен всего три раза: в Грузии, Турции и Амурской области, — успокаивает Юрий Марусик. — У амурского паука была предостерегающая окраска, яркое красное пятно на брюшке. В Грузии я схватил экземпляр, потому что был студентом и ранее не встречал таких — для меня это была экзотика. В Турции мы целенаправленно искали вид, описанный более ста лет назад, я первым его увидел и, естественно, не мог отпустить.

То есть все три раза я пострадал, потому что целенаправленно хватал пауков пальцами.

Реальные хозяйственные и санитарные риски связаны, пожалуй, только с тигровым комаром, испанским слизнем и божьей коровкой-арлекином. Есть ли способы справиться с этими заселенцами?

Что делать: бороться, адаптироваться, сосуществовать

— Известно много примеров успешного целенаправленного расселения насекомых, но почти нет случаев, когда удавалось остановить их распространение. Обычно можно локализовать лишь «острова» — изолированные очаги, включая тепличные популяции, — говорит агроном Олег Волков. — Например, Англия регулярно ликвидирует популяции колорадского жука. Ликвидация мясной мухи (Cochliomyia hominivorax) началась с острова Кюрасао в Нидерландах, в дальнейшем США ликвидировали эту муху на всей своей территории (как и средиземноморскую муху), но это потребовало гигантского финансирования, не доступного никакой другой стране.

Некоторые меры все же можно предпринять. Начинать стоит там, где люди сами создают условия для новоселов. Их дома и ясли — растения и вода. Новые саженцы лучше подержать на карантине две недели отдельно от грядки или подоконника: осмотреть корневой ком, убрать лишний субстрат, промыть поддоны и горшки. Так отсеиваются «автостопщики», приехавшие с посадочным материалом.

На садовом участке, если не считать ядохимикатов, работают простые санитарно-агротехнические меры: с поверхности почвы следует убирать растительные остатки, прореживать загущенные посадки, в прохладные часы собирать тех же слизней вручную (лучше в перчатках: на этих животных хоть и редко, но обнаруживают паразитов, также в их слизи могут содержаться аллергены) и ставить приманочные ловушки.

Вода — отдельная проблема. Она служит питательной средой для комаров, поэтому нельзя допускать ее застоя. Все емкости в доме стоит закрывать крышками или сеткой, поддоны под цветами просушивать, а желоба и лотки регулярно очищать. Те же принципы действуют и в городе, только в большем масштабе. Здесь борьба с насекомыми превращается в инженерную задачу: ливневки должны иметь правильные уклоны, решетки — не задерживать воду, песколовки — регулярно очищаться, технические емкости — быть плотно закрытыми.

При этом следует помнить, что для борьбы с насекомыми-вредителями — что дома, что в городской среде — нужны не разовые меры, а постоянные и последовательные. Помимо прочего, они предполагают установку сезонных ловушек у транспортных узлов, рынков растений и больших парков, единую методику учета.

Проблема в том, что сегодня в России даже для фитосанитарного контроля, осуществляемого Россельхознадзором, критически мало законодательных инструментов.

— Защита растений в России не подкреплена единой государственной политикой, — констатирует Олег Волков. — В большинстве стран имеются законы о защите растений, например в Беларуси, Казахстане и Европейском союзе), в России такого закона нет. Как нет и системной подготовки кадров и четкой государственной стратегии по борьбе с вредителями, особенно после упразднения в 2004 году государственной службы карантина растений.

— Чтобы снизить шансы закрепления инвазивных видов, нужно сохранять максимально большое видовое разнообразие внутри нашей экосистемы: поддерживать аборигенные виды растений, насекомых и почвенных беспозвоночных. Если у нас будет полноценная аборигенная экосистема, новые виды не смогут встроиться, потому что все ниши будут заняты, — заключает биолог Иван Петров.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Волкособы

Как охота, рубки лесов и умирание сел ведут к появлению опасных гибридов волков и собак

«Город используют по назначению»

Жители Северска спорят о радиоактивных отходах из Франции. Многие считают их ввоз и захоронение в городе благом

Безмолвные катастрофы

Документальное кино о ядерной отрасли и попытках замолчать ее опасность. Подборка «Кедра»

«Они тоже заслуживают иной судьбы»

Репортаж из приюта для сельскохозяйственных животных — как и зачем люди спасают их от убоя?

«Если копать, можно получить маленький Чернобыль»

Строительство жилого комплекса может привести к радиоактивному загрязнению на северо-западе Москвы. Репортаж из Щукино