Поддержать
Сюжеты

«Изнасиловали нашу землю» Репортаж из подмосковных сел, которые седьмой год живут в окружении горящих свалок

03 февраля 2026Читайте нас в Telegram
Кирилл и Ольга возле свалки. Фото: Анна Садовина

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Гора мусора покрыта желтыми языками пламени. Вверх поднимается густой дым. Рядом возвышаются кучи кирпичей, коробок, бочек и битой электроники. Вдали пылает еще одна свалка. «Виновник торжества», — говорит человек за кадром, снимая суетящегося в дыму мужчину в черной футболке, видимо, намекая, что именно он поджег мусор. Прибывшие пожарные разматывают шланг.

Это одно из десятков видео, которые за семь лет опубликовали в соцсетях жители подмосковной деревни Назимихи, села Трубино и садоводы из товариществ «Эколог» и «Домостроитель-1». В 2018 году в этих местах, в 40 км от Москвы, закрылся совхоз «Литвиновский». На землю, где раньше выращивали корма для сельскохозяйственных животных, новые собственники стали свозить мусор — и тут же его захоранивать или сжигать.

«Этот мусор уже подпирает наши заборы и калитки, а в некоторых местах превышает высоту ограждений. Его сжигают открытым образом вблизи жилых домов, и в нашу сторону летит черный дым. Нам невозможно дышать на своих участках», — рассказывают местные.

Чиновники знают, что происходит, и даже признают, что складировать и сжигать отходы на землях сельхозназначения нельзя. Но справиться с проблемой почему-то не могут. Между тем конфликт набирает обороты. Корреспондент «Кедра» передает с места событий.

«Куда ни плюнь — только мусор остался»

За деревней Назимихой расположено село Трубино. Границу между ними можно определить только по повороту на улицу Производственную, куда ежедневно заезжают десятки грузовиков. Машины сваливают здесь мусор — водителей не смущает, что они делают это прямо напротив жилых домов.

— Летом пыль жуткая стоит, приходится платками закрываться. Вот с этого участка все и началось, — активистка Ольга подводит меня к высокой куче перемешанных с землей пакетов и досок. — В 2018 году, когда мусорщики выкупили землю, приехали первые самосвалы. Потом они наращивали мощь, в последнее лето мы ежедневно насчитывали 20–30 многотонных грузовиков.

Ольга живет в подмосковном Фрязино, а в Назимиху приезжает на дачу — у нее небольшой домик в СНТ «Эколог». Участок приобрел ее отец 20 лет назад. Тогда места, по словам женщины, были «райскими»: лес, пруд, поля. Теперь все выглядит иначе.

Ольга на месте исчезнувшего пруда. Фото: Анна Садовина

Ольга поднимается на гору грязи. Под завалами стекла, досок и пластика можно заметить проблески серой воды. Совсем недавно здесь был пруд, но в прошлом году мусорщики засыпали и его. Местные уверяют, что даже не успели понять, как это произошло. Они обратились с жалобами в природоохранную прокуратуру, администрацию Щелково и СМИ, которые выпустили репортаж об исчезнувшем водоеме. Ведомства отреагировали, пообещав «разобраться». Мусор на месте пруда лежит до сих пор.

На карте водоем, к слову, все еще обозначен — на том месте, где мы стоим. «Можно сказать, что мы сейчас купаемся», — усмехается житель Трубино Кирилл.

— Раньше на пруду останавливались перелетные птицы, цапли гнездились, — добавляет Ольга. — Местные жители ловили рыбу. По берегам поля были. Сейчас все засыпали, куда ни плюнь — только мусор остался.

Завалив один пруд, мусорщики поехали на другой и попытались его слить. По рассказам местных, приехал экскаватор, повалил на берегу деревья и прокопал канал, куда начала уходить вода.

— Экскаватор остановили наши женщины, полезли прямо под падающие деревья. Стали кричать и спрашивать про порубочный билет. Водитель заглушил мотор и сказал, что проводит «благоустройство». Потом позвонил кому-то и быстренько уехал, — говорит жительница кооператива «Домостроитель-1» Дарья.

После попытки слить пруд жители вновь обратились в администрацию Щелково.

— К нам несколько раз выезжали сотрудники администрации. Делали круглые глаза, удивлялись, что вокруг помойка. Обещали разобраться, грозили пальцем. Потом уезжали, а свалки продолжали расти, — вздыхает Дарья.

Стихийная свалка на улице Производственная. Фото: Анна Садовина

Земли, на которых сегодня складируют мусор, — сельскохозяйственные. Происходящее незаконно, что подтверждают и проверки Россельхознадзора, по результатам которых собственникам нескольких участков выписали предостережение за нецелевое использование земель.

К слову, о собственниках. Они представляют собой не какую-то одну компанию, это буквально десятки физических лиц, которые почему-то занимаются на своих участках одним и тем же: складируют и сжигают мусор. Жители считают, что имеют дело с «теневым сговором».

— Мы обращались в органы различного уровня: от администрации городского округа Щелково до администрации президента, — рассказывает Кирилл. — Вызывали полицию на место свалок, но полицейские, как и пожарные, приезжают и просто не могут зайти за ворота. Начинают стучать, заглядывать в щелку. Если им удается проникнуть, все ограничивается предписаниями, предостережениями или минимальными штрафами. Все обо всем знают, но ситуация не меняется.

Десятки участков закрыты от посторонних глаз высокими серыми и синими заборами, которые тянутся по всей Производственной улице. Практически над каждым из них на ветру развеваются российские флаги.

Узнать, что происходит за закрытыми воротами, местные жители могут только по дыму и горам отходов, которые «выглядывают» из-за заборов.

— В теплое время года вонь страшная, дым и гниение — дышать невозможно. В холода не так ощущается. У многих во дворах колодцы, и мы по вкусу воды замечаем, что ее качество ухудшилось. Сотрудники областного Минэкологии приезжали, брали пробы, но результат нам показать отказались. Здесь старики, дети, больные люди живут — чем они дышат и что пьют? Но о проблемах наших, конечно, все знают, — подчеркивает Ольга.

Фразу «все знают» повторяет каждый, с кем мне удается поговорить. Это подтверждают и документы, аккуратно собранные местными жителями. За семь месяцев 2025 года только на один участок сотрудники МЧС выезжали 15 раз и составили пять административных протоколов по статье о нарушении требований пожарной безопасности. Зафиксированных случаев складирования мусора — еще больше. Ради свалок собственники вырубают деревья или заходят на земли лесного фонда. О дальнейшей судьбе составленных протоколов местным жителям неизвестно. Они стараются действовать осторожно из-за угроз от собственников участков.

Новые владельцы огородили свои участки заборами. Фото: Анна Садовина

«Вы не боитесь сгореть?»

Мимо проезжает черный легковой автомобиль, останавливается вдали. Из машины выходит мужчина в куртке такого же черного цвета и снимает нас на телефон, кому-то звоня после. Жительница села Трубино Юлия* усмехается: «Обычная ситуация».

— Когда они видят чужие машины, начинают кружить как коршуны, — объясняет женщина. — Один раз мне чуть машину не протаранили. Я приехала сделать фотографии свежих свалок, а один из них увидел нас и вот так же кому-то позвонил. На обратном пути нам встретились два мусоровоза. Мы начали снимать, как они заезжают на территорию для выгрузки мусора. Водитель выбежал и начал кричать, что не давал согласия на фото. В это время другой мусоровоз со всей силы поехал на мою машину, остановился буквально в 15 см. Я набрала «112», и они, испугавшись, уехали. Но теперь я и сама боюсь.

Юлия опасается говорить под своим именем, как и многие здесь. Во время торгов земли бывшего совхоза продали вместе с дорогой — единственной, по которой жители могут добраться до своих домов.

— Мы с вами сейчас едем по сути нелегально, по чужой собственности, — вздыхает Ольга из СНТ «Эколог». — Боимся, что они поставят шлагбаум и просто запретят нам въезд. Некоторые уже угрожали этим, если мы «не прекратим жаловаться».

Летом владельцу одного из участков пришлось откапывать от наваленного мусора вход в собственный дом. Это даже показали журналисты. Такая проблема, рассказывают жители, повсеместна.

— Вон грунт поднят на ползабора, и все засыпано мусором. Можно встать и посмотреть, что у соседки в огороде делается, — возмущается Мария. — Мы больше ничего не сажаем: фильтраты и грунтовая грязь из-под мусора к нам на участки бежит. Если бассейн на ночь не закрыть, то утром в нем уже пепел плавает. Я, бывает, по столику провожу тряпкой, так она от сажи черная становится.

Местные передают друг другу листовки с выведенными на бумаге словами: «Назимиха-Трубино-Щелково — не свалка». Однако реальность отличается, что признают даже карты. На них возле «Домостроителя-1» значится мусорный полигон, которого быть не должно. Словно в насмешку к нему прикреплены фотографии стихийных свалок и горящих мусорных куч, которые делали местные жители и отправляли с жалобами в различные ведомства.

— Они вообще ничего не боятся и говорят: «Пишите куда хотите, это бесполезно». Некоторым прямым текстом говорили: «Вы не боитесь сгореть?» Жаль не успели эти слова записать, но их все слышали, — рассказывает жительница «Домостроителя-1» Елизавета*.

Черная машина, кружившая вокруг нас около часа, снова останавливается. Местные косятся на вышедшего из автомобиля мужчину, узнают.

— Они мне машут, когда я мимо проезжаю. Всех знают: и нас, и детей наших, порой ходить здесь боишься, — признается одна из женщин. — Я бы с радостью уехала, продав дом, но никто брать не хочет.

Самосвалы с мусором возле СНТ «Эколог». Фото: Анна Садовина

«Все завертелось»

Жители просят уточнить: чиновники не бездействуют полностью. Проблема далека от решения, но некоторые улучшения есть:

— Около двух недель ничего не сжигается, костров не видно. Администрация округа пытается, как может, но этого недостаточно.

Сотрудники министерства экологии и природопользования Московской области периодически подают в суд на землевладельцев, организующих свалки. С начала 2025 года, как утверждает пресс-служба ведомства, сумма выигранных исков составила 14 млн рублей. Общий ущерб оценивается в 200 млн рублей.

Государственный инспектор министерства экологии и природопользования Московской области Виталий Гуреев около полугода на связи с жителями Щелково. Как он рассказывал на одной из встреч, за пять месяцев работы ведомству удалось привлечь к ответственности собственников 21 участка. Конечной целью является изъятие земель в пользу государства с последующей рекультивацией.

«Мы регулярно проводим надзорные мероприятия и считаем ущерб. После этого выходим с иском в суд. Сейчас наши материалы переданы в прокуратуру городского округа Щелково для возбуждения уголовных дел. На сегодняшний день на владельцев некоторых участков уже наложены ограничения: они не могут продать свою территорию. Эта история тянется уже долго, потому что кто-то закрывал глаза, кто-то пытался что-то сделать, но не получалось. Мы с жителями провели большую работу, вместе реагируя на случаи загрязнений и пожаров. Они следят за происходящим и оперативно сообщают о нарушениях. На территории есть и порядочные предприниматели, которые занимаются чистым маленьким бизнесом. Они тоже мои “глаза”, потому что купили землю, а в итоге задыхаются от гари», — уверяет Гуреев.

Двумя месяцами ранее сотрудник администрации городского округа Щелково в разговоре с журналистами сообщал: «Мы ничего сделать не можем. Ни предостережения выдавать, ни штрафовать. Есть вышестоящие инстанции, но они почему-то вяло реагируют».

Судя по документам, органы власти просто перенаправляли жалобы жителей друг другу. Теперь местные надеются, что ситуация сдвинется с места.

— Мы хотим добиться, чтобы люди, которые изнасиловали нашу землю, ответили за свои поступки. Они должны возместить ущерб природе и жителям и ликвидировать то, что натворили, — говорит напоследок Ольга.

Вместо пруда остался лишь мусор. Фото: Анна Садовина

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Вырывают наши сердце и легкие»

Репортаж из Мурманска, где тысячи человек требуют не строить микрорайон на месте зеленой зоны

Валера с тигром

Истории россиян, державших дома крупных хищников, и самих зверей — которых в итоге пришлось спасать

Гул и скрежет человечества

Почему шум — не просто неудобство, а глобальная экологическая проблема. Объясняет «Кедр»

Моя мусорная революция

Корреспондент «Кедра» попыталась организовать раздельный сбор отходов в своем подъезде. В процессе был похищен Валерий Меладзе

Общество сверхпотребления

Что заставляет людей покупать лишнее и почему это опасно для природы