Поддержать
Сюжеты

Бесконечная лихорадка Документальные фильмы Берлинале об экологических кризисах и неуемном стремлении к деньгам. Выбор «Кедра»

27 февраля 2025Читайте нас в Telegram
Кадр из фильма «Только на Земле»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Берлинский международный кинофестиваль (Берлинале) традиционно открыт для смелых и неконвенциональных фильмов на экологическую тематику. Они не только попадают во все программы фестиваля, но и получают награды. Так, в прошлом году жюри секции Encounters признало лучшим фильмом документальную картину «Прямое действие» (Direct Action) о повседневной жизни французских экоактивистов. Фильм получил неоднозначные отзывы критиков и зрителей и стал одним из самых неожиданных победителей последних лет.

В 2021 году приз зрительских симпатий программы Panorama получила бразильская картина «Последний лес» (A Última Floresta) о коренном народе яномамо в тропических лесах Амазонии и угрозах их образу жизни.

Если отсмотреть все 240 фильмов, вошедших в программу нынешнего Берлинале, наверняка окажется, что тема климатических изменений и других экологических вызовов затрагивается во многих из них, однако сделать это невозможно. «Кедр» рассказывает о трех наиболее ярких документальных лентах, касающихся экологических кризисов в Европе, Африке и Латинской Америке.

Лошади в огне

Кадр из фильма «Только на Земле»

В фестивальной секции для детей и подростков Generation всегда находится место фильмам о взаимоотношении человека и природы. В этом году в программу вошла документальная картина датской режиссерки Робин Петре «Только на Земле» (Only on Earth) о лесных пожарах в Галисии.

Этот фильм — мозаика взглядов: камера следит за буднями десятилетнего Педро, ветеринара Эвы и пожарного Сана, но также позволяет увидеть мир глазами домашних и диких животных. Педро и его друг учатся ухаживать за лошадьми, Эву вызывают к кашляющей кобыле, а Сан показывает свою работу и делится наблюдениями о природе лесных пожаров. Он тушит их уже больше 30 лет.

Фильм проводит важную мысль: пожары становятся все более разрушительными и это напрямую связано не только с изменением климата, но и с сокращением биоразнообразия. В горах Галисии веками жили дикие лошади, которые сдерживали распространение огня, поедая сухую растительность. Но сегодня их численность быстро сокращается. Ветры усиливаются, растительность воспламеняется быстрее, у лошадей становится все меньше еды.

«Даже звук огня изменился, он стал ревущим», — отмечает Сан.

Фильм фиксирует реальность, показывая, как люди адаптируются к меняющемуся климату. При этом герои фильма не проговаривают решений этой глобальной проблемы. Задуматься, что можно делать для сохранения экосистем, остается задачей зрителей.

Другая сторона электромобиля

Документальный фильм «Кобальт» режиссера и экоактивиста из Демократический Республики Конго Петны Ндалико Катондоло переносит зрителей в сердце мировой добычи этого металла — на конголезские рудники Колвези. Кобальт необходим для производства аккумуляторов электромобилей и возобновляемых источников энергии, что делает его одним из ключевых элементов «зеленой» энергетики. Однако глобальная гонка за этим ресурсом оказывает огромное давление на экосистемы Конго и подрывает здоровье местных жителей.

Фильм рассказывает о шахтерах, занимающихся кустарной добычей кобальта. Они рассказывают об отличиях своей работы от промышленной добычи, также процветающей в стране: кустарный метод обеспечивает более справедливую оплату труда и передачу знаний о более щадящих почву способах добычи металла из поколения в поколение. Однако эта система все еще часть общей эксплуатации: люди сталкиваются с тяжелым физическим трудом, отсутствием социальной защиты, а их зарплату трудно назвать иначе как мизерной.

Женщины тоже заняты в горнодобывающей отрасли: они промывают руду, подвергаясь воздействию токсичных веществ, и занимаются поиском рынков сбыта. Это отнимает у них столько времени и сил, что ведение домашнего хозяйства часто ложится на плечи детей.

Колониальное прошлое региона до сих пор определяет современные процессы. Чужаков всегда интересовали только богатые недра Африки, а не люди, их знания или традиции. И сегодня благами от добычи кобальта в Конго пользуются мировые автомобильные концерны, а не простые жители этой страны. Природа тоже страдает: добыча металла ведет к загрязнению почв и рек, гибели рыбы.

«Жадность загоняет полезные ископаемые все глубже в землю», — говорят старейшины.

Кроме того, из-за нерационального использования ресурсов ценные минералы пропадают впустую. «В одном камне можно найти десять разных минералов: кобальт, медь, железо, золото, марганец… Но покупателям нужен только кобальт», — сетует начальник шахты.

Камера запечатлевает жизнь занятых в кобальтовой отрасли: пыль, изнуряющую жару, монотонность будней. Энергия будущего создается за счет сил и здоровья тех, кто остается в тени глобального прогресса.

Фильм был показан в программе Forum Expanded, известной экспериментальным кино.

В каучуковой лихорадке

Кадр из фильма «Память бабочек», программа Forum © Miti Films / Biblioteca Amazónica / Morey Family Archive

Архивная фотография начала XX века, на которой запечатлены двое коренных жителей Перу, стала отправной точкой для перуанской режиссерки Татьяны Фуэнтес Садовски. Известны были лишь их имена — Омарино и Аредоми — и то, что европейцы увезли их в Лондон. Документальный фильм «Память бабочек» (La Memoria de las Mariposas) — попытка Фуэнтес Садовски проследить судьбу этих людей, неразрывно связанную с колониальной торговлей каучуком в Латинской Америке конца XIX — начала XX века. Работая с архивами Перу, Бразилии, Великобритании, Ирландии и США, она по крупицам собирает информацию об Омарино и Аредоми.

Каучук — вещество, необходимое для производства резины. Его стали массово получать синтетическим путем лишь в 1930-х годах, а до этого добывали из деревьев рода гевея, одуванчиков и фикусов, произрастающих в Южной Америке. Для местных жителей интерес европейцев к этому веществу стал катастрофой.

«Когда каучук рос и процветал только в этом уголке мира, оружие и капитал прибыли из самых отдаленных мест, чтобы воспользоваться его несравненными богатствами. Были основаны города, через девственные джунгли проложены новые тропы, образовался новый мир», — цитирует Фуэнтес Садовски документ той эпохи.

«Новый мир» строился на страданиях и смертях десятков тысяч людей — происходившее осталось в истории как геноцид в Путумайо. Коренные жители фактически находились в рабстве у европейских компаний и местных каучуковых баронов — они были вынуждены выполнять непосильные нормы по сбору каучука под угрозой жестоких наказаний. Среди них были Омарино и Аредоми. Британский дипломат Роджер Кейсмент вспоминал, что

при первой встрече Омарино весил всего 25 килограммов, а груз каучука, который он принес, — 29.

Кадр из фильма «Память бабочек», программа Forum © Miti Films / MAA Cambridge / Community of Puerto Arica

Оба родителя мальчика к тому времени были мертвы. Кейсмент, расследовавший зверства Перуанской амазонской компании, привез Омарино и Аредоми в Лондон, чтобы те были живыми доказательствами преступлений эксплуататоров. Однако их не спрашивали, готовы ли они покинуть родину и чего хотят от жизни.

В Ирландии Кейсмент собирался устроить одного из мальчиков в колледж. Но для директора учебного заведения происходящее было не приемом нового ученика, а «очень интересным личным экспериментом над молодым варваром».

В какой-то момент Фуэнтес Садовски признается, что часть ее семьи происходит от каучуковых баронов, причастных к геноциду коренного населения Перу. Мы также слышим голоса нынешних жителей тех мест, откуда произошли Омарино и Аредоми. Возможно, среди них есть и их прямые потомки, поскольку режиссерка установила, что молодым людям с фотографии все же удалось вернуться в родные деревни.

Этот поэтичный и медитативный фильм дает возможность увидеть места, в которых разразилась каучуковая лихорадка и которые до сих пор хранят память о ней как о геноциде коренного населения, так и об истощении здешней природы во имя денег.

Фильм был показан в программе Forum и стал обладателем приза Международной ассоциации кинокритиков (FIPRESCI) в этой секции. Картина также удостоилась специального упоминания жюри Berlinale Documentary Award, которое выдает награды за лучший документальный фильм фестиваля.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге